ребенок в детском саду

игрушки

В результате интеграции возникают интегрированные программы:

  • на  основе  нескольких  образовательных  областей  на  равнодолевых условиях;
  • на  базе  одной  образовательной области;
  • при сочетании различных, но близких образовательных областей  в  качестве равноправных участников процесса;
  • на основе близких образовательных областей при сохранении специфики одной  и  при  вспомогательной  роли других;
  • с тематической интеграцией (каждая последующая тема логически строится  из  предыдущей);
  • где знания и представления, круг необходимых умений интегрируются вокруг общей проблемы, характерной для нескольких образовательных областей;
  • где общая проблема (чаще социально значимая) объединяет различные образовательные  области  и  занятия.

Что оптимально для интеграции в дошкольном образовании?

  • Брать  за  основу  близость  содержания  ведущих  тем  разных  образовательных областей и их логическую взаимосвязь (интегративно-тематический подход);
  • Формировать  интегрированные программы с учетом приоритетных направлений образовательных учреждений;
  • Интегрированные занятия и другие  формы  совместной  деятельности педагога  и  ребенка  (экскурсии,  конференции, фестивали, конкурсы, клубы, студии,  кружки,  игры  и прочее);
  • Стремиться сочетать темы, тематическое  содержание,  педагогические методы  и  приемы;
  • Интегрированные  дни  (на  протяжении  всего  дня  проводятся  серии занятий  и  других  форм  совместной деятельности  с  детьми,  объединенных общей  идеей  или  проблемой).

Характеристика интегрированного занятия

  • Определено основание для интеграции (выделена проблема, или объект, или  способ  познания).
  • Интегрировано содержание (знания,  умения,  ценностные  отношения, ценностные ориентации на основе разных форм постижения действительности).
  • Выбрана адекватная содержанию форма  занятия  (совместная  деятельность  педагога  и  ребенка,  продуктивная  деятельность,  познавательно-исследовательская деятельность и прочее).

Как воспитателю подготовить интегрированное занятие?

1.  Четко  определить  цели  цикла  и цель  и  задачи  каждого  занятия  в  отдельности.

2.  Определить содержание образовательного материала:

  • проанализировать  программу  по образовательным  областям;
  • выявить одинаковые (схожие) темы;
  • объединить  их  с  точки  зрения ведущей  идеи  цикла  занятий,  идеи воспитания,  развития  ребенка.

3.  Подобрать  дополнительный материал  из  разных  образовательных  областей  ФГОС  ДО  (Социально-коммуникативное  развитие,  Речевое развитие,  Познавательное  развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое  развитие).

4.  Определить методы,  средства  и формы  организации  занятия:

  • работа  с  литературным  текстом (проза  и  стихотворение  —  формулировка  уточняющих  вопросов  к  детям, небольшие  задания  творческого  или игрового  характера,  беседа  по  тексту и  т.  д.)  или  с музыкальным  отрывком;
  • экспериментирование,  дидактическая  игра;
  • игра-фантазирование  детей  по тексту литературного или по содержанию музыкального  произведения  («Представь,  что…»).

5.  Продумать  сочетание  групповой и  индивидуальной  работы  на  занятии: дидактические  игры,  работа  с  карточками,  индивидуальные  задания  и  прочее.

6.  Обозначить  конкретные  результаты  занятия  с  учетом  интегрируемых образовательных областей программы.

7.  Определить  критерии  эффективности  интегрированного  занятия (экспресс-диагностика).

Алгоритм создания конспекта или сценария интегрированного занятия или интегративной деятельности детей:

1.  Цель.
2.  Задачи.
3.  Литература.
4.  Музыка.
5.  Организационный момент.
6.  Повторение (активизация остаточных  знаний и представлений,  умений).
7.  Новый материал.
8.  Чтение и анализ художественного произведения.
9.  Работа  с  репродукцией  картины (рассматривание).
10.  Творческое или игровое задание.
11.  Слушание музыкального произведения.
12.  Работа  с  пословицами,  поговорками,  загадками  (другие  формы фольклора).
13.  Подведение  итогов  занятия.
14.  Качество  знаний  и  представлений  (в  соответствии  с  критериями: полнота,  точность,  адекватность,  осознанность);
15.  Умение  устанавливать  взаимосвязи  явлений  и  процессов;
16.  Ценностное отношение детей к предмету  изучения.

