ребенок в детском саду

Коррекционная работа по образовательной области «Речевое развитие»

Автор — Попкова Галина Николаевна, учитель — логопед в МБДОУ Детский сад комбинированного вида «28 «Ручеёк» в г.Химки, мкр Сходня.

Проектировочные компоненты.

Тема: «Звуки [Н], [Н’] .

Цель: Сформировать чёткие представления у детей о звуках [Н], [Н’]

Задачи:

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [Н], [Н’], продолжать учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Учить дифференцировать звуки [Н], [Н’] в слогах и словах. Выделять место звука в словах. Продолжать учить подбирать прилагательные к существительным.

Коррекционно — развивающие: развивать фонематические процессы; учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их; развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику, развивать психические процессы.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога и ответы других детей.

Медио объекты: ЭОРы (электро- образовательные ресурсы: игровая презентация на звуки [Н], [Н’].

Оборудование: проектор, экран, ноутбук звуковые пеналы.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки «Три поросёнка»
  • Образовательная область: «Физическое развитие: гимнастика для глаз, физкультминутки;

Организационный компонент:

Психологический настрой.

Дети стоят в кругу на ковре.

Учитель-логопед: А у нас сегодня гости, давайте улыбнёмся им дружно их поприветствуем. (Здравствуйте)
Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, а поможет нам в этом волшебный цветочек с ним мы передаем друг другу хорошее настроение, доброту наших сердечек (дети передают волшебный цветочек здороваются только глазами).

Ой ребята, наш цветок, замигал : где то случилась беда. Вот оказывается что, Звукоежка пробрался в сказку и съел первый звук в именах героев., и теперь их зовут ..иф-..иф, ..уф-.уф и ..аф-..аф. нужна наша помощь , поможем?
Перед дорогой нужно приготовится, проведем небольшую разминку. (выполняем упражнения: «заборчик – окошко, заборчик – дудочка, накажем непослушный язычок, качели»).

Молодцы, теперь сможем красиво произнести волшебные слова :

Проговаривание слоговых цепочек: на- но-ну, ну-но-нэ, ны-но-на, ан-он-ун, нэ-на-ны, инь – онь- унь, на-на –ан, ан –он-ан…..

Молодцы, с этим заданием справились!

Путешествие наше будет продолжаться на санях. Нооооо, поехали , (упражнение –лошадка) дети садятся за столы.

А вот и новое задание для нас: посмотрите на картинки и скажите что у них общего ( 1 ряд — носки, нос, , насос, слон.) во всех словах есть звук Н.
Напряженным языком
На десну, наверх нажмем.
Н! – мы звонко произносим
Звуку помогает носик.
Артикуляция звука.

— Когда мы произносим Н губы в улыбке, кончик языка прилипает к бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук какой?

Дети. Согласный.

— Горлышко «дрожит», значит звук Н – звонкий.
( второй ряд: нитки, Нюша, ноги) назовите первый звук в этих словах.
Первый звук НЬ. Давайте произнесем его два раза, куда упирается кончик языка? Язычок упирается за нижние зубы, а спинка языка выгнута крутой горкой и прилипает к бугоркам за верхними зубами . Мы его произносим нежно — он мягкий.

Давайте еще раз расскажем какие это звуки.

Индивидуальные ответы детей:

Звук Н- СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЁРДЫЙ, МЫ ЕГО ОБОЗНАЧАЕМ – СИНИМ КВАДРАТОМ.

Звук НЬ- согласный, звонкий, мягкий – мы его обозначаем зелёным квадратом.
Молодцы! И так звуки мы нашли : Н, НЬ… и герои нашей сказки поросята : Наф, Нуф, Ниф.
В сказке надо быть очень внимательными и иметь хороший слух, сейчас я проверю как слышат ваши ушки.
Игра «хлопни – топни» (на звук Н – хлопаем, на звук НЬ – топаем.
Н, п,б, нь, м, н, нь, о, на, ань, на,ан, ну, ни, инь, нитки, Маша, Наташа, нос, дом, огонь…
Молодцы!

Пурга разыгралась, чтоб с дороги не сбиться, нужно правильные сигналы подавать.
Игра «Сигнальщики» слушайте слова внимательно и сигналы подаёте….твёрдый звук в слове – синий огонёк, мягкий — зелёный- готовы?
Пень, нос, Незнайка, небо, Знайка, земляника, ногти, нитки, зонт… Наташа.

Молодцы.

Логопед: Молодцы ребята. Справились с заданием! А теперь проверка внимания и памяти.
Игра «Чего не стало». ( дети запоминают картинки на слайде, закрывают глаза, одна из картинок исчезает- (чего не стало?, не стало носа, не стало Нюша, не стало ниток, не стало ног, не стало слона, не стало носков, не стало, ножниц, не стало насоса).

Гимнастика для глаз.

Мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
И тихо на землю ложатся.

Молодцы, ребята. Зимой поросятам холодно стало в лесу и они построили себе домики.
Давайте вспомним из каких прутьев был сделан домик Нуф-Нуфа?
(из деревянных). Значит домик — деревянный.
-У Ниф-Нифа из соломы, значит он ..(соломенный).
— У Наф-Нафа из кирпича, значит он…(кирпичный).

Физкульт минутка. Стоит в поле теремок

На полянке теремок (ладошки соединяем домиком над головой)
Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в «замок»)
Кто б его открыть помог? (пожать плечами
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили,покрутили (вращение ладонями)
Потянули, дунули , открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли)

Подул волк на деревянный и соломенный домик и они разлетелись… поросята бросились бежать к дому Наф – Нафа, но перед ними речка и чтоб через неё перебраться нужно построить мостик. Мостик не простой…а слоговой.
Я вам бросаю звуки – а вы собираете слоги, быстро и тихо.
Н и — ни, … какой первый звук Н, какой он? (согласный, звонкий, мягкий мы его обозначаем зеленым квадратом. второй звук? Иии – гласный, поётся, обозначаем его красным прямоугольником, что у нас получилось? Прочитайте НИ,
Что это? (слог) чем мы обозначаем слог? (жёлтой полоской)

Ловим новые звуки н…а – на, какой первый звук Н, какой он? (согласный, звонкий, твёрдый мы его обозначаем синим квадратом. Второй звук? АА – гласный , поётся, — большой красный круг. Прочитаем что получилось? На .это ? – слог а теперь как брёвнышки у мостика придвинем наши слоги поближе друг к дружке и еще раз прочитаем Нина, что это? – это слово. Каким символом обозначим слово? Синей полоской.

Молодцы построили мостик… поросята перебрались через речку, добежали к дому брата… а он их на впускает…а может это и не братья совсем…а переодетый волк ? Просит Наф – Наф спеть песенки. Запыхались поросята от бега и все песенки позабыли… давайте им напомним.

Ну — ну — ну — идет Ната к окну.
На.- на — на — Ната у окна.
Но — но — но — моет Ната окно.
Ны — ны — ны — Нате снятся сны.
Он — он — он — снится Нате слон кран
Но — но — но — в нашей комнате темно.
Ня — ня — ня — я веду коня.
Онь- онь – онь – это мой конь.
Нём — нём — нём — мы идём с конём.
Ню — ню — ню — воду дам коню.
Ни — ни — ни — не пьют воду кони.
Не — не — не — едем на коне.

Услышал Наф – Наф знакомые песенки, впустил братьев в свой домик забежали они и спрятались в домике брата. Ниф – Ниф и Нуф- Нуф очень испугались, бегали по домику Наф – Нафа и навели там беспорядок. Рассердился на них Наф – Наф, Давайте еще раз выручим поросят разложим вещи по местам на синюю полку мы убираем вещи со звуком Н, на зелёную Конь? со звуком Нь
Я положу коня на зелёную полку..
Ноты?
Я положу нож на синюю полку.
Телефон?
Ноты?
Нитки?
Нож,
книги,
носки,
снежинка, слон
Я положу нитки на зелёную полку.
Носки?
Я положу носки на синюю полку.
Ноты.

Книги?
Снежинка?
Молодцы ребята, все задания выполнили, и порядок навели и поросят от волка спасли. Нам пора домой возвращаться.

1,2,3,5, в детский сад вернулись мы опять…
Ребята, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего?
А кого мы сегодня спасали? Как звали поросят? На какой звук начинаются их имена, (клички)? какие это звуки?
Мне тоже очень понравилось как вы работали, старались, помогали поросятам, не оставили их в беде. Молодцы.

Слайды для проведения занятия: