ребенок в детском саду

детский сад

Еще совсем недавно аттестация воспитателей не пугала педагогических сотрудников дошкольного образования. Проверка проходила на уровне тех знаний, которые были когда-то получены педагогом, и только в редких случаях — с учетом знаний, полученных на всевозможных курсах по повышению квалификации. Однако с принятием нового закона (Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»), который вступил в силу 1 января 2011 года, все кардинально поменялось.

Существенные отличия аттестации старого и нового образца

Согласно старым правилам, аттестация воспитателей проводилась исключительно в добровольном порядке. Аттестация на вторую категорию рассматривалась комиссией из дошкольного учреждения (что далеко не всегда было объективным, а чаще «для галочки»), на первую категорию – городской комиссией, а высшую категорию присуждали только районные специалисты.

Новые правила, ввиду несуразности назначения второй категории на месте работы педагога, упразднили ее, фактически произведя замену на аттестацию педагогических работников, причем эта аттестация воспитателей стала обязательной. Раз в пять лет каждый педагог обязан аттестоваться на соответствие занимаемой должности, причем аттестационная комиссия – регионального масштаба. В противном случае, или в случае отрицательного результата аттестации педагогических работников, сотрудник освобождается от занимаемой должности.

Если педагог желает повысить свой статус и уровень заработной платы, он может подать заявление на аттестацию для получения первой или высшей категории. В случае успешной сдачи аттестации впервые, педагог получает сначала первую категорию, и только спустя два года он получает право аттестоваться на высшую категорию.

Первая и высшая категории педагогических работников присваиваются на 5 лет. По истечении этого срока, если педагогом не будет предоставлено подтверждения категории, аттестация аннулируется, после чего педагог первой категории должен будет подать заявление на проведение аттестации для получения первой категории повторно. Если же у сотрудника аннулирована высшая категория, то ему придется сначала сдать аттестацию на первую категорию, и только спустя два года он получает допуск к аттестации на высшую категорию.

Балльная система аттестации воспитателей

Каждый регион устанавливает свои нормы баллов за определенный вид педагогической деятельности, например, 30 баллов за ведомственную награду или выступление на международных конкурсах и конференциях, 40 баллов за прохождение испытания на пользователя ПК и прочее. Казалось бы, к чему все эти сложности? Ведь основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения – это воспитание детей по его специализации ( музыка, спорт, логопед и другие).

Однако мир меняется, и сейчас мало обучиться на педагога. Необходимо при этом иметь активную жизненную позицию, ведь только человек с активной социальной позицией сможет изучить компьютер, который люди прошлых поколений воспринимают с трудом. И тут совершенно справедливо можно заметить – как может человек, не знающий современных средств связи, не умеющий пользоваться техникой в принципе (не будем говорить о регулярных технических новинках), грамотно обучать ребенка, создавать современное общество? Становится совершенно очевидным, что отсутствие навыков работы на компьютере – это всего лишь малая толика нежелания самообучаться, самосовершенствоваться.

Педагогические статьи. Откуда взять материал

Особым пунктом можно выделить в балльной системе начисление баллов за различные публикации в журналах, газетах или интернет-изданиях, а также за комментарии к этим публикациям.

Эти публикации вводят некоторых педагогов просто в ступор. Обучаясь на педагога, мало кто предполагал, что им пригодятся еще и знания филологии, журналистики, риторики, литературы и русского языка, вместе взятые. Но и про этот момент можно сказать следующее. Если педагог имеет высшее педагогическое образование, это предполагает, что в свое время он прочитал достаточно книг по педагогике, по крайней мере для того, чтобы писать грамотные семестровые или курсовые работы.

