ребенок в детском саду

В преддверии праздника Защитники Отечества на всей территории РФ в целом, и 23 февраля в детском саду, в частности, вопрос воспитания мальчиков становится наиболее актуальным. День 23 февраля в детском саду призван помочь воспитателю правильно расставить акценты в общении между мальчиками и девочками, дать дошкольникам понять, что они России верные сыны. Подготовка к 23 февраля в детском саду начинается задолго до праздника, в форме специальных программ, применяемых в повседневном общении с ребятами.

Предлагаем вашему вниманию статью Оксаны Петровны Нагель, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Белгородского государственного университета.

Для формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста нами, совместно с воспитателем О.В. Румянцевой, на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 72 г. Белгорода разработана и апробирована программа РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ. Она рассчитана на старший дошкольный возраст и содержит циклы занятий, игры, тренинги, упражнения и другие виды деятельности.

Для современных педагогов важно определиться со стратегией воспитания мальчиков не только перед 23 февраля в детском саду, но и в общем подходе в дошкольному образованию, осознать особенность мужского типа поведения.

Необходимо отметить сложность воспитания основ мужественности у детей дошкольного возраста.

  1. Во-первых, воспитатели-мужчины в детском саду всегда были большой редкостью, а женщине мало пригодится собственный детский опыт при педагогическом взаимодействии с мальчиками, сравнивать себя с ними в детстве бесполезно, а иногда и вредно.
  2. Во-вторых, в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать. Мужчина – это воплощение и символ физической и духовной силы, мальчик же – слаб, раним, уязвим. Принято считать, что типично мужскими качествами являются доминантность и агрессивность, но вместе с этим мальчишки должны научиться понимать чужую беду и страдания, уметь оказать действенную помощь, поступаясь своими интересами. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, старикам, желание и способность защищать более слабых.

Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо как можно шире предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения, поскольку действенное начало мужского характера должно проявляться, прежде всего, в поступках.

Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, чрезмерная ласка.

Позиция воспитателя в общении с мальчиками не должна быть излишне авторитарной.

По словам В.А. Сухомлинского, мальчик тем сильнее чувствует себя мужчиной, чем сильнее он чувствует в окружающих его девочках женщин. Традиционно считается, что в отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского – на адаптируемость, воспитуемость. Однако современная система воспитания заставляет девочек принимать несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми. В определенной мере они справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как им трудно адаптироваться. Существенное значение имеет игровая деятельность, при организации которой необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии (доминирование – подчинение), игровую конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Следует удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, несмотря на то, что педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба».

Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов.

Мы считаем нецелесообразным излишнее подавление природной агрессивности мальчишек, в частности запрет на оружие, поскольку мальчики изготовят его из того, что будет под рукой, либо вообще будут «стрелять из пальца».

Современный рынок игрушек переполнен автоматами-трещетками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помочь ребенку войти в роль милиционера, солдата, спасателя, охотника, воспроизвести действия, присущие его носителю. Безусловно, при их использовании необходимо соблюдать главное требование – безопасность игр и игрушек для здоровья ребенка. Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, ребенок идентифицирует себя с ее носителем, то есть переживает свою тождественность или контрастность с выбранным им героем. Плащи и шпаги, камуфляж, банданы и пистолеты – вот униформа мальчишек. Целесообразно расширять игры в детском саду, проводимые с мальчиками. Это могут быть игры военной, героической, транспортной, индустриальной тематики, режиссерские игры с машинами и солдатами, строительно-конструктивные, подвижные и спортивные. Мальчуганы стремятся быть сильными, опасными, стремятся к тому, чтобы с ними считались. Эти потребности реализуются в играх военной и героической тематики. Безусловно, необходимо акцентировать внимание на нравственных аспектах воспитания будущего мужчины как защитника.

Мальчики равнодушны к играм, в которых нет элемента опасности, соревнования. От них можно услышать вопрос об игре:

— И никого не убивают? Нет победителей? Тогда в чем же интерес?.

Когда мальчишки играют в войну, они репетируют свою роль, которую им, может быть, предстоит сыграть в будущем в гораздо более серьезной драме. Возможно, однажды нам понадобится защита именно этого мальчика, который сейчас посещает детский сад.

