ребенок в детском саду

детский сад

Здесь практические советы. Картотека идей для занятий!
Очень полезный и интересный материал для родителей и педагогов.

Подготовила — Педагог-психолог, воспитатель Вайцель Олеся Викторовна МБ ДОУ «Детский сад №17» г. Новокузнецк

Дорогие родители, если вы хотите воспитать творческую и активную личность, то эта информация для вас! Дошкольный период – это один из самых благоприятных периодов в развитии фантазии ребенка. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представлять, фантазировать. Ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Думаю, никто не будет спорить с тем, что фантазия двигатель прогресса. Без фантазеров у нас не было бы ни компьютеров, ни автомобилей, ни даже простейших орудий труда. Именно благодаря умению фантазировать человечество вышло на современный уровень прогресса и, конечно, культуры и искусства. Давайте поможем и нашим детям развить способность воображать, фантазировать.

Предлагаем вам поиграть в очень простые, не требующие специального оборудования, игры.

На что это похоже?

Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
• геометрические фигуры или тела,
• кляксы (случайные или сделанные специально),
• «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников,
• камушки на пляже,
• палочки или коряги в парке или в лесу,
• облака,
• лужи,
• листики, шишки, семена разных растений,
• другие предметы.

Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
• кусочек меха,
• шелковый платочек,
• кусочек наждачной бумаги,
• толстая веревка,
• подушечка для иголок (естественно, пустая),
• грецкий орех,
• глянцевый журнал,
• пульт от телевизора,
• газета, свернутая в трубочку,
• и так далее.

Во время подобных игр старайтесь не спорить с ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!». Лучше расспросите ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями. Исключения составляют, пожалуй, только игры с геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат похож на яблочко, он конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше недоумение малыш смело заявит, что «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли, не понимаешь!». Тогда договоритесь с ним, что лучше вы будете пока сравнивать с настоящими предметами, а волшебное яблочко вы нарисуете чуть позже.

Волшебные предметы

С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним — волшебного «помощника». Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.

Рисуем впечатления

Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не «просто человечков», а более сложные «жанровые сцены», предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
• персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить),
• впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее),
• себя и членов семьи во время поездки к морю, похода на лыжах и так далее.

Воображаем и рисуем

Предложите ребенку представить себе и нарисовать:
• разных фей и волшебников;
• королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
• неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам — гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или выдуманных — геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
• жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
• несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
• сказочные предметы — волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
• разные города — инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или «просто так»), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
• известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.

Что и как можно сделать

Обсудите с ребенком, что можно сделать из:
• пластмассовой бутылки от лимонада: целой, с одним, двумя, тремя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части, не одной, а двух-трех одновременно, с использованием не менее двух, но не более четырех других предметов
• коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований — см. выше или придумайте сами),
• круглой коробки от плавленого сыра,
• жестяной банки от кофе,
• крышек от бутылок или банок,
• спичечных коробков (одного, двух, десяти),
• проволоки, веревочек, палочек,
• деревянной ложки и лоскутка,
• шишек (одинаковых или разных),
• гладкой досточки,
• разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани,
• разноцветных ватных шариков,
• пуговиц,
• старой варежки, перчатки, вязаной шапки,
• ненужных «малышовых» кубиков, из которых ваш ребенок «вырос»,
• старого неработающего будильника или радиоприемника,
• остатков обоев,
• и многого другого.

Давая задание, уточните, должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты». Когда ребенок высказывает какое-либо предположение, спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для воплощения идеи. В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его в реальном виде.

Можно играть «наоборот»:
Из чего можно сделать:
• вазочку для цветов, фруктов или сахара,
• рамочку для фотографии,
• копилку,
• поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения,
• подсвечник,
• ящичек для мелких разнородных предметов,
• куклу би-ба-бо или куклу на палец,
• коллаж,
• витраж,
• бусы, брошку, браслетик, другую детскую бижутерию,
• обложку для книги,
• закладку,
• одежду для кукол,
• козырек для уличного звонка на даче,
• много других полезных или интересных предметов.

Этот вариант игры можно проводить, в основном, устно, так как у вас может не найтись какого-нибудь нужного предмета, но если бы он был, то «вещь» получилась бы.

Сочиняем чепуху

Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно. Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру, и будет придумывать очень смешные концовки.

Представь, что ты…

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется.

«Превратиться» ребенок может:
• во взрослого человека,
• в ребенка другого возраста, своего или противоположного пола,
• в героя сказки, песни или даже знаменитой картины,
• во всем известного человека (актера, президента, банкира и т.д.),
• в любое животное,
• в любой предмет.

Потом поменяйтесь ролями — вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что «видите, чувствуете» и так далее. Можно «превратиться» вместе и разговаривать друг с другом от имени своих «героев». Можно придумывать своим героям различные события. Получится целая сказка или рассказ. Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действуют предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.

Сочиняем сказки

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или дочитав сказку до середины, придумайте конец. А потом сравните с тем, что придумал автор сказки. Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение. Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас и ребенка. А потом, еще раз проговорив все подробности. «Свою» сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.

Придумываем правила игры

Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру. Сначала обсудите, какая это будет игра — просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими, куда идти фишкам. Или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой надо что-то собирать, или, наоборот, раскладывать по полю в процессе продвижения. Игра, где надо отвечать на вопросы и т.д.

Затем можете придумать вместе сюжет — о ком или о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия — что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной и интересной.

Когда все условия обговорены и записаны, приступайте к изготовлению самой игры. Помогите ребенку в разметке игрового поля (ребенок еще не может хорошо пользоваться линейкой). Кружочки для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок пусть делает сам или вырежет из старых журналов и наклеит. Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания. Фишки можно и кубик взять от любой покупной игры или сделать самостоятельно из подручных материалов.

Сочиняем… рекламу

В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде — на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.

Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы. Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар. Будет ли это рекламный рисунок или информация, предаваемая по сказочному радио. Можно «организовать» целую рекламную компанию данного продукта.

Если ребенка уже не интересуют сказки, или вы уже наигрались в эту игру, попробуйте рассмотреть рекламные щиты возле вашего дома или посмотрите свежие ролики по телевизору и обсудите, нравиться ли ребенку реклама. Считает ли он ее эффективной. Как бы он отрекламировал данный товар или услугу (естественно, заранее нужно обсудить, для кого предназначена реклама, чем можно привлечь данный слой населения).

И в заключении хочется пожелать взрослым — мамам, папам, бабушкам и дедушкам подавать своим малышам пример — фантазируйте, сделайте свою жизнь, свой быт необычными, интересными! А для начала попробуйте украсить свою квартиру ни на что не похожими, сделанными своими руками предметами.