ребенок в детском саду

Педагогическая поддержка детей дошкольного возраста, проявляющих признаки способностей и одаренности – основная цель проекта «Маленькие дети – большие таланты», в котором участвуют детские сады Новгородской области.

Целенаправленный сбор «творческого портфолио» ребенка, согласованное понимание ситуации в его развитии педагогов и родителей, их совместные действия, направленные на поддержку общих и специальных способностей могут создать условия, в которых потенциальные и проявленные способности будут развиваться.

Из огромного количества «наблюдений», посвященных одаренным и способным детям, мы выбрали несколько, раскрывающих различные направления одаренности, демонстрирующих разные грани их проявления и возможные действия педагогов и родителей

Светлана Калюкина, Вера Евстегнеева, воспитатели, Светлана Федоренко, музыкальный руководитель, МАДОУ № 92 «Радуга», г. Великий Новгород.

Лиза

Лизе 6 лет. Творчески одаренный ребенок. С удовольствием участвует в различных творческих конкурсах как внутри детского сада, так и в городе, заняла 3-е место во всероссийском конкурсе творческих работ, посвященных Новому году. Лиза охотно делится с детьми своими увлечениями и достижениями, спокойно принимает критику в свой адрес. Внимательно выслушивает замечания, советы, предложения, но если считает, что она права – отстаивает свою позицию. С удивительным упорством и трудолюбием выполняет то, что задумала.

Поддерживая Лизу, мы договорились о том, что в группе будет работать творческая мастерская «Радужка». Вместе с детьми решили, что хозяйкой мастерской будет Лиза. Расчет был на то, что девочка всегда в числе первых осваивает новые техники и приемы, знает различные виды работ, легко комбинирует их, умеет помогать детям, объяснять способы работы. Обсудили с Лизой ее планы: «Что бы ты хотела сделать в своей мастерской?», «Какие материалы тебе понадобятся?», «Кого привлечешь в творческую мастерскую?», «Как вы распределите работу?». Мы (воспитатели и родители) решили информировать Лизу обо всех предстоящих конкурсах, о новых изобразительных средствах и способах работы с ними. Родители помогают нам пополнять мастерскую различными материалами для оформительских работ, рисования, а также журналами, картинками для коллажей и т.п.

Так решили мы, взрослые… А вот что решила Лиза

Лиза так увлеклась моделями, эскизами, конструированием одежды, что предложила сделать одним из направлений работы мастерской «Радужка» создание «Журнала мод». Девочка собрала вокруг себя нескольких детей, они вместе обсуждают идею, а затем Лиза воплощает замысел, используя различные доступные ей художественные средства. Поддерживая идеи детей, мы решили направить творческую активность мастерской на разработку костюмов к предстоящим спектаклям, утренникам. Девочки предложили название нового журнала – «Модные девчонки». Но уже в процессе сбора первых материалов решили, что это будет не журнал, а издательство. Лиза взяла на себя роль главного модельера. Под ее руководством девочки придумывают аксессуары для моделей, фон для страниц журнала. Лиза всегда отмечает, что можно добавить, а что – убрать. Журнал рассказывает о модной одежде, обуви для праздников, прогулок, пляжа, на каждый день. Затем Лиза придумала вырезать из рекламных проспектов, журналов понравившиеся модели: получился каталог готовой одежды.

Следующая идея: поскольку у нас издательство, речь должна идти не только об одежде. Лиза собрала совет редакции, на котором дети приняли решение придумывать прически для специального выпуска. В дальнейшем «стилисты-парикмахеры» активно им пользовались в процессе игры «Салон причесок». По созданному каталогу украшений девочки делали браслеты, бусы, кольца и дарили их друг другу. Открылся магазин бижутерии. Мальчики сначала не обращали внимания на то, чем занимаются девочки. Но, видя как активно работают «члены издательства», начали задавать вопросы, высказывать свои мнения, подошли к Лизе с просьбой придумать что-нибудь и для них. В настоящее время в «издательстве» обсуждаются «мужские интересы». В планах создание каталога машин, оружия, изготовление атрибутов для рыцарей. Все задумки девочки обсуждают с мальчиками. Их мнение внимательно выслушивается, предложения обсуждаются, воплощаются в работе.