Самой по себе битвы недостаточно, мужчина стремится к романтике. Недостаточно быть просто героем: мужчине важно быть героем для кого-то, например, для женщины, которую он любит. Эти чувства, желания и стремления могут быть подавлены, забыты или заменены чем-то другим, но в сердце каждого маленького мужчины есть отчаянное желание выиграть сражение, пережить приключение и спасти красавицу.

Специфика программы РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ

При реализации задач формирования мужественности у мальчиков дошкольного возраста мы учитывали и старались восстановить субкультуру мира мальчиков и мира девочек. Согласно рекомендациям М.В. Осориной мы использовали [2]:

  • традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
  • детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
  • детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного или ягодного места);
  • детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
  • детскую магию и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);
  • детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
  • детское словотворчество (детскую этимологию, языковые перевертыши, неологизмы);
  • эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
  • наделение прозвищами сверстников и взрослых;
  • религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Была также создана пространственно-предметная развивающая среда, элементами которой являлись:

  • уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машинами, конструкторами, строительными материалами, игровой униформой – пилотками, касками), позволяющими мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли;
  • мини-среда мужского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь);
  • уголок «мужской доблести» (рыцарские доспехи, казацкое снаряжение, игрушечное военное обмундирование и оружие различных исторических эпох, изображение парусников, кораблей).

Кроме того, в развивающую среду вошли три мини-музея.

  1. МУЗЕЙ ГАРМОНИИ включал в себя методическое оснащение для занятий изобразительной деятельностью, музыкой, физической культурой.
  2. Экспозицию музея МЫ — ЮНЫЕ БЕЛГОРОДЦЫ составили материалы о выдающихся людях – мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Белгородской области и России.
  3. МУЗЕЙ МЕЧТЫ представлял собой методическое оснащение, направленное на осознание и апробацию детьми в процессе игровой деятельности будущих социальных ролей: семьянина,  работника, друга.

При отборе художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов для использования в полоролевом воспитании мы учитывали следующие принципы:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональная насыщенность и привлекательность;
  • динамичность сюжета;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру;
  • ярко выраженная динамика характера героев.

Для формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста посредством художественных произведений мы опирались на рекомендации и психолого-педагогическую технологию работы с детьми Т.А. Репиной [3].

  • На первом этапе подборка художественных произведений была нацелена на воспитание представлений о стойкости, смелости, стремлении оказать помощь слабым или пожилым людям, готовности и желании защищать Родину.

Мы использовали сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Литературные произведения дали возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, позволили вызвать у детей чувство восхищения их мужеством, желание подражать им. В беседах с детьми подчеркивалось, что защитники отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпение и настойчивость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу.

  • При формировании представлений о мужественности использовался и ряд произведений о мальчиках, проявляющих мужественность, смелость, что ближе пониманию ребенка.

При этом обращалось внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи. Обращалось внимание мальчиков на то, как они порыцарски должны относиться к девочкам, к пожилым людям.

В работе широко использовались мультфильмы:

  • советского периода («Вовка в тридевятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Самый маленький гном», «Конек-Горбунок», «Малыш и Карлсон» и др.);
  • современные российские («Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне» и др.);
  • современные зарубежные («Шрек», «Тачки», «В поисках Немо», «Кунг-фу панда», «Король Лев», «Корпорация монстров» и др.).

Мы можем также посоветовать педагогам дошкольных образовательных учреждений ряд книг и пособий, способствующих формированию основ мужественности у мальчиков.

Рекомендуемые книги и пособия:

  1. Аудиоэнциклопедия. Серия «Музыка для малышей». Диски: «Как устроен человек», «Автомобили и транспорт», «Корабли и мореплавание», «Великие путешествия», «Планета Земля», «Увлекательная астрономия» и др. – ООО «Си Ди Клуб», 2003–2006.
  2. Бабурова И.В. Беседы с учащимися о знаменитостях: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Что такое хорошо и что такое плохо: Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD-диске. –М.:  Весть-ТДА, 2004.
  4. Так или не так: Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD-диске. – М.: Весть-ТДА, 2004.
  5. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей». Книга вторая. – М.: Оникс, 2006.
  6. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
  7. Военная техника: Энциклопедия для детей. – М.: Росмен, 2007. 8. Митяев А. Наше оружие. – М.: Детская литература, 1989.
  8. Шипицина Л.М., Хилько А.А. Это я. Формирование Я-концепции у мальчиков. – СПб.: Речь, 2003.
  9. Жукова О. Азбука для мальчиков. – М.: Астрель,2006.

