ребенок в детском саду

детский сад

Авторы — C.Ю. Кондратьева, Т.Н. Высотина.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. «Новая философия» работы с семьей состоит в том, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Во многих исследованиях отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями развития невозможно без работы с его макро- и микросоциальным окружением [1—4, 7]. Известно, что первичная социализация происходит именно в семье, и от того, насколько ребенок с нарушенным развитием адаптирован в ней, адекватно ли отношение к нему со стороны родственников, зависит успех дальнейшего обучения и воспитания. Проводя различия между ролью семьи для нормативно развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями, авторы подчеркивают, что для последнего семья имеет гораздо большее значение, так как зачастую выступает как условие выживания [6].

Важно отметить, что семьи аутичных детей оказываются более ранимыми и
подверженными негативным переживаниям, чем семьи детей с другими видами нарушенного развития [5]. Однако из-за высокого уровня психической напряженности родителей, амбивалентного отношения матерей
и отцов, дефицита у них психологических и педагогических знаний, внутрисемейная ситуация часто не оказывает на ребенка необходимого позитивного воздействия.

Опыт практической работы с семьями аутичных детей показал, что психологическая помощь должна быть направлена в первую очередь на оказание эмоциональной поддержки родителям.

Также важно уделять внимание формированию у них адекватного позитивного образа ребенка, уважительного отношения к его индивидуальным особенностям и выработке единой системы требований.

Психологическая работа с родителями начинается с диагностического обследования.

Для выявления психологического климата в семье, особенностей материнского и отцовского отношения используются традиционные методы и методики:

  • наблюдение,
  • биографический метод,
  • беседа,
  • анкеты,
  • проективные методы.

Как правило, уже на этапе реализации диагностических мероприятий выявляются: недостаточный уровень мотивации родителей по отношению к самому исследованию, а также участию в дальнейшей индивидуальной и групповой работе.

У родителей отмечается противоречивая особенность — с одной стороны, для них характерна высокая субъективная значимость тем, связанных с развитием ребенка, а с другой — закрытость и нежелание конструктивно обсуждать имеющиеся трудности.

Для формирования доверительных отношений между матерями и отцами аутичных детей и психологом, а также снижения уровня тревожности у родителей на начальных этапах работу следует проводить в рамках индивидуальных консультаций. Следует помнить, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием — соблюдение педагогического такта и гибкости. В процессе бесед крайне важно отмечать успехи ребенка и ориентировать родителей на то, что сравнивать ребенка допустимо лишь с самим собой на более ранних этапах развития. Также с родителями целесообразно проводить обучающие занятия, на которых они имеют возможность научиться методам и приемам, способствующим развитию ребенка, познакомиться с дидактическим материалом. В процессе проведения занятий решается задача и по созданию условий для объективной оценки родителями успехов своих детей.

Несмотря на общедоступность психолого-педагогической литературы, многие родители испытывают дефицит
знаний конкретных приемов взаимодействия с ребенком, организации развивающих занятий и досуга. Информацию родителям важно преподносить в простой и доступной форме, ориентировать их на практическое применение полученных знаний.

Отдельного внимания заслуживает такая форма работы с родителями, как «Родительская группа».

Многие матери и отцы ощущают изолированность, испытывают недостаток общения, и одна из основных целей работы «Родительской группы» — обеспечить участникам эмоциональную поддержку. Кроме того, в процессе групповой работы снижается острота стрессовых переживаний, тренируется навык разрешения затруднительных ситуаций путем совместного обсуждения.

Каждое занятие «Родительской группы» имеет четкую структуру: приветствие, основную и заключительную части. В основной части участникам предлагаются различные задания для индивидуальной или групповой работы. Практический опыт показал эффективность использования арт-терапевтических и тренинговых технологий, групповой дискуссии.

Значительная часть времени отводится обсуждению случаев, трудностей, которые волнуют участников, а также рефлексии, анализу не только событий, но и собственных чувств и мыслей по отношению к ним. Занятие заканчивается ритуалом, во время которого участники, передавая по кругу зажженную свечу, произносят пожелания друг другу.

В процессе взаимодействия целесообразно использовать методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу: вопросы к родителям, способствующие установлению диалога с ними; игровые методы активизации родителей; просмотр и анализ видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; анализ ситуаций. Ситуации для обсуждения можно брать из жизни, из опыта работы с детьми, из литературных источников.

Для иллюстрации вышесказанного приведем конспекты занятий «Родительской группы».

