ребенок в детском саду

ежик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»

Обучающая игровая ситуация «Лисенок, Ежик и Мудрая Сова в гостях у звука «ПЬ»

Воспитатель: МБДОУ №9 «Якутяночка» Климовская Наталья  Валерьевна.

Цель. Закрепить представления о букве «П» и звуках «П» — «ПЬ»;

Задачи: Различение согласных звуков по твердости – мягкости, гласных и согласных звуков, звуков и букв; развитие умения применять мыслительные операции анализа (синтеза, сравнения, восполнения) на основе звукового и слогового состава слов; развитие фонематического восприятия, словесного внимания; развития диалогической речи, мышления, внимания, памяти.

Образовательные области: Социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Наглядность:

— Иллюстрации в пособиях;

— Обозначение звуков «П» и «ПЬ»;

— Картинки на звуки «П» и «ПЬ» в словах.

Предварительная работа: Обвести букву «ПЬ» при помощи развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка».

Материалы и оборудование: Развивающие игры Воскобовича «Волшебные веревочки», «Волшебная восьмерка», нарисованные воздушные шарики, синие и зеленые карандаши.

Ход

Артикуляционная гимнастика

I. – О каком звуке мы говорили на прошлый раз? (На прошлый раз мы разговаривали о звуке «П»)
— Звук «П» какой? (Звук «П» твердый согласный, обозначаем его синим цветом)
— Вспомните, пожалуйста, ребята, почему в домике звука «П» никто не жил? (Потому что там было грязно, паук сплел паутину на заржавевшем пылесосе, везде было пыльно, пол давно не мыли, как и посуду, стоящую на подносе.
— Что сделали игрушки, чтобы ему помочь? (Они вынесли палас на улицу и стали выбивать пыль)

1) История про Ежика, Лисенка и Мудрую Сову.

«Ну, вот и всё! – сказал Ёжик, с довольным видом оглядывая чистый дом. – Пожалуй, и я бы здесь пожил, если бы не наше путешествие».

Не успели друзья порадоваться результатам своей уборки, как услышали с улицы жалобный писк: «пи – пи – пи».
(Звук писка птенца)

А под крышей соседнего дома живет птенчик, игрушки увидели его. Он пропищал, что его зовут Петя. Ему очень хочется кушать, а мама всё никак не вернется. «Так что же ты сам не поймаешь себе мошек?» — спросила его Мудрая Сова. «Я не умею летать, — жалобно пропищал птенчик Петя. – А мошки ко мне не подлетают». Друзья задумались, как им помочь Пете. Выход тут был один – научить его летать. И Мудрая Сова вспомнила, что когда она была еще птенцом, то научилась летать во время падения с ветки. И Мудрая Сова предложила игрушкам: «А давайте пойдем в весенний лес, там много деревьев. Игрушки пришли в весенний лес и увидели пень, капель. И вот Мудрая Сова предложила Пете спрыгнуть вниз с ветки дерева, махая крылышками.
Физминутка

Давайте и мы попробуем полетать, как птички.

(Дети садятся на стульчики)

Птенчик Петя, зажмурившись от страха, спрыгнул вниз и, замахав крылышками, полетел. Поблагодарив своих учителей, Петя улетел ловить мошек.

«Теперь он уже не птенец, а птица, — сказала Мудрая Сова, глядя ему вслед. – И скоро он споет свою птичью песню».
— Отгадайте, о каком звуке мы сегодня поговорим, если с него начинаются слова: писк, Петя, пень, пирог?

2) Дидактическая игра на выявление звука «ПЬ» в словах.

II. 1) Работа с рисунком

— Ежик и Мудрая Сова приготовили картинку, где изображен, как пищит птенчик, обозначает звук «ПЬ». И определите, какой это звук, и в каком по цвету он домике живет? (Согласный, мягкий, потому что он живет в зеленом домике).

— Что происходит с губами, когда произносишь этот звук? (Образуется путём смыкания верхних и нижних губ с последующим резким размыканием. Кончик языка находится на дне ротовой полости. Язык сдвинут назад. Средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Губы больше прижаты к зубам, углы слегка раздвинуты в стороны).

III. 2) Работа с рисунком.
— Давайте продолжим наше путешествие по весеннему лесу с нашими героями и что мы увидели – вагончик. Определите, в какой части названия каждой картинки слышится звук «ПЬ», и соедините картинку стрелкой с соответствующим вагончиком. Ребята, Лисенок устал и хочет с вами разминуться. А вы устали? Давайте мы немножко отдохнем. Называется разминка «Стая птиц летит на юг».

Физкульминутка «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
IV. 4) «Отгадай загадки». Ребята вы любите отгадывать загадки? Ежик и Мудрая Сова хотят вам загадать загадки, а вы отгадайте пожалуйста

Хвост узорами, Я хотел устроить бал,
Сапоги со шпорами. И гостей к себе позвал.
Песни распевает, Купил муку, купил творог,
Время считает (Петух) Испек рассыпчатый… (Пирог)

Что за объеденье: 5 мальчиков, 5 чуланчиков.
Бархатные щечки, Разошлися мальчики в темные чуланчики.
В середине косточка, Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)
Ядрышко в мешочке? (Персик)

Ела, ела дуб, дуб. Черное семя руками сеют,
Поломала зуб, зуб. (Пила) Губами снимают. (Письмо)

Стоит в лесу без ног табуретка. Карандашей и ручек полон дом,
Когда – то на ней были сучья и ветки. (Пень) Как по другому назовем? (Пенал)

— О чем были загадки?
— С какого звука начинается каждое слово?
— Чем отличаются звуки «П» и «ПЬ?» (Тем, что звук «П» твердый согласный, а «ПЬ» мягкий согласный)
— Одинаково ли они произносятся? (звук «П» произносится твердо, а звук «ПЬ» — мягко)
— Каким цветом обозначаются эти звуки? (Эти звуки обозначаются синим и зеленым цветом).

8). Эти два согласных звука «П» и «ПЬ» обозначается буквой «ПЭ». Ребята, это буква «ПЭ».
— А при написании буквы «ПЬ» нам поможет «Волшебная восьмерка». Скажите, пожалуйста «Волшебная восьмерка, какая она? (Радужная). Как нам сделать не радужную «Волшебную восьмерку?» нам надо все палочки «Волшебная восьмерка» перевернуть и превратить нам в букву.
— А какими цветами вы заштрихуете половинки этой буквы? (Слева – синим, справа — зеленым),
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота!
(Г. Виеру)
— Похожа буква «П» на ворота?
— На столах у вас лежат картинки, посмотрите, пожалуйста, и, скажите, на что еще она похожа? (Холодильник, сумка – холодильник, стиральная машина, картинку – пазлы, тумбочка, шкаф, стул, кровать, полка, стол)
— Какую новую букву вы сегодня узнали? («П»)
— Какие звуки она обозначает? («П» и «ПЬ»)
— Расскажите о звуках «П» и «ПЬ»
— Сегодня наши герои Ежик и Мудрая Сова нарисовали для вас воздушные шарики со звуком «ПЬ».