ребенок в детском саду

Авторы — Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина

Формирование звукопроизношения рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Программа дошкольного логопункта представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а также его социализации.

В основе создания этой программы авторы использовали опыт работы в дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.

Предлагаемая программа дошкольного логопункта — итог многолетнего опыта учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений, структура которых позволяет осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста.

Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания
дошкольников.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определенную специфику работы.

Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Опыт функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Крайнего Севера показывает, что следует
уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий и увеличить время на индивидуальную работу.
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН (п.12.10).

Продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни — 25 минут, 7-го года жизни — 30 минут.

Цель программы — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами
    детской поликлиники и медицинских учреждений.

Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с октября по начало мая. В итоге нарушается последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников. При составлении планирования логопедической работы следует учитывать названные причины и обусловленные ими трудности коррекционно-развивающего обучения в дошкольном логопункте.

Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться
по усмотрению логопеда. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме.

С детьми проводятся комплексные занятия в детском саду, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:

  • интерес к логопедическим занятиям;
  • звукопроизношение;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционный праксис и мелкую моторику;
  • речевое дыхание;
  • психические процессы (память, мышление, внимание);
  • лексико-грамматические категории;
  • связную речь.

планирование

Форма организации обучения — подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий
объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5—7 человек.

В микрогруппах и на индивидуальных занятиях включаются дидактические игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя языка для детей с диагнозом ОНР (IV у. р. р.).

Занятия с детьми проводятся в дневное время, а 1 раз в неделю — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию.

Продолжительность занятий с детьми:

  • ФФН — 1 год;
  • ОНР IV у. р. р. — 1 — 1,5 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

Индивидуальные занятия

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий — 10 минут.

  • ОНР IV у. р. р. — 2—3 раза в неделю;
  • ФФН — 2 раза в неделю.

Заключение

Данная программа дошкольного логопункта доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная
монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной
программы.

планирование

Методическое обеспечение

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении аудио-видеомагнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

  • «Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Буратино в стране знаний», «Телеграф», «Звуковичок в гостях у феи Звукограда», «Перевертыши», «Словесный сад», «Слоговые шары»;
  • лексические игры и дидактические игры в детском саду: «Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях у Федоры», «Цветик-семицветик», «В стране волшебника Гудвина», «Фантазеры»;
  • СD-диски «Баба-яга учится читать», «Учись говорить правильно», «Развивайка», аудиокассеты «Голоса весеннего леса», «Звуки вокруг нас», «Звуки природы».

Проверить усвоение программы дошкольниками помогут контрольные срезы (см. Приложение 2).

Характеристика речи детей с ФФН и ОНР (IV уровнем речевого развития)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. К IV уровню отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей.

Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФН и ОНР IV у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового
    анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-
    оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи
    по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений,
направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии
и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:

  • изолированно,
  • в прямом и обратном слоге,
  • словах несложной слоговой структуры.

Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы.

На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте  особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они
готовят детей к усвоению более сложного материала на фронтальных занятиях в массовых группах. Эти занятия способствуют улучшению коммуникативных возможностей ребенка и его социализации.

Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ОНР (IV у. р. р.) и ФФН у детей 6-го года жизни

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Произношение:

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
  • по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] — [ш], [з] — [ж];
  • [р] — [л];
  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечением трех согласных;
  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Совершенствование дикции.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Фонематическое восприятие:

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет одного звука.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Усвоение понятий «гласный», «согласный» звук.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;
  • совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый» — «мягкий» звук и «глухой» — «звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
  • по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах;
  • составление предложения с определенным словом;
  • анализ двусловного предложения;
  • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • образования относительных прилагательных;
  • согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Закрепление умения подбирать однокоренные слова (чай, чайник, чайная).

Упражнение в образовании глаголов с приставками (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

Образование слов разными способами (снегопад, пылесос, листопад, сахарница, хлебница).

Образование существительных от глаголов, и наоборот (читать — читатель, учить — учитель, летчик — летать, пловец — плавать).

Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

Распространение и употребление предложений за счет введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по сюжетной картине по вопросам.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Составление рассказов с элементами творчества (придумывать концовки к незнакомым сказкам).