Занятие 1

Цель: Знакомство участников друг с другом.

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение участников.
  • Определение запроса участников и направлений дальнейшей работы.
  • Развитие рефлексивных способностей у родителей.
  • Развитие навыков коммуникации.

Оборудование:

  • стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • бумага;
  • ручки, карандаши, фломастеры;
  • журналы, газеты;
  • клей-карандаш;
  • ножницы;
  • свеча.

Ход занятия:

1. Приветствие

  • Упражнение «Назови имя». Каждый участник говорит свое имя и черту характера, название которой начинается на первую букву имени (например: Ольга — ответственная).

2. Основная часть

  • Выявление запроса участников (круг интересующих тем и вопросов).
  • Выработка общих правил группового занятия.

Например:

Каждый участник имеет право высказывать свое мнение, не осуждая при этом мнение других.

™«Стоп-правило»: каждый участник имеет право не обсуждать тему, которая ему неприятна, не объясняя причины.

  • Коллаж на тему «Моя жизнь (мой мир)» (индивидуально). Обсуждение коллажей в группе.

3. Заключительная часть

  • Упражнение «Цвет настроения». Участники по кругу называют цвет своего настроения, а также чувства, переживания и мысли, связанные с занятием.
  • Упражнение «Пожелания на день». Участники, передавая зажженную свечу по кругу, озвучивают свои пожелания участникам группы: «Я бы хотела пожелать всем участникам сегодня…»

Занятие 2

Цель: Анализ субъективного образа ребенка у родителей.

Задачи:

  • Анализ эмоционального компонента родительского отношения.
  • Анализ когнитивного компонента родительского отношения.
  • Развитие рефлексивных способностей у родителей.
  • Развитие навыков коммуникации у родителей.

Оборудование:

  • стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • белая бумага;
  • фломастеры;
  • свеча.

Ход занятия:

1. Приветствие

  • Упражнение «Мое настроение похоже на…». Каждый участник называет свою ассоциацию, затем очередь переходит к следующему.

2. Основная часть

  • Задание «Что меня радует и огорчает в ребенке» (индивидуально).
  • Задание «Что помогает (мешает) мне принимать ребенка» (индивидуально) (см. табл.).

Обсуждение в группе:

  • Факторы принятия и отвержения ребенка (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка).
  • На какой из факторов влиять проще всего? Каким образом можно влиять на ситуацию, на свои личностные особенности и на особенности ребенка?
  • Иллюстрация примерами участников.

3. Заключительная часть

  • Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
  • Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие 1).

Занятие 3

Цель: Анализ конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Анализ причин конфликтов.
  • Разбор типичных конфликтных ситуаций и поиск альтернативных выходов.
  • Развитие рефлексивных способностей у родителей.
  • Развитие навыков коммуникации у родителей.

Оборудование:

  • стулья по количеству участников (ставятся по кругу);
  • белая бумага;
  • фломастеры;
  • свеча.

Ход занятия:

1. Приветствие

  • Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие 1).

2. Основная часть

  • Рисунок на тему «Я, мой ребенок и окружающие люди» (индивидуально). Обсуждение рисунков в группе.
  • Работа в группах:

™- Формирование списка ситуаций детско-родительского взаимодействия, вызывающих затруднения или отрицательные эмоции участников.

— Выбор участниками двух-трех наиболее актуальных ситуаций.

Участники делятся на группы. Каждой группе необходимо разобрать предложенные ситуации по следующим параметрам и предложить коллективное решение по схеме:

Мое обычное поведение в этой ситуации и его результаты.

Что я могу сделать, чтобы выйти из затруднительной ситуации или избежать ее негативных последствий.

Обсуждение полученных результатов, обмен мнениями.

Рекомендации психолога по разрешению конфликтных ситуаций.

3. Заключительная часть

  • Рефлексия чувств и переживаний, связанных с занятием (что было новым, что было трудно).
  • Упражнение «Цвет настроения» (см. занятие 1).
  • Упражнение «Пожелания на день» (см. занятие 1).

Высокая актуальность темы психологической работы с семьями аутичных детей приводит к постоянному совершенствованию существующих и поиску новых методов работы.

Литература

1. Варга А. Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Психология. — 1986. — № 4.
2. Гуслова М. Н., Струве Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. — 2003. — № 3.
3. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок. — СПб.: Речь, 2007.
4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008.
5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2003.
6. Сагдуллаев А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии//Дефектология. — 1996. — № 5.
7. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстовой — М.: Владос, 2003.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, декабрь 2014.