ребенок в детском саду

занятие про соль в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 комбинированного вида муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Автор — Нигматуллина Ильзида Васифовна, Башкортостан, г. Учалы. МАДОУ Д.с. № 18, воспитатель.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.

Задачи: 

Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»

  • Просмотр слайдов на тему: «Где и как добывают соль»
  • Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли»
  • Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус»
  • Рассматривание познавательных книг.

Материал и оборудование:

мешочки с солью, лупы, 2 тазика, картошка, ложки, воронки, баночки для декорирования; слайды по ознакомлению с солью; фартучки; цветная соль.

Ход занятия:

Дети проходятв группу, встают в круг.

Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

(дети здороваются)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Почтальон (ребенок): Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с почтальоном.

Почтальон: Это детский сад № 18?(да, это детский сад № 18) Это группа № 10? (все верно, это группа № 10). Вам посылка, примите и распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо вам за посылку. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, подсказка здесь на экране. На экране изображены картинки, давайте рассмотрим их, и мы тогда узнаем, что же находится в мешочках.

— Что изображено на красной картинке? (соленая шахта) Что добывают в этой шахте? (соль) Какую соль добывают в шахте? (каменную соль) Кто работает в шахте? (шахтеры) Правильно.

Воспитатель: Что изображено на синей картинке? (кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль) Какую мы соль употребляем? (поваренную соль) А что мы можем еще посолить? (овощи, салаты и т.д.) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на желтой картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а какая еще соль бывает? (морская соль) Где добывают ее? (на море) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на фиолетовой картинке? (коза, им необходима соль)
Значит, соль необходима не только людям, но и животным. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? (Башкортостан) В Башкортостане много лесов, кто живет в лесу? (дикие животные) Диким животным нужна соль? (да, нужна) Кто в наших лесах выкладывает соль в кормушки? (лесник) Правильно, молодцы!

Воспитатель: Что изображено на зеленой картинке? (соль используется в медицине) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, как вы думаете, о чем говорится на этих картинках? (о соли) Правильно, все эти картинки говорят о соли. Значит, в мешочках что находится? (соль) Молодцы!

— Скажите мне, пожалуйста, полезна ли соль для человека? (да, полезна) Чем полезна? (используем в медицине, употреблять в небольших количествах в еде) А соль вредна нашему организму? (да, соль в больших количествах употреблять нельзя, это очень вредно для сердца)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас узнали, что в мешочках находится соль, а вы хотите стать юными исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства? (да, хотим) Я предлагаю вам пройти в нашу чудо – лабораторию. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории. Перед вами на столах лежат таблички, посмотрите и скажите, как надо вести себя в лаборатории? (работая с солью, нельзя трогать глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы!

ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль». Ребята, у вас на столах лежат коробочки, высыпите туда аккуратно содержимое мешочков. Мы угадали, это точно соль? (да) Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег) Потрогайте соль, какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая) А какого цвета соль? (белого) Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

Возьмите лупы ирассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы говорили, что соль похожа на снег, а еще на что она похожа? (на иней) Правильно, ребята. Вы уже видели на улице нашего города, иней на деревьях. И мы с вами пробовали вырастить кристаллы соли, также вы выполнили это дома. Давайте посмотрим наши кристаллы, у нас очень хорошо получилось.

— У нас какое время года? (зима) Кругом снег, иней на деревьях, похожие на соль. А теперь давайте немного поиграем. Вы хотите поиграть? (да)

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый. (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

А теперь, давайте продолжим нашу работу в чудо – лаборатории.

ОПЫТ № 2 «Тонет – не тонет»

Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) У нас есть два тазика, оранжевый и зеленый. В одном из тазиков вода пресная (не соленая), а в другом вода соленая. В каком тазике вода соленая, а в другом не соленая, мы сейчас с вами проверим. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в оранжевый тазик, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне тазика) А теперь возьмите еще по одной картошке и опустите в зеленый тазик, что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула) В каком тазике вода соленая, почему? (в зеленом тазике вода соленая, потому что там картошка плавает на поверхности)

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята!

Ребята, а вы любите рисовать? (да) А вы знаете, что на соли можно рисовать пальцами? Хотите, я вас научу? (да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами коробочки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте на соли, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель….»(снеговик)

(дети рисуют пальчиками снеговика на соли)

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь,

как красавица стройна, а на Новый год важна» (елка)

Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.

(дети рисуют елку)

Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку.

«С неба падают зимою и кружатся над землею,

Лёгкие пушинки, белые…(снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ребята, у нас сейчас зима, на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Мы мешочки с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали.
Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.

Молодцы, поиграли, погрели руки. А теперь я предлагаю выполнить одну интересную работу с солью. Мы сейчас с вами украсим баночки цветной солью. Посмотрите, я заранее приготовила разноцветную соль. Вы сейчас возьмете по баночке и воронке, и каждый сделает свою радужную баночку, вот такую. А делается это так: надо будет засыпать через воронку разноцветную соль слоями, все это делать очень аккуратно, чтобы соль не перемешалась и не рассыпалась. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. (дети самостоятельно выполняют работу)

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Баночка с радужной солью готова, красиво получилось? Вам понравилась эта работа? (да) Молодцы!

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (соли, чтоона сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из
кристаллов) Чем мы занимались на занятии? (проводили опыты, беседовали, играли) Что нового вы узнали о соли? (можно на ней рисовать, красить соль и украшать баночки цветной солью)
Ребята, давайте мы подарим наши баночки с радужной солью нашим гостям.
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали и сладкие призы.

Давайте попрощаемся со всеми гостями, скажем всем – До свидания!