ребенок в детском саду

Рубрика —  Занятия в детском саду

Ужасно интересно,
Все то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно,
Всё то, что интересно! 
Г. Остер

Малыши — очень любознательный народ. Опыты и эксперименты просто обожают. Дошколята очень любопытны. Им хочется самим потрогать, пощупать, рассмотреть.

Занятия по нанотехнологии для дошкольников — это целая академия дошкольных наук.

Это совокупность знаний из области ботаники, географии, астрономии, физики, химии. Экспериментирование, опыт, наблюдения, связь с явлениями, встречающимися непосредственно в жизни, делают занятия в детском саду для малышей увлекательными, интересными и полезными.

Для активизации мышления дошкольников, при проведении «нанозанятий», необходимо использовать проблемно- поисковый метод обучения, а также включать головоломки, логические задачи, учить малышей решать проблемные ситуации, развивая пытливость ума. Показывая опыт или ставя какой-то эксперимент, объясняя решение той или иной задачи, взрослому необходимо ставить так вопросы, чтобы ребёнок мог самостоятельно что-то познать, догадаться и сделать вывод, смог попробовать сам выполнить какое-то действие, увидеть результат, объяснить и повторить.

Рассказывая про дошкольный возраст, Л. Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Задача взрослых – увеличивать запасы знаний дошкольников, упорядочивать и систематизировать их, создавая условия для формирования мировоззрения.

Для расширения кругозора дошкольников родители дома, а педагоги в дошкольных учреждениях, могут проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.

Опыты на изучение органов чувств:

ЧЕЙ ЗВУК?

Оборудование. Ширма, лист бумаги, бубен или колокольчик, свисток, маленькие камешки.

Описание. Попросите одного ребенка зайти за ширму и выбрать там любой предмет, из предложенных. Пусть он им «пошумит». А все остальные дети отгадывают, какой предмет «шумел», уточняя, при помощи какого органа они услышали звук.

ЧУДЕСНЫЙ ЗАПАХ.

Оборудование. Предварительно нужно изготовить погремушки: взять футлярчик от «Киндер-сюрприза», сделать в нем дырочки и положить в них кусочек лимона, лук или чеснок, соль или сахар.

Описание. Дети нюхают футлярчики от «Киндер-сюрприза» с дырочками и определяют, что же там может лежать? Делается вывод: что нам помогло узнать, что спряталось в футлярчике. (Носик.)

ВКУС.

Оборудование. Кусочки сахара и лимона.

Описание. С закрытыми глазами дети берут сахар и лимон. Отгадывают и говорят, как они узнали, где сахар, а где лимон. (По вкусу и наощупь.)

Вывод: Дети называют своих помощников — органы чувств, которые помогли им определить вкус, запах, звук, цвет.

Опыты на физические свойства предметов и звуков:

ГОЛОСА ПРЕДМЕТОВ. Колебание звука.

Оборудование. Гитара, стакан или кружка, линейка, бубен, погремушка или металлофон.

Описание. Дети закрывают глазки и слушают. По звуку узнают, что звучит (бубен или погремушка и т.д.), потом делают вывод: почему предметы издают звук, почему у каждого свой «голос». Как извлечь звук из предмета? Демонстрация на примере струны гитары. Она звучит, пока струну не накроют ладошкой. Мы слышим звук только тогда, когда происходят колебания. Струна остановилась – исчез звук.

Проверьте, какой голос у линейки. Как сделать так, чтобы остановить колебание? (Остановить ладошкой.)

Как извлечь голос из стакана? (Постучать по нему ложкой или палочкой.) Когда появляется звук? (Причина появления звука — колебание.)

Опыты с водой:

ВОДА, ВОДА, ВОДИЧКА. Запах, цвет, вес.

Оборудование. Две непрозрачные банки: одна пустая, другая наполнена водой. Мелкие предметы: монеты, маленькие игрушки, пуговицы.

