ребенок в детском саду

игрушки детский сад

МБУ ДПО «ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Тема: «Методическая работа в ДОУ как фактор повышения качества образования»

Методист — Жадова Валентина Егоровна

Управление методической работой

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы воспитателей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации воспитателей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т. е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта ДОУ, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для методиста по учебно-воспитательной работе. Традиционно этой работой в ДОУ руководит заведующая.

Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующая и методист, но и воспитатель.

В общем виде задачи методической работы в детском саду можно сформулировать следующим образом:

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива ДОУ, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки ;
  • организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
  • организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;
  • оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;
  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Содержание методической работы воспитателя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности воспитателя: общекультурную составляющую; методологическую и исследовательскую культуру; профессионально-нравственную культуру и культуру общения; дидактическую и воспитательную культуру; управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности воспитателя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива ДОУ, так и для педагогического сообщества в целом.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа ДОУ, его местоположения (городская или сельская), количества в нейдетей и воспитателей.

Основные формы организации методической работы в ДОУ.

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

  • государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
  • уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;
  • морально-психологический климат в коллективе ДОУ, материально-технические возможности организации методической работы;
  • наличие внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;
  • конкретная ситуация в коллективе ДОУ, в отношениях между воспитателями, воспитателями и детьми, воспитателями и руководителями.

В большинстве детских садов по инициативе руководителей или воспитателей созданы организационные координационные органы методической работы — методические советы. В отличие от совета ДОУ, педагогического совета методический совет имеет одну-единственную функцию — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого воспитателя. Эффективность работы зависит как минимум от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные воспитатели, представляющие различные ступени образования. Это могут быть руководители различных методических формирований. Как правило, руководит работой методического совета методист.

Методический совет ДОУ определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации воспитателей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев; разрабатывает программу методической работы в ДОУ. Таким образом, методический совет — это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого воспитателя ДОУ.

К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в ДОУ относятся: предметные методические объединения, единый методический день в ДОУ, проблемные семинары и практикумы, школы молодого воспитателя, школы передового опыта, индивидуальная работа с воспитателями, проведение открытых и показательных занятий, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты воспитателей, педагогические консилиумы и др.

Наиболее распространенной формой методической работы в ДОУ является предметное методическое объединение воспитателей.

Содержание работы методических объединений многообразно. Они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ. В методических объединениях обсуждают экспериментальные варианты образовательных программ, рассматривают результаты работы по ним. Члены методобъединений разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность. Содержание работы объединений составляет также подготовка тематики и видов творческих, контрольных работ для проверки знаний детей, обсуждение результатов.

Работа методического объединения проводится по специальному плану, в котором дается общая характеристика педагогической деятельности воспитателей данного предмета, качества знаний учащихся. В плане формируются цели и задачи на новый учебный год, определяются основные организационно-педагогические мероприятия (оформление группы, экспертиза дидактического материала, утверждение текстов контрольных работ и др.), определяются тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых занятий, определяются формы и сроки контроля за качеством знаний, умений и навыков детей. [10]

Одной из эффективных форм методической работы является проведение единого методического дня в ДОУ, который проводится для всех педагогических работников и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы. Темы единых методических дней заранее доводятся до сведения воспитателей. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ воспитателей и детей, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание работы единого методического дня включает: проведение открытых занятий, их развернутый анализ и обсуждение, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня в форме заседания круглого стола или пресс-конференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня.

Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки воспитателя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность воспитателей, вводят их в круг педагогических инноваций, способствуют формированию объективной оценки их значимости, места и роли в дидактических системах. Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе воспитателя.

Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги. Бесспорное достоинство таких форм состоит в вариативности проигрываемых ситуаций, моделировании ситуаций, максимально приближенных к реальной практике, возможности коллективного обсуждения актуальных проблем и др. Однако организаторы проведения таких практикумов сталкиваются с рядом трудностей: подбор руководителей для проведения игровых форм, преодоление негативного отношения части воспитателей к участию в таких занятиях, недостаточное методическое обеспечение их проведения. Все это подчеркивает необходимость квалифицированного руководства, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

Детский сад передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Традиция наставничества в современных ДОУ имеет давнюю историю. Но оформленная в рамках ДОУ передового опыта, она приобретает более целенаправленный и планомерный характер. Основное назначение детского сада передового опыта состоит в работе опытного воспитателя, руководителя с двумя-тремя воспитателями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование детского сада проходит на добровольных началах.

Ценность этой работы состоит в ее двусторонней эффективности. Руководитель ДОУ, посещая занятия своих подопечных, консультируя их по вопросам планирования, методики и технологии, обсуждая теоретические проблемы образования, совершенствует и свою педагогическую систему, убеждается в правильности своих профессиональных позиций. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что воспитатели-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию воспитателя-мастера.

В структуре детского сада передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа детского сада молодого воспитателя. Начинающие воспитатели ДОУ объединяются под руководством одного опытного воспитателя или кого-либо из руководителей ДОУ. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей занятия, особенности планирования работы воспитателя, учет уровня воспитанности коллектива и многое другое. Занятия в школе молодого воспитателя предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт урока с использованием средств ЭВМ и информатики в учебном процессе. Общение молодых воспитателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.

Изучение опыта работы воспитателей свидетельствует о том, что одной из причин недостаточного проявления педагогического творчества и инициативы является резкий переход от активной теоретической деятельности будущих воспитателей в период обучения в вузе к чисто практической деятельности в первые годы работы в ДОУ.