Проработав какое-то время в детском саду, любой педагог невольно получает опыт, а опыт есть не что иное, как определенные знания, полученные исключительно из личной жизни. Этот опыт всегда рождает определенные мысли, ведь любой педагог невольно сравнивает детей, он начинает не только понимать детей, но и предсказывать их примерную будущую реакцию на то или иное свое действие. Например, опытный педагог-логопед четко выделяет из общей толпы детей с проблемами речи очень стеснительных детей. С такими детьми порой сложно работать, но с течением времени опыт накапливается, и педагог, видя застенчивого картавого мальчика на занятии, сперва потратит пару минут на то, чтобы его расположить к себе и разговорить, и лишь потом приступить непосредственно к логопедическим занятиям. Опытный педагог понимает, что ценность таких занятий будет выше, даже если время, отведенное на само занятие, и сократится на несколько минут.

Интернет как помощник для обмена информацией

Именно этот опыт педагог и может описать в статье. А интернет, как современное средство связи, одновременно и средство массовой информации. Поделиться своим опытом в интернете совсем несложно и особенно приятно, что это будет положительно влиять на результаты аттестации.

К тому же, публикации развивают и самого педагога, ведь без научных работ любой, даже самый умный педагог, со временем застаивается. А статьи и публикации не только заставляют думать о смысле письма, но и вспоминать школьную программу русского языка, а также риторически правильно поставленные обороты.

Есть педагоги, которые впервые осмеливались написать статью для аттестации, но со временем втягивались в процесс и писали статьи уже для специализированных сайтов, или же становились внештатными журналистами. Тут получается двоякое развитие: педагог стремится развивать ребенка, но для его развития самому педагогу тоже приходится осваивать новый материал. Постоянный обмен знаниями, разве это не прекрасно?

Статьи, публикуемые профессиональными сайтами, оцениваются в среднем 10 баллов за одну публикацию, и еще 0,5 балла дополнительно за каждый комментарий, оставленный другим педагогом. Некоторые профессиональные сайты высылают благодарственные письма за каждые набранные 100 баллов. Не считайте это мелочью.

Все статьи, комментарии, благодарности – это ваше портфолио, которое аттестационная комиссия придирчиво рассматривает, ведь уровень написания статей показывают уровень умения ясно излагать свои мысли, а это ли не главная задача педагога – донести свою мысль до маленького слушателя. Комментарии к статье говорят об интересе к вашей статье, о ее актуальности, а это в свою очередь показывает умение соответствовать настоящему времени. Ведь даже хорошо написанная статья, но на устаревшую тему, не вызовет никаких эмоций как у ее читателей в интернете, так и у членов аттестационной комиссии. Так что можно считать интернет хорошей лакмусовой бумажкой, по которому можно примерно предугадать реакцию комиссии.

Интернет и стресс-тесты

Мы уже обсудили, как можно получить больше баллов. Однако можно воспользоваться интернетом в целях сдачи аттестации и с другой стороны. Что обычно ищут школьники и студенты в интернете перед экзаменами? Правильно, шпаргалки. Конечно, плохо, когда эти шпаргалки просто списываются в виде набора циферок и букв. Но есть ученики, которые шпаргалки с интернета рассматривают в качестве примерного варианта заданий, как способ еще раз решить примеры или задачи. Так и современный квалифицированный педагог должен уметь искать информацию и умело фильтровать ее.

Например, один из видов заданий при аттестации педагогов – это тестовый метод. Нельзя заранее точно знать, какие вопросы будут в тесте, однако предположить примерные вопросы – вполне. Ведь аттестацию успешно сдали уже тысячи педагогов. И они готовы поделиться полученными знаниями по ее успешному прохождению. Воспользуйтесь интернетом в качестве источника информации, найдите тесты на специализированных сайтах. Возможно, какие-то вопросы теста вызовут у вас сложность, и тут не возбраняется пользоваться книгами. Можно даже проверить правильные ответы.

К тому же, примерные тесты из интернета дают мощный психологический разряд. Такого стресса, испытанного впервые при виде вопросов на экране монитора, на самой аттестации уже не будет, а значит, ничто не будет отвлекать от написания тестового задания.

После успешной сдачи теста не забудьте поблагодарить ваших виртуальных друзей и наставников, благодаря которым у вас все получилось, а также, возможно, вы сами станете наставниками для новых педагогов, которые тоже впервые готовятся к аттестации.

Автор — воспитатель Наталья Титова.