Составление рассказа о событиях из личного опыта (по плану).

Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы

  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении,
    слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов

Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ОНР (IV у. р. р.) и ФФН у детей 7-го года жизни

I ПЕРИОД

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Произношение:

Постановка отсутствующих звуков.

Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференцированных движении органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Формирование грамматически правильной речи.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Усвоение доступных ритмических моделей слогов: таа — та, та — та, та — та — та, та — та — та.

Определение ритмических моделей слов: вата — тата, вода — та-та т. д.

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: вата — тата, вода — тата.

Различение звуков на слух: по твердости — мягкости; по глухости — звонкости; по месту образования.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Развитие отчетливого произношения слов и словосочетаний с естественной интонацией.

Фонематическое восприятие:

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Последовательное знакомство с буквами на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков.

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут.

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов (та, ми) и слов (кит, суп).

Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

Преобразование слогов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов: звук, буква, слово, слог, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук.

Составление графической схемы слова.

Называние порядка следования звуков в слове.

Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.

Умение давать качественную характеристику звуку.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Изучение грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями -и, -ы, -а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.)

Образование слов способом присоединения:

  • приставки (наливает, поливает, выливает…);
  • суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная);
  • способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).

Привлечение внимания к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — стульев, деревьев).

Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу.); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).

Развитие умения составлять короткие сказки на заданную тему. Обучение содержательному и выразительному пересказу литературных текстов.

Составление рассказов из личного опыта по плану.

II ПЕРИОД

Произношение:

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекресток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)

Различение на слух: [ч] — [ть] — [сь] — [щ], [ц] — [ть] — [сь], [щ] — [ч] — [сь] — [ш] и их дифференциация.

Усвоение многосложных слов в связи с за-
креплением правильного произношения.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Фонематическое восприятие:

Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.

Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный — согласный, твердый — мягкий, звонкий — глухой.

Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук — твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный; например: лось, конь, соль, пыль, даль т. п.).

Преобразование слов за счет замены звука (суп — сук, вата — дата, угол — уголь).

Деление слов на слоги.

Формирование операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены или добавления звуков (([му] [пу]) мушка — мишка — мышка; пушка — пышка; стол — столик и др.).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Продолжение изучения изменений грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, пианино, крылья).

Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост).

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили два платья… пять платьев… две рубашки… пять рубашек).

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.)

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставок (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); суффиксов (образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, -ые; пластмассовый, -ая, -ое, -ые); способом словосложения (трехколесный, первоклассник).

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист, пианино).

Привлечение внимания к многозначности слов (лисички — животные, лисички — грибы).

Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет…
стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трехколесном велосипеде.)

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка: кот спит под скамейкой).

Добавление в предложение пропущенных предлогов: березка растет (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч).

Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами чтобы, если, потому что и
др. (Мы не пойдем гулять, потому что на улице идет дождь.)

Формирование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картин, по серии картин с последовательно развивающимся действием.

Составление рассказов из личного опыта и по плану.

Пересказ небольших литературных текстов и их драматизация.

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Заучивание наизусть стихотворных текстов, скороговорок.

Планируемые результаты логопедической работы

  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук,  слог, предложение на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков  в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Приложение 1

Карта логопедического обследования ребенка с ФФН, ОНР (IV у. р. р.)

Фамилия, имя ребенка

1. Где находился ребенок до поступления на логопункт

2. Жалобы родителей

3. Данные о речевом развитии (появление первых слов,предложений)

I. Уровень общего развития:

  1. Устойчивость внимания, работоспособность
  2. Состояние общей и мелкой моторики

II. Общее звучание речи

  1. Разборчивость, темп, интонация
  2. Строение и подвижность артикуляционного аппарата
  3. Произношение звуков: Свистящие, Шипящие, Аффрикаты, [л], [ль], [р], [рь]
  4. Различение звуков на слух и в произношении
  5. Сформированность фонематического восприятия
  6. Произношение слов сложного слогового состава
  7. Словарный запас
  8. Грамматический строй речи
  9. Связная речь (рассказ по картине, серии картин, пересказ)

Предварительное заключение:

Заключение при выпуске:

Дата: «__»_____201__г. Учитель-логопед _______/__________/

Приложение 2

Диагностика речевого развития детей

Контрольные срезы проводятся 2 раза в год (октябрь — май) [4; 5].

Выделяются три уровня развития речи:

  • низкий,
  • средний,
  • высокий.

планирование

планирование

Приложение 3

планирование

Приложение 4

планирование

Приложение 5

Отчет о работе

планирование

Приложение 6

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

1. Общие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество ребенка
  • Дата рождения
  • Домашний адрес
  • Ф.И.О. родителей, возраст, образование и специальность по диплому
  • Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада; особенности адаптации)

2. Соматическое здоровье.

3. Навыки самообслуживания.

4. Состояние моторной сферы (общая и мелкая моторика).

5. Усвоение программного материала:

  • формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, величина, пространственные и
    временные представления);
  • развитие речи;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • продуктивные виды деятельности.

6. Отношение к занятиям:

  • насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;
  • какие задания вызывают наибольшие трудности;
  • насколько ребенок усидчив во время занятий;
  • как быстро переключается с одного вида на другой;
  • насколько он критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;
  • насколько продуктивно использует помощь взрослых в случаях затруднения.

7. Игровая деятельность.

8. Личностные особенности ребенка.

9. Выводы.

Дата_____
Воспитатель_______________ (подпись)_____________
Руководитель_______________ (подпись)_____________

Приложение 8

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

I. Подготовительный этап

Задачи:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование физиологического и речевого дыхания;

г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектов звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности:

  • свистящие [с], [з], [ц], [с´], [з´];
  • шипящий [ш];
  • сонор [л];
  • шипящий [ж];
  • соноры [р], [р´];
  • шипящие [ч], [щ].

Способ постановки

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
  • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
  • для [р], [р´]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»;
  • для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

а) [з], [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа может проводиться в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5) Дифференциация звуков:

  • С — З, СЬ — Ц, С — Ш;
  • Ж — З, Ж — Ш;
  • Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
  • Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;
  • Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.

6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

  • Грамматические упражнения.
  • Нормализация просодической стороны речи.
  • Обучение рассказыванию.

Приложение 9

Документация (хранится в течение двух лет)

  1. Журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью (Приложение 1).
  2. Журнал регистрации посещения занятий у логопеда, в котором на каждую группу детей отводят страницы для текущего учета динамики работы и посещаемости занятий в соответствии с количеством часов учебно-тематического планирования. На левой стороне развернутой страницы журнала отмечается посещаемость занятий, а на правой — записывается тема занятий.
  3. Журнал учета движения детей, принятых на логопедические занятия (Приложение 4).
  4. Речевая карта на каждого ребенка (Приложение 1).
  5. Индивидуальный план коррекционной работы по звукопроизношению (Приложение 6).
  6. Годовой план, в котором предусмотрены следующие разделы: обследование состояния речи детей; комплектование логопункта; контакты с воспитателями и родителями; пропаганда логопедических знаний;
    консультативная работа; работа над дидактическим материалом; связь со специалистами детских учреждений города.
  7. Ежедневный план работы (в виде карточек или конспектов).
  8. Отчет о проведенной работе (Приложение 5).

Приложение 10

планирование

В перспективном плане учитываются индивидуальные особенности ребенка (состояние развития психических процессов, коммуникативного общения. Далее смотри план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению).

планирование

Литература:

  1. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.:  Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Взаимодействие образовательных учреждений с городской ПМПК (методические рекомендации) / Под ред.  И. И. Усановой. — Мурманск, 2009.
  4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб., 2005.
  5. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. — М.: АИРИШ, 2008.
  6. Степанова О. А. Дошкольная логопедическая служба. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
    недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждений компенсирующего вида. — М.: Школьная пресса, 2003.
  8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.

Литература для родителей:

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
  3. Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.
  4. Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.
  5. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.
  6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.
  7. Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.
  8. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
  9. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента, 2007.
  10. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2008.
  11. Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.
  12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.
  13. Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.
  14. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.
  15. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.
  16. Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном, 2007.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, номер за декабрь 2011 года.