ребенок в детском саду

«Здравствуйте! Помогите пожалуйста. У нас дочь ей 4 года, она второй ребенок, по характеру очень капризная. При этом не сказать что мы её очень балуем, не больше чем другие родители своих детей. Часто скандалист на ровном месте по два часа. Сегодняшнее её поведение меня очень насторожило. Вечером плачет и все спрашиваю что случилось, говорит ничего. При этом слёзы градом говорит ничего не болит. Хотела спросить это нормально или стоит к кому то обратиться? Спасибо!»

Здравствуйте! На вашу ситуацию давайте рассмотрим несколько гипотез. Первое, это эмоциональная сфера девочки. Если дочка с рождения очень чувствительная, эмоциональная и сильно реагирует на внешние ситуации, то вам необходимо выстраивать и процесс общения и процесс воспитания с учетом особенности вашей девочки. С одной стороны, оберегать и не перегружать эмоционально дочку (чувствительные дети не могут справляться с высокими нагрузками — много общения, много людей, много внешних раздражителей и т.п. И слезы градом могут быть как результат перегрузки). С другой стороны, насыщать девочку контролируемыми и дозированными эмоциями — обязательны творческие занятия. Таким детям необходимо реализовывать свою эмоциональность. И стараться маме быть спокойной и поддерживать в доме доброжелательную атмосферу. Дочка очень четко чувствует и мамино настроение и обстановку в семье.

Также здесь необходимо обратить ваше внимание на то, как проходила ваша беременность, роды. Если были осложнения и на первом году жизни невропатолог обращал ваше внимание на что-то, то эмоциональная неустойчивость девочки может быть следствием. Обратиться к неврологу, пройти исследование и исключить такие моменты я бы рекомендовала. Второе. Возможно, дочка таким своим поведением отстаивает свои права, пытается добиться своего. Если Ее первые попытки получить желаемое когда-то не были вами услышаны, она начала использовать вот такие методы манипуляции — капризы и истерики. Как правило, любая истерика рассчитана на зрителя. Без публики или родственников, которые тут же бросаются успокаивать ребёнка, заботиться, предлагать разные варианты помощи, истерика ребёнка бессмысленна (для малыша). Многие психологи рекомендуют в данном случае оставлять ребёнка одного, уйти из комнаты. В одиночестве ребёнок успокаивается и понимает, что его такие попытки не приведут к желаемому результату. Если у вас хватит силы духа оставить ребёнка одного в слезах -пробуйте! Обеспечьте только в данном случае безопасность малыша. После того, как ребёнок успокоится, попытайтесь спокойно, как ни в чем не бывало, начать общение, поиграть с ним, почитать книжку, попить чай, не вспоминая такое поведение ребёнка. Нет вашей реакции — нет неправильного поведения ребёнка. Стимул -реакция!

Но в дальнейшем вам необходимо обязательно наблюдать, что пытается отвоевать таким поведение ваша дочка — Ваше внимание, Вашу заботу, вкусняшку или игрушку… И важно ! Очень важно научить ребёнка выражать свои желания, потребности другими способами, социально-позитивными. Вам же следует слышать дочку, разговаривать с ней и контролировать своё поведение, общение и то, как вы выражаете свои просьбы-ведь откуда то дочка «списала» такое поведение.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 18 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.