Разработанная нами программа РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ включает четыре блока:

  1. СЛАВНЫЕ СЫНЫ РОССИИ,
  2. Я МАЛЬЧИК — БУДУЩИЙ МУЖЧИНА,
  3. ТРУД НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН,
  4. Я И ДЕВОЧКИ.

Раскроем их содержание.

I блок: СЛАВНЫЕ СЫНЫ РОССИИ

Цель:

  • формирование гендерной идентичности на основе представлений об идеальных моделях поведения.

Задачи:

  • уточнить и сформировать у детей представления о роли мужчин в истории России;
  • обогатить представления о мужских качествах (силе, воле, настойчивости, героизме, выдержке и т.д.);
  • развить чувства уважения и гордости к своему полу.

Содержание форм и методов работы:

Для реализации задач этого блока были проведены следующие занятия в детском саду:

  • Наши имена,
  • Жизнь замечательных детей,
  • История России — царь Петр I,
  • История России — М.В. Ломоносов,
  • Дети — герои,
  • Покорители космоса,
  • Герои современной России,
  • Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена.

Наряду со знакомством с яркими образами произведений художественной литературы, мы полагаем, что особое место следует  отводить рассказам о том, как проходило детство знаменитых личностей.

При раскрытии образа мужчины мы опирались на закрепленные в православной традиции основные ипостаси мужчины, которые и определяют направления воспитания мальчика: будущий воин-защитник, российский интеллигент, будущий отец. Внимание также обращалось на осознание ребенком связи между его именем и его социальной ролью мальчика, будущего мужчины.

Был проведен цикл бесед с детьми:

  • История твоего имени,
  • Жизнь святого, в честь которого ты назван,
  • Значение имен.

Варианты имен или прозвищ содержат сообщение о статусе и ролях (Саша, Шурик, Александр, Саныч) и несут информацию ребенку о том, какой он, каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, содействуя его гендерному становлению. Полоориентированное обращение к ребенку способствует идентификации с определенной социальной ролью. Для мальчика – это мужчина, сударь, рыцарь, джентльмен. Для девочки – это дама, сударыня, юная принцесса, леди. В ходе реализации программы воспитатели подчеркивали особенности образа поведения, характерного для данной социальной роли («ты же мужчина», «папы всегда так поступают»), помогали в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»).

Занятия по программе проходили в форме бесед с использованием иллюстративного и мультимедийного материалов, отрывков литературных и музыкальных произведений. На занятиях для активизации мыслительной деятельности детям предлагали ситуации поискового, проблемного характера. Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить некоторые малопонятные ему вещи, мы использовали архитипические символы мальчиков, фундаментальные образы, общие для самых разных народов. Например,

  • символику свободы и путешествий – ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли;
  • врага – драконы, роботы, монстры, змеи;
  • силы и борьбы – меч, копье, лук, стрелы, крепость;
  • победы – флаг, горн, крики «ура!».

В результате работы в рамках первого блока у дошкольников обогатились представления об истории России, исторических личностях. Дети стали проявлять большую активность в организации и проведении игр военного и патриотического содержания. В поведении и характере детей стали прослеживаться такие качества исторических личностей, как смелость, отвага, благородство, умение прийти на помощь, решительность, последовательность, целеустремленность.

II блок: Я МАЛЬЧИК — БУДУЩИЙ МУЖЧИНА

Цель:

  • сформировать эмоционально-положительное отношение дошкольников к выполнению своей будущей социальной роли.

Задачи:

  • познакомить мальчиков с правилами поведения мужчин в обществе и семье;
  • воспитать уважительное, внимательное отношение к женщинам, девочкам, стремление оказывать им посильную помощь;
  • развить чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

Содержание форм и методов работы:

В содержание этого блока входили занятия по физической культуре, дидактические игры, тренинги, упражнения, чтение художественной литературы. Темы игр и занятий:

  • Король ринга,
  • Лучший стрелок,
  • Крепкий орешек,
  • Русские богатыри,
  • Гладиатор,
  • Робин Гуд,
  • Правила настоящих мужчин,
  • Мальчики — будущие мужчины,
  • Мальчики — маленькие рыцари,
  • Секретное совещание настоящих мужчин.

Занятия в детском саду проходили в игровой форме с использованием иллюстративного и мультимедийного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. Активно использовались репродукции произведений русской живописи: «Видение отроку  Варфоломею» М.В. Нестерова, «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина, отражающие образы русских мужчин.

Помимо формирования у детей представлений, приобретения ими навыков и умений необходимо воздействовать на их мотивационную сферу, чтобы присвоенные эталоны мужского поведения постепенно становились внутренними регуляторами, влияли на эмоциональные проявления ребенка.

Так, например, после рассказа о наградах, принятых в современной России, детям было предложено определить, за какие поступки стоит награждать мальчиков и девочек.

Ребята испытывали большую радость, чувство удовлетворения, если их награждали самодельным значком или орденом «За честность», «За ум», «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».

Проведение бесед с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» помогали обобщить полученные детьми представления, осознать свою социальную роль. С помощью сказок, стихов и рассказов формировались представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Особый интерес у детей вызывало проигрывание ситуаций, где они смогли примерить на себя роль мужчины.

В процессе  упражнений они учились подавать руку девочке при выходе из транспорта, уступать место, ухаживать за девочками, помогать мамам и бабушкам. Для мальчиков стало привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами, даже если эта ноша не столь тяжела, ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной.

Мамы стали отмечать, что мальчики стали более вежливыми, стали чаще помогать им. Многие дети приобрели уверенность в своих словах и поступках, более последовательно стали соблюдать правила и нормы поведения.

III блок: ТРУД НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН

Цель:

  • познакомить с профессиями взрослых мужчин, сформировать представления о труде мужчины дома.

Задачи:

  • развить трудовые умения и навыки;
  • сформировать положительное отношение к профессионально-трудовой деятельности;
  • научить пользоваться инструментами;
  • воспитать желание делать все своими руками;
  • развить чувство взаимопомощи.

Содержание форм и методов работы:

В соответствии с задачами блока были проведены следующие занятия в детском саду:

  • Когда я стану великаном,
  • Кто строит метро,
  • Купцы и меценаты,
  • Актер Белгородчины М.С. Щепкин,
  • Великие путешествия,
  • Спасатели,
  • Настоящий Айболит — доктор Рошаль Л.М.,
  • Маресьев А.П. — военный летчик,
  • Генри Форд и его автомобили,
  • Кормильцы всей Руси,
  • Как работает завод?,
  • Русский хоккей,
  • Архитекторы,
  • Я в рабочие пошел…,
  • Инженеры и изобретатели,
  • Артисты балета: Николай Цискаридзе.

Важным компонентом содержания работы по формированию основ мужественности у мальчиков являлась организация игры ПОСТРОЙ СВОЙ ДОМ, которая продолжалась в течение недели.

В процессе выполнения заданий игры формировались  представления об этапах постройки дома, о строительной технике. Мальчики строили дом по подготовленным ими же планам и чертежам. В ходе игровой деятельности у ребят формировались знания об основных инструментах (молоток, напильник, тиски, клещи, ножовка, напильник). Дети овладевали умениями работать с этими инструментами, учились оказывать друг другу помощь в совместной деятельности, понимать и уважать мнение партнеров. Ребята узнали и о том, что некоторые игрушки, сувениры, атрибуты для игр можно изготовить своими руками. У мальчиков воспитывались такие черты мужественности, как умение трудиться, довести начатое дело до конца, настойчивость, целеустремленность, сила. Воспитатели беседовали с детьми, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров (- Кто такой Левша?, Изобретатель Кулибин), подчеркивали необходимость наличия определенных мужских качеств для того или иного ремесла, дела.