Формы интегративной деятельности

1.  Развивающие  сказки  (чтение — драматизация — поисковая деятельность — творчество). Например,  физкультурная  сказка  «Колобок»  для  детей  младшей  группы (разработано  М.В.  Тимофеевой,  руководителем  физического  воспитания ГБДОУ  «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).

Педагог: — Дети,  я  знаю,  что  вы  любите сказки. А какие сказки вы знаете?

Ответы детей.

Педагог: — «Колобок»  —  тоже  моя любимая  сказка.  Давайте  расскажем не  простую  сказку,  а  физкультурную, вместе  со мной.  Согласны?

Дети: — Да.

Педагог: — Помните,  что  мы  будем рассказывать  сказку  вместе,  вы  и  я. Внимание, сказка начинается… (Фонограмма — заставка из музыкальной сказки.)

Жили-были  дед  да  баба
На  полянке  у  реки
И  любили  очень-очень
На  сметане  колобки.
Попросил  старик  старуху:
—  Испеки мне  колобка…
Бабка  тесто  замесила,
Колобка  она  слепила,
В  печь  его  поставила,
Там  его  оставила.
Вышел  он  румян,  пригож
И  на  солнышко  похож.
Он  остыть  хотел  немножко
И  улегся  на  окошко.
Не  хотел  он  там  лежать,
Захотел  он  убежать.

Фонограмма — заставка из музыкальной сказки. На руке педагога — Зайка — кукла бибабо.

Зайка: — Колобок,  Колобок,  я  тебя съем.

Педагог: — Давайте  все  вместе  попрыгаем (движения под музыкальную фонограмму). Не  стал  Зайка  есть  Колобка,  поскакал в свой лес, а Колобок покатился дальше.

Фонограмма — заставка из музыкальной сказки. На другой руке педагога — кукла бибабо Волк.

Волк: — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Педагог: — «А ну, попробуй догони», — отвечает  ему  Колобок.

Звучит фонограмма (Н. А. Римский-Корсаков, «Полет шмеля»).

  • Подвижная  игра  «Ловишки».

Педагог: — Убежал  Колобок  от Волка и  покатился  дальше.  (Фонограмма — заставка из  музыкальной сказки. На руке педагога — кукла Медведь.) Идет навстречу  Колобку…  Кто  это,  ребята? Правильно  —  Медведь.  И  как  начал Медведь  реветь:  «Колобок,  Колобок, я  тебя  съем!»

Колобок: — Мишка, какой ты косолапый, толстый  и  ленивый.

Педагог: — Это потому, что ты, Мишка, не  делаешь  зарядку.  Ребята,  давайте научим  Мишку.

  • Зарядка

Звучит фонограмма песенки «Чунга-чанга» (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). Дети выполняют упражнения по показу педагога.

Педагог:  

— Шубы  нет  в  лесу  рыжей,
Зверя  нет  в  лесу  хитрей.
Шутки  не  шути  с Лисой,
А  беги  скорей  домой.

— И Колобок покатился домой. (Фонограмма — заставка из музыкальной сказки.) Вот и сказке конец, кто играл, тот  молодец! Похлопаем  в  ладошки. Какие  вы  молодцы!  Попрощаемся  с куклами  и  пойдем  в  группу.

2.  Конкурсы, фестивали, праздники,  досуги. Рассмотрим  фрагмент праздника «День матери» для старших дошкольников (разработано воспитателем  М.Н.  Соколовой  ГБДОУ  «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).

Ведущая: 

— Что  за  праздник     готовится  тут?
Может,  почетные     гости  придут?
Может,  придут  генералы?

Дети: — Нет!

Ведущая: — Может,  придут  адмиралы?

Дети: — Нет!

Ведущая: — Может,  герой, облетевший  весь  свет?

Дети: — Нет! Нет! Нет!

Ведущая: —  Гадать  понапрасну  бросьте! Смотрите,  вот  они,  гости! Почетные,  важные  самые!

Все: — Здравствуйте,  наши мамы!

Дети садятся рядом с мамами.

Ведущая: — Дорогие наши мамы! Мы приветствуем вас в нашем зале в честь замечательного  праздника —  Дня матери.  Как  здорово,  что  появился  еще один праздник в  году, когда мы можем сказать  своим  мамам  самые  нежные, теплые слова. И хотим порадовать вас своими выступлениями. А подготовили их
ваши самые дорогие, самые любимые, самые  очаровательные  дети.

