ребенок в детском саду

Автор — музыкальный руководитель высшей категории Кутушева Эльвира Вилисовна, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка», г. Нижневартовск.

пианино

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость — два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и другими средствами), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности.

Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.

Детям прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания:

  • умение выслушать произведение до конца;
  • следить за его развитием;
  • запоминать и узнавать его;
  • различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В процессе слушания музыки, в единстве с музыкально-эстетическими, осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.

Музыкальность — это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства — от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

Музыкальность предстает как комплекс способностей.

Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений:

  • учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;
  • у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

Музыкальное восприятие — состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:

  • тематические концерты,
  • беседы-концерты,
  • вечера.

Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах.

Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

  • узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
  • способствует развитию обобщения;
  • обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Ребенку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах.

В каждой группе имеются аудиокассеты с записями классической, народной и детской музыки.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. И поэтому работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Формы нашей работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию докладов на родительских собраниях, а также оформление стендов.

Краски и звуки в искусстве сосуществовали всегда. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку является детский рисунок. Л.С. Выгодский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет.

Интегрированные занятия, на которых восприятие музыки объединялось с рисованием, дали ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запоминали сказочно-таинственную музыку, а затем воплощали свои впечатления на бумаге.

Дети передают в своих рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.

Значительным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. После выставки дети уносят свои рисунки домой. Воплощенная в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребенка еще более близкой и интересной.

В заключении, могу сказать о том, что организованная система по формированию у детей музыкальной восприимчивости, на музыкальных занятиях, и использованных разнообразных форм организации музыкальной деятельности по слушанию и восприятию музыки способствует развитию у детей музыкальности, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности эмоциональной сферы.

Список используемой литературы:

  • Апраскина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
  • Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  • Дошкольное воспитание. Основы системы музыкального восприятия.
  • Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение, 1985.
  • Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2000.
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
  • Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающих развивающих программ для дошкольного образования. Учебно-методическое пособие, Москва, 2012
  • Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. – 2003. — № 1.