При участии столяра детского сада мальчиков учили разрезать плотный картон, пользоваться лобзиком при работе с фанерой, использовать молоток и гвозди. Ребята научились сколачивать ящик для рассады, скреплять детали мебели с помощью  специального клея или шурупов, чинить некоторые игрушки. Они стали более охотно выполнять посильную им физическую работу, например, переносить столы и стульчики, при необходимости, из одной комнаты в другую или выносить их на веранду.
Дети с особым интересом работали различными инструментами, узнавали их назначение. Результаты своего творчества они дарили девочкам, малышам, использовали как атрибуты в своих играх.

В ходе этих занятий мальчики приобрели навыки работы с различными инструментами, приучались доводить начатое дело до конца, стали с удовольствием выполнять посильную им физическую работу.

IV блок: Я И ДЕВОЧКИ

Цель:

  • преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада на основе соблюдения принципов полотипичности и взаимодополняемости в организации их взаимоотношений.

Задачи:

  • сформировать первые идеалы семейных отношений;
  • расширить представления о мужественности и женственности в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми;
  • развить умение понимать и уважать интересы и мнение партнеров противоположного пола.

Содержание форм и методов работы:

Наибольшее значение на этом этапе имела разнообразная игровая деятельность. Она включала

  • сюжетно-ролевые игры семейно-бытовой тематики, такие как Поход в театр, Автозаправка, Ожидаем гостей, Поездка семьи за город и другие,
  • игры-драматизации по сюжетам сказок, например, Буратино в гостях у Мальвины,
  • ролевые игры Страна мальчишек — Змеевка, страна девчонок — Цветочный город, Марья-царевна и Иван Царевич — национальные характеры,
  • русские народные игры Верба-вербочка, Прялица.

Итогом явилось проведение в детском саду праздника ИВАН ДА МАРЬЯ.

Воспитатели в своей работе широко использовали рассматривание иллюстраций и репродукций картин известных художников (В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», К.Е. Маковского «В жаркий день», Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» и др.). Все разнообразие форм и методов работы было направлено на развитие у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

При выполнении трудовых заданий к примеру, привести участок в порядок, мы дифференцировали виды деятельности для  мальчиков и для девочек.

Важно, чтобы трудовое поручение стало привлекательным для детей: девочки сгребают и собирают опавшие листья, а мальчики отвозят их на тачке в установленное место, разгружают. В повседневной жизни мальчиков приучали оказывать знаки внимания, в частности дарить «сувениры» говорить девочкам и женщинам комплименты. Представителей сильного пола приучали замечать проблемы девочек, женщин, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь. Девочкам объясняли, что помощь и внимание нужно воспринимать с благодарностью. На музыкальных занятиях мальчики и девочки обучались  танцевальному этикету.

В результате мальчики стали внимательнее относиться к проблемам девочек, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры», научились видеть хорошие поступки и ценить их.

Проведенная на базе детского сада № 72 МОЗАИКА г. Белгорода опытно-экспериментальная работа позволяет сделать выводы о том, что эффективность процесса формирования основ мужественности у дошкольников определяется созданием следующих психо-лого-педагогических условий:

  • обогащение представлений об истинно мужских качествах в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся исторических личностей;
  • формирование у мальчиков эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли (сын, муж, отец, гражданин, профессионал);
  • расширение представлений о роли мужчины в обществе, основанных на религиозных, в частности, на православных традициях (будущий воин, российский интеллигент, будущий отец);
  • организация военно-патриотических игр и игр героического содержания;
  • гармоничное сочетание в организации педагогического процесса принципов полотипизации и взаимодополняемости мальчиков и девочек.

Мы полагаем, что заложенные на первых ступенях взросления основы мужественности позволят мальчикам в дальнейшем безболезненно включиться в кадетское движение, в деятельность кружков и клубов, имеющих патриотическую направленность, в школьное самоуправление.

Литература

  1. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. – М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999.
  3. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  4. Синельников А. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. – 1998. – № 1. – С. 211–227.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №7 за 2008 год.