Далее дети читают стихи, поют песню. В ответ мамы загадывают детям загадки-ребусы, драматизируют сказку.
Затем дети приглашают мам на танец.

Ведущая: — А  что  самое  важное  для ребенка?  Это,  конечно,  родной  дом  и любимая мамочка,  которая  всегда  пожалеет и назовет самыми ласковыми и нежными словами — зайчик, солнышко. А  как  вы называете  своих  детей?  Это мы сейчас узнаем, проведя конкурс на самое  ласковое,  нежное  слово.

  • Конкурс  «Дорожка  ласковых слов»

Ведущая: — У ваших пап и мам тоже есть мама — ваша бабушка. Какими ласковыми словами  вы  называете  свою  бабушку?

Дети: — Бабушка,  бабуленька,  бабулечка…

Ведущая: — Наши бабушки не  только ласковые,  умелые,  они  еще  и  очень, очень заботливые. Многие любят встречать  своих  внуков  из  детского  сада, провожать  их  на  кружки.  Они  даже выполняют  задания  вместе  с  внуками. И  конечно  всегда  радуются  успехам своих  внучат.

Ребенок:

— Очень  бабушку мою —
Маму мамину  люблю.
У  нее морщинок много,
А  на  лбу  седая  прядь,
Так  и  хочется  потрогать,
А  потом  поцеловать.
А. Плещеев

  • Конкурс  бабушек  «Кто  быстрее»

Бабушки  ровненько накручивают под музыку ленточку на палочку.

  • Коммуникативный танец «Раз, два,  три,  на  носочки…»

Исполняется вместе с мамами.

3.  Литературно-игровые  и  литературно-продуктивные  формы.

Например,  интеграция  образовательной  и  развивающей  работы  с  детьми среднего дошкольного возраста вокруг загадки  с  привлечением  родителей. Приведем фрагмент планирования  такой работы (разработано воспитателем С. К.  Афанасьевой  ГБДОУ  «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга).

планирование в детском саду

4.  Коллекционирование.

5.  Тематические дни и недели (в зависимости от возраста и опыта детей).

6.  Вариативные игры-комплексы или игровые модули. Примерные конспекты таких модулей представлены ниже.

Конспект-сценарий непосредственно образовательной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного
возраста «Больница»

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Речевое развитие,
  • Познавательное развитие,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Физическое развитие.

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать навыки речевого общения  (монологическая,  диалогическая  речь),
  • обогащать  представления об  окружающем  (о  профессии  врача, медицинской  сестры),
  • формировать основы  здорового  образа жизни.

Предварительная работа.

Воспитатель с группой детей посещает кабинет врача детского сада. Врач и медсестра объясняют назначение приборов  (фонендоскоп,  тонометр,  весы, метр  и  др.),  показывают медицинские препараты  и  лекарства,  находящиеся в  шкафчиках. Воспитатели  и  дети  совместно  готовят атрибуты для игры: медицинские карты, бланки рецептов, оборудование для  кабинетов  врачей  (терапевта,  стоматолога).

В  зависимости  от  уровня  развития игровых  умений  детей  игра  осуществляется при более или менее активном участии  педагога.

Ход

В поликлинике работают два врача — терапевт и стоматолог, две медсестры. В процессе  занятия воспитатель поясняет, как и по какому поводу могут обращаться пациенты к врачам. Первый больной приходит к терапевту. Обращается к врачу (его роль  пока исполняет педагог).

Больной: — Добрый  день.

Врач: — Добрый день. На что жалуетесь?

Больной: — Я вчера спускалась по ступенькам и подвернула ногу. Нога немного опухла,  и  мне  больно  на  нее  ступать. Что  вы мне  посоветуете?

Врач: — Сначала  мы  должны  завести медицинскую  карту  на  ваше  имя.

Медсестра: — Ваши  имя  и  фамилия?

Больной: — Маша  Иванова.

Медсестра: — Сколько  вам  лет?

Больной: — 5  лет.

Медсестра: — Подойдите  к  метру,  я измерю  ваш  рост  (осуществляется с помощью  воспитателя).  Так,  97  сантиметров.

Врач: — Поднимите футболку, я вас послушаю. Дыхание  чистое. А ногу мазать мазью  и  перевязать  бинтом.  Посидите несколько  дней  дома.  Медсестра,  выпишите  рецепт,  пожалуйста.

Медсестра выписывает рецепт.

Больной: — Спасибо,  доктор.

Затем роль врача-терапевта играют сами дети. Далее воспитатель — в качестве врача-стоматолога.

Больной: — Здравствуйте.

Стоматолог: — Добрый  день.  Вы  на осмотр  или  у  вас  есть  какие-нибудь жалобы?

Больной: — Сегодня  ночью  у меня  заболел  зуб.

Стоматолог: — Садитесь  в  кресло. Откройте, пожалуйста, рот. Да, зуб придется немного полечить. Когда вы в последний раз  были  у  стоматолога?

Больной: — Два  года  назад.

Стоматолог: — Чтобы  зубы  были  здоровыми, необходимо посещать дантиста два  раза  в  год.  Тогда  зубы  будут  реже болеть  и  лечить  их  будет  совсем  не больно.

Больной: — Спасибо,  доктор.

Стоматолог: — Медсестра,  выпишите больному  рецепт:  принимать  витамины три  раза  в  день.

Больной: — До  свидания.

Стоматолог: — До  свидания.

В дальнейшем воспитатель помогает детям  развернуть  эту  игру  уже  вне  занятия.  Подсказывает,  как  нужно  вести себя  в  той  или  иной  ситуации.  Хвалит детей за сообразительность и находчивость. Поощряет попытки воспитанников внести  в  игру  что-то  новое,  развить сюжет,  ввести  новые  роли.

Также возможны следующие варианты  непосредственно  образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре «Больница» (интеграция  с  другими  образовательными  областями).

  • Вариант (или модуль) 1

Цель: повторение ранее разученных стихотворений  в  соответствии  с  программными  требованиями.

Сюжет. Всех детских поэтов сразила страшная болезнь: они разучились писать стихи,  слова  не  рифмуются,  все  ранее написанные  стихи  забылись. В  качестве  лечения  детям  сначала предлагается  поиграть  с  поэтами  (их роли исполняют куклы) в рифмы, а затем прочитать им уже известные детям стихи.

  • Вариант (или модуль) 2

Цель:  развивать  умение  пересказывать  литературные  произведения  в соответствии  с  требованиями  образовательной  программы.

Сюжет. Книжки из библиотеки группы детского сада поразил коварный вирус. Со страниц исчезли все слова, остались одни названия. Теперь книжки лежат на больничных койках и не могут вспомнить,
о  чем  каждая  из  них.  Доктор  выписал книгам  лекарство:  детям  необходимо вспомнить  и  пересказать  книгам  их содержание

  • Вариант (или модуль) 3

Цель:  воспитывать  бережное  отношение  к  книге.

Сюжет. Пациентами  больницы  являются  порванные  книги.  Детям  необходимо  поставить  книгам  диагноз,
выписать  рецепт  и  произвести  соответствующее  лечение.

  • Вариант (или модуль) 4

Цель: развитие действия разбиения.

Сюжет. Медсестра несла больным «витаминки». Но по своей рассеянности она их перепутала. Пациенты не могут остаться  без  витаминов,  но  каждому нужны  именно  те,  которые  выписал доктор:

А — маленькие желтые  шарики;
В —  большие желтые  шарики;
С — маленькие  красные  кружки;
D —  большие  красные  кружки;
Е —  зеленые  шарики.

Детям предлагается рассортировать «витаминки»  по  соответствующим  коробочкам.

Характеристика «витаминки» может  быть  зашифрована  следующим образом:  «А  —  все  не  зеленые  и не  красные,  маленькие,  не  кружки» и  прочее.

  • Вариант (или модуль) 5

Цель:  познакомить  детей  со  свойствами  неизменности  объема  жидких тел  от  формы  и  размера  сосуда.

Сюжет. Врач прописал всем больным микстуру. У каждого пациента своя посуда для приема лекарства (отличающиеся  по  форме  и  размеру  бокалы, стаканы,  кружки  и  прочее).  Медсестре необходимо разлить микстуру поровну на  всех  больных.

  • Вариант (или модуль) 6

Цель:  развивать  умение  ухаживать за  растениями  и  животными  уголка природы.

Сюжет. Сегодня в нашей больнице совсем необычные пациенты. Это наши животные и  комнатные цветы,  которые растут  в  нашей  группе.  Они  все  серьезно  заболели,  ведь о  них  никто  не заботится. Сначала надо узнать, чем же они заболели, затем выписать каждому рецепт  и  полечить.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, 4/2014.