ребенок в детском саду

детский сад

Автор — С. Ю. Кондратьева

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного
    дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Следует отметить, что в ФГОС учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и возможности освоения ребенком Программы на
разных этапах ее реализации. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Речевое развитие включает:

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • владение речью как средством общения.

Следует отметить, что существует часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции.

В России и в других странах огромное количество семей и специалистов вовлечено в оказание помощи детям с тяжелыми языковыми нарушениями, которые нуждаются в использовании систем альтернативной коммуникации, чтобы компенсировать задержку или ограничения в разговорном языке. Рост интереса к нарушениям языкового развития и коммуникации привел к более ясному осознанию потребности в использовании систем альтернативной коммуникации. На сегодняшний день существует достаточно много таких систем. Введение же новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими как образование, обучение, помощь и т. п.

Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка, должны быть орудием, используемым во всех жизненных ситуациях.

ФГОС предусматривает использование специальных условий образования — это специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности.

ФГОС является основой для разработки примерных образовательных программ дошкольного образования, которые включают обязательную часть Программы, а часть Программы формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учетом парциальных образовательных программ. Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми в наибольшей степени должны соответствовать потребностям и интересам воспитанников ДОУ.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ОВЗ, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий.

Благодаря системе общения и прогрессирующей социализации у человека развиваются первые лингвистические, графомоторные и понятийные функции, функции восприятия, благодаря чему ребенок может на следующем этапе перейти к чтению письму, счету, а также получить доступ к культурным ценностям.

Но как общаться с внешним миром людям, по разным причинам лишенным возможности говорить?

В ратифицированной Россией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов отдельно отмечается «необходимость использования технологий, принятие и содействие использованию жестовых языков, альтернативных способов общения и других доступных способов, методов общения по выбору человека с ОВЗ». Поскольку процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии и опирается на обмен сообщениями, то необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут заменить или дополнить недостаточность устной речи. В данной статье речь пойдет о детях с ранним детским аутизмом.

Аутизм — это снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний, психических функций; трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром, иногда полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми; стереотипичность в поведении (привязанность к предметам, настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях); задержка и нарушение речевого развития (особенно коммуникативных функций речи).

Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике. Следует отметить, что у многих детей речь вообще не развивается или ребенок вырабатывает свой собственный, понятный только ему язык. В других случаях словарь может быть большим, но слова часто не связываются между собой. Это могут быть сложные, редкие слова — микрофон, эквилибрист. Порой родители вообще не понимают, где ребенок мог услышать то или иное слово. Некоторые слова могут появляться, а затем исчезать из словаря. Для речи детей данной категории характерно позднее появление личных местоимений, неправильное их употребление; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге, нарушение семантики, грамматического строя речи.

Если же речь не может быть проводником языка, необходимо как можно раньше предоставить в распоряжение ребенка другую систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка.

Такой альтернативной системой является система специальных речевых кодов, базирующаяся на использовании графических средств.

Учитывая, что речь не может быть использована с неговорящими детьми в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

  • как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае задача альтернативных средств — сохранить мотивацию и желание общаться;
  • как средство постоянного общения ребенка, неспособного говорить и в будущем;
  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
  • как этап в освоении чтения.

В работе с речевым кодом необходимо учитывать уровень когнитивного развития ребенка, его возможности, потребности, особенности познавательной сферы, что определяет количество и сложность вводимых символов.

В серии рабочих тетрадей «Я — говорю!» (авторы Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина) и в пособии для учителей тех же авторов «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью» описана система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Авторы исходят из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-обучающая работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (почему ребенок должен говорить), целевая (зачем он должен говорить) и исполнительская (каким образом он может говорить).

Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическими категориями: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, союзы.

Характеристика различных категорий слов соотнесена с определенным цветом:

  • существительные — голубой;
  • глаголы — красный;
  • прилагательные —зеленый;
  • наречия, предлоги, союзы — черный.

Работа по ознакомлению ребенка со знаком-символом происходит постепенно, начиная со знакомства с натуральным предметом, затем проходит этап, на котором дети учатся соотносить реальный предмет с его фотографией, далее предмет соотносится с предметной картинкой и только после этого — с пиктограммой.

Последовательность знакомства с пиктограммой «Мыть руки» (рис. 1): сначала это реальное изображение крана с водой, следующая ступень — это предметная картинка, изображающая водопроводный кран, и в заключение — пиктографическое изображение данного действия. Альтернативные средства используются и в работе логопеда при коррекции звукопроизношения, например, при проведении артикуляционных упражнений.

рисунок

Сначала ребенок видит фотографию логопеда, который выполняет упражнение «Бублик» (рис. 2).

рисунок

Далее ребенку предлагается реальное изображение бублика, постепенно мы переходим к использованию предметной картинки, и в завершение появляется пиктограмма артикуляционного упражнения «Бублик». Постепенно в арсенале ребенка появляются пиктограммы из пособия «Я — говорю!», но в данном пособии может и не оказаться необходимой пиктограммы. Тогда мы создаем ее самостоятельно, с учетом ранее приведенной последовательности.

Развивающая предметно-пространственная среда, как отмечается в ФГОС, — это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Использование графических средств предполагает формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

  • интереса к реалистичному изображению, которое должно быть легко узнаваемо, даже если оно немного стилизовано;
  • потребности к обучению;
  • возможности перехода к графическому символу;
  • умения соотносить графический символ с наименованием;
  • понимания общего смысла символа, а не отдельных его элементов;
  • ассимиляции абстрактных изолированных знаков.

Упражнения по использованию кодовой системы разделяются на две основные группы:

  • упражнения по вовлечению детей в освоение кода (упражнения установления). Целью таких упражнений является выработка навыка использования кодовой системы;
  • упражнения по применению этой системы (упражнения применения). Целью упражнений этой группы является организация общения, процесса обучения, подготовки к овладению чтением и письмом.

С помощью речевого кода осуществляется работа над словом, над составлением фразы, ее грамматическим оформлением, организуется общение детей с окружающими по определенной системе.

Индивидуализация образования, предусмотренная ФГОС ДО, — это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Через альтернативную и дополняющую систему можно способствовать улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяя делиться информацией, кодифицировать свои представления, то есть в итоге развивать человеческий потенциал.

С помощью альтернативных средств коммуникации человек может обрести голос и сказать то, что ему хочется, что для него важно и интересно, признаться в любви или просто сказать маме «спасибо». 

Наверное, это и есть то, что называется «качественная жизнь», осмысленная.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, октябрь 2015.