Описание. Рассказать о свойствах воды (не имеет запаха, прозрачная, льётся, имеет вес). Предложите отгадать, что находится в банках. Одну банку поставьте на правую ладошку, другую – на левую. Какая тяжелее? (С водой.) Почему? Откройте, понюхайте. Как догадались, что это водичка? Какого она цвета? Есть запах? (Нет.) Налейте водичку в другую банку. Показывайте предметы через банку, а дети будут называть, что увидели. Почему видны предметы через банку? (Потому что вода прозрачная.)

ВОДЯНЫЕ ФОРМЫ. Может ли вода иметь форму?

Оборудование. Сосуды разного размера и формы, воронка.

Описание. Перелить из большого сосуда (лейка, чайник, кувшин) воду. Наливать можно, используя воронку. Обратить внимание, что водичка принимает форму только того сосуда, в который мы её переливаем.

МЫЛЬНАЯ ПЕНА.

Оборудование. Таз с водой, мыло, стакан. Различные предметы для определения плавучести: монетки, спички, палочки, бумажки, болты, гайки.

Описание. При помощи мыла сделать в воде пену, взбить венчиком. Опускайте в пену разные предметы. Какие-то предметы тонут, а какие-то остаются на поверхности. При помощи стакана через пену рассматривают, какие предметы остались на дне.

Опыты на определение плотности предмета (твердый — мягкий):

КАМЕНЬ И ГЛИНА. Можно ли изменить форму камня? А глины? Почему?

Оборудование. Камешки, глина для лепки.

Описание. Рассмотрите камень. Какой он? (Гладкий, твёрдый.) Глина? (Мягкая, влажная, липкая.)

Предложите нажать пальчиком на камень. Что-нибудь изменилось? Какой камень? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Опыты с магнитом:

НА РЫБАЛКУ! Рассказать о том, почему магниты притягивают одни предметы, а другие – нет.

Оборудование. Магнитные рыбки и удочка, различные мелкие предметы.

Описание. Детям даются магнитные удочки. Дети рассматривают их (на конце удочки есть маленькая металлическая пластиночка). Пробуют поймать магнитных рыбок, потом различные предметы. Складывают их в 2 корзиночки. В одну кладут предметы, которые поймали при помощи удочки, в другую – которые не смогли поймать. Рассматривают их и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать только металлические предметы.

Опыты с песком:

СЕЮ, СЕЮ, ПРОСЕВАЮ. Способы отделения мелкой крупы от крупной.

Оборудование. Крупа, ситечки, ведёрки, миски, песок.

Описание. Как отделить мелкую крупу от крупной? Предложить попробовать отделить руками. Трудно и долго. Показать, как можно быстро, (например, гречку от манки) используя сито. Отметить, что это более удобно. Раздать ситечки, песок и камешки. Дети просеивают песочек самостоятельно. Почему камешки остались в ситечке? Делают вывод.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПЕСОК. Изготовление цветного песка с использованием мела.

Оборудование. Песок, мелки, тёрка.

Описание. Рассмотрите песок, какой он? (Сухой, сыпучий.) А мел? Как сделать, чтобы он тоже был сыпучим?

Показать тёрку и как ею пользоваться. Дети, под руководством педагога, натирают мел и перемешивают его с песком. Получают цветной песок – прекрасный материал для поделок.

Детей, как магнитом, притягивает всё интересное и необычное. Они любят изобретать, воображать, экспериментировать, показывать фокусы. И сами слова с приставкой НАНО вызывают удивление и желание разузнать, что же это такое? Современные дети даже песни поют с нанословами:

Вставай на нано-лыжи,
Садись за нано-книги,
На нано-позитиве огромная страна
Нано-нано век!
Мы стали ближе,
Страна на-на-на пике,
И самый лучший в мире
Наш нано-человек!

Текст и слова песни –«Дискотека Авария». Нано-техно.

Автор — методист Наталья А. Модель

________________________

Читать также:

Оснащение детских садов >>>