ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. Моей племяннице 5 лет. Последнее время с ней очень трудно сладить. Отказывается ложиться спать, так как не хочет спать одна. Кроме того, все, что говорят родители, делает наоборот. Даже ремень уже не помогает. Просит прощение и через час — то же самое. Иногда, говоришь ей, что надо закапать в ухо (у нее постоянный отит), она смотрит на тебя, смеется, но ухо не дает. Дальше — хуже, будет сопротивляться, кричать, но ухо не даст. А не закапаешь, будет орать, что болит. И так постоянно. Истерики, крики, плач, что няня или бабушка уходит. Позитива нет вообще.

Между родителями проблем нет, любовь и гармония, ребенка все любят, уделяют все свободное время (к сожалению, не так много, как хочется). Как ей объяснить, что так нельзя себя вести, что нельзя постоянно орать, что нельзя делать назло, что родителей надо слушаться (раньше с этим не было проблем)?

Заранее спасибо за ответ.

Отвечает Зиновьева Екатерина, психолог детского Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте. В вашем обращении есть несколько вопросов, которые мне хотелось бы подробно рассмотреть.

  • Вы пишете, что ваша племянница часто кричит, плачет, устраивает истерики, сопротивляется и делает все наоборот. Давайте попробуем разобраться, почему она так себя ведёт.

Когда ребёнок кричит, он всегда кричит о чём-то! Часто дети плохо понимают, что с ними происходит, но чувствуют, что что-то не так. Ребёнок может быть напуган, расстроен, обижен. Может быть просто уставшим или голодным. А выражает он свои эмоции, как правило, криком, истериками, раздражением, плохим настроением. Просто потому, что по-другому он пока не умеет.

Очень важно понимать, что ребёнок кричит для того, чтобы его услышали! Его крик – это просьба о помощи, сигнал о том, что он с чем-то не справляется.

Следовательно, в такой ситуации в первую очередь необходимо понять причины его состояния.

Понаблюдайте за вашей племянницей, если у вас есть такая возможность. Что в её жизни происходит такое, с чем ей трудно справиться. Что её огорчает или тревожит? Возможно, ей хотелось бы, чтобы родители проводили с ней больше времени. Или же у неё трудности в детском саду (если она туда ходит), о которых она не решается рассказать. А может быть, она чего-то боится.
Поговорите с девочкой о её переживаниях.

Например, если она кричит, плачет, вредничает, скажите ей: «Я вижу, что тебе нелегко, что ты переживаешь. Тебе хотелось бы, чтобы ……., а это не получается. И поэтому у тебя плохое настроение. Ты злишься, расстраиваешься. Я тебя понимаю. Это действительно тяжело…».

Вообще в любых острых ситуациях старайтесь озвучивать её чувства.

Например: «Я вижу, что ты злишься из-за того, что…», «тебе обидно из-за того, что…», «ты так расстроилась, потому что ….».

Обращаясь к её чувствам, вы помогаете ей справиться с ними.

Судя по тому, что вы написали, похоже, что между вашей племянницей и людьми, которые её окружают, есть сложности взаимопонимания. А такое обращение к её чувствам даст девочке ощущение, что её слышат, ей сопереживают, готовы помочь и защитить. И главное, ваше участие в состоянии племянницы, внимание родителей к её проблемам помогут ей почувствовать вашу любовь и заботу.

Вы пишете, что девочку все любят. Это очень важно, но необходимо также, чтобы ребёнок мог это увидеть и почувствовать.
Подумайте, как вы выражаете свою любовь вашей племяннице? Задайте этот вопрос родителям. Какими словами, в каких ситуациях вы сообщаете ей о том, что любите её?

Напишите пять качеств, черт характера, особенностей поведения, которые вам в ней нравятся. Говорите ли вы ей об этом? Часто ли вы замечаете и поощряете сильные стороны её характера?

  • Вы пишете, что ваша племянница отказывается ложиться спать, так как не хочет спать одна. С чем это может быть связано?

В возрасте около 5 лет детей часто беспокоят страхи. И один из наиболее встречаемых – страх засыпать одному в темноте. В этом возрасте дети много фантазируют и не всегда могут чётко разделить свои фантазии и реальность.

Поговорите с племянницей о том, почему она отказывается ложиться спать одна (было бы хорошо, если бы её мама с ней об этом поговорила). Возможно, она действительно чего-то боится.

В таком случае с её страхом можно поработать.

Его можно смешно нарисовать, придумать про пугающее существо весёлую историю, или же подумать, как от него защититься. А может быть, подружиться с ним?… В любом случае, после подобной работы со страхом, бояться девочка будет меньше.

С чем ещё может быть связан отказ засыпать одной? Вашей племяннице может не хватать общения с родителями. Долгими и тяжёлыми укладываниями спать дети часто привлекают внимание родителей. Особенно это характерно для семей, где родители целый день на работе.

В такой ситуации хорошо бы выделить вечером час-полтора-два, в течение которых мама (или папа) посвящают свое время только ребёнку.

  • По поводу ситуации с ушами.

Похоже, ваша племянница просто боится закапывать уши. Однако в пять лет дети обычно хорошо понимают логику событий и способны осознавать последствия своих решений. Объясните ей, что если ухо не закапать, оно будет болеть. А если ухо болит, то и капать в него будет больнее. Пусть она сама принимает решение закапывать ухо или нет, но в таком случае, объясните ей последствия её выбора.

Кроме того, тревогу такого рода хорошо снимает проигрывание ситуации.

Предложите ей поиграть в доктора. Лечите вместе зайца, у которого болят ушки. Пусть она сама закапает ему их, расскажет зайчику, зачем больные ушки надо лечить.

Подводя итог, я ещё раз хочу сказать, что как бы плохо и непонятно ни вёл себя ребенок, у него всегда есть для этого причина. И помочь ему мы (взрослые) можем, поняв эту причину и вместе с ребёнком найдя подходящее решение.

Не ждите мгновенных результатов, изменения не происходят быстро. Но я уверена, постепенно с вашей помощью и активным участием родителей ситуация изменится в лучшую сторону.

Удачи вам!

________________________

Читать также: