ребенок в детском саду

детский сад

Вопрос: Моей дочери Таечке 5 лет, второй год она не может адаптироваться к садику. Она очень застенчивая и привязана ко мне. В садике она часто плачет, ведет себя очень скованно, боится что-то попросить, хотя там ее никто не обижает, дети приглашают играть.

Воспитатели — мои хорошие знакомые, внимательны к ней. Дома, конечно, совсем другая. Она легко остается ночевать у родственников, в общем дворе гуляет с трех лет сама, никого там не стесняется, с удовольствием играет с детьми.

Последние два месяца сад не работал. Сейчас вновь привели дочь в сад, она отказывается там есть. На вопрос, почему не хочет ходить в садик, отвечает только одно: «Я хочу быть с тобой, скучаю по маме».

Не знаю, что делать. Беседы мои не действуют. С одной стороны, не хочется бросать садик — там занятия, общение с детьми, режим. А дома ей скучно. А с другой — может, она так и не привыкнет, мучается там только…

Может, ей нужна помощь психолога? Может ли это проблема перейти в школьную жизнь? Юлия Григорьева

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Вы очень настойчивая мама. Второй год – это треть жизни для вашей дочки. У меня только один вопрос — зачем?

Зачем продолжать делать одно и то же в надежде, что результат вдруг окажется другим?

Вы пишете, что не хотите бросать садик, потому что дочке нужны общение с детьми и занятия. Возможно, лучше будет ходить в сад на полдня, к примеру, между завтраком и обедом. Ведь все занятия и игры происходят именно в это время? Или попробовать какие-то занятия в детских центрах, клубах.

Нет оснований полагать, что в школе обязательно будут трудности.

  • Во-первых, в школе не нужно проводить весь день, спать, есть, гулять и так далее.
  • Во-вторых, школа больше похожа на занятия в детском центре – пришел, поучился, поупражнялся, получил задание на дом и пошел домой.
  • В-третьих, выбирайте школу и учителя, если есть такая возможность, и лучше, чтобы выбирала дочка. Для этого дочке не нужно зачитывать биографию учительницы, ребенок за пять минут встречи разберется, подходит ему этот человек, или нет. (Взрослые тоже это умеют, но у них сразу включается рассудок, который зачастую забивает интуицию своими «очень умными» аргументами.)

Я верю, что воспитатели внимательно относятся к Вашей дочке. Верю, что они стараются. Но по письму совершенно четко вижу, что они не умеют или не способны обеспечить такую атмосферу, в которой Тая чувствовала бы себя комфортно. Что-то не так. И никто не виноват.

Теперь о помощи психолога.

Мое мнение – ребенку это не нужно. Но если Вас интересует психологическая сторона вопроса, будет очень неплохо обратиться к психологу лично Вам. В сложившейся ситуации Вы испытываете дискомфорт, растеряны («не знаю, что делать»), Вам не хватает информации. Осмелюсь предположить, что Вы бы хотели понять, почему же дочке не нравится в саду, если вроде все хорошо. Все эти вопросы можно смело задать психологу и потом, в ходе диалога, найти ответы.

Ценность психологической помощи в том, что консультант не навязывает Вам свои ответы и решения, а помогает Вам найти свои собственные ответы, которые уже есть у Вас, внутри, просто нужно помочь Вам поднять их до уровня осознания. Они застряли там, внизу, в бессознательном, и что-то им мешает выйти на поверхность, на свет. Тут-то психолог и может помочь.

Вы с удивлением обнаружите, что, оказывается, сами прекрасно и давно знали, что не так с этим садиком… И что Вы точно знаете, что делать. Останется только сделать!

Успехов Вам и новых открытий!