Авторитет у Лизы в группе высокий, но она старается держаться со всеми ребятами одинаково ровно. Улыбчивая, доброжелательная девочка располагает к себе не только детей, но и взрослых. Всегда обращает внимание и делает им комплименты: «Какие у Вас красивые бусы! Жемчуг на шее и на заколке, это хорошо сочетается», «А хорошо, что Вы надели к синему платью серый ремешок, а то бы синий сливался с фоном».

Родители не только Лизы, но и остальных детей включились в работу. В ответ на просьбу Лизы помочь ей в создании журнала мама приобрела различные наборы, планшеты-трафареты для рисования и моделирования «Одежда», «Прически», модные журналы и призвала на помощь интернет.

Зинаида Швецова, Татьяна Иванова, воспитатели, Татьяна Зелина, заведующая

Яна

девочкаЯне 6 лет. В детском саду идет подготовка к новогоднему утреннику. Каждое утро в группе начинается с того, что Яна ставит рядом с воспитателем свой стульчик, взбирается на него, лукаво улыбается и заговорщицки произносит: «Что-то я слова забыла, давайте вспомним». Свою роль Мальвины она помнит прекрасно, но ведь важен сам процесс репетиции… Вот Яна подзывает к себе Владика (Буратино): «Нам надо сыграть нашу сценку», и начинается спектакль: Яна грациозно грозит Буратино пальчиком, трепещет ресницами: «Не мальчишка – наказанье, никакого воспитанья!». На празднике номер имел ошеломляющий успех.

Яна очень хочет сделать все, что ее окружает, красивым. Однажды, возвращаясь домой, она предложила: «Мама, давай распишем наш подъезд разными узорами, уж больно он скучный и серый». Во время экскурсии в Музей изобразительных искусств серьезная и сосредоточенная Яна внимательно слушала экскурсовода, задавала вопросы. Среди картин, скульптур ее особенно заинтересовали портреты. Вернувшись в детский сад, Яна весь вечер трудилась над своим автопортретом…

У Яны много идей. Вот одна из ее сказок: «Жил-был Дед Мороз – Красный Нос и была у него подружка Снежинка-белая пушинка. Однажды полетела Снежинка в лес погулять. Тут начался сильный ветер, подхватил Снежинку и унес далеко-далеко. Как узнал Дед Мороз, что пропала Снежинка, отправился в путь ее искать. А Снежинка в это время упала прямо в снег и затерялась. Никогда бы не найти Деду Морозу свою подружку, но Снежинка наша была не простая, а золотистая – Королева Снежинок. Закружилась Снежинка с новыми подружками-снежинками, засверкала… Тут Дед и увидел свою подружку».

Сильные стороны Яны: создание новых образов, придумывание сказок, самоотверженное разучивание ролей, новых вокальных партий. Девочка очень любит рисовать, лепить, с удовольствием занимается художественным трудом. Накопила достаточно большой опыт творческих действий, что дает ей возможность комбинировать разные техники, получать непредсказуемые результаты. Мы считаем важным помочь Яне осознать свои творческие и личностные особенности, делая акцент на ее доброте, внимании к другим, открытости.

Что для этого нужно:

  • Поддержка и поощрение ее творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
  • Поддержка любых действий, в которые она вовлекает других детей.

Позитивная самоидентификация (эмоциональное развитие)

Поддерживать Яну словами: «Ты большая умница, у тебя все отлично получилось, и я буду тебе благодарна, если ты научишь этому других», «Твоя новая сказка очень интересная, она не похожа на предыдущие», «Тебе отлично удалась роль бабушки на репетиции, если ты так сыграешь на утреннике, мама с папой будут тобой гордиться», «Это просто замечательно, что ты так умеешь», «Видишь, как здорово, что дети принимают твои идеи. Наверное, ты сейчас гордишься собой?», «Как приятно видеть, что ты этому научилась», «Когда ты будешь готова, мы с удовольствием посмотрим на тебя», «Мне очень приятно беседовать с тобой на эту тему, ты уже очень много знаешь, а вот еще я бы посоветовала тебе…», «Я так рада, что ты не забыла о …», «Я просто любуюсь твоей работой», «Ты решила это сама, и у тебя все получилось. Это здорово!» и т.п.

Развитие воображения и креативности

Чтобы поощрить творческую активность Яны, нужно:

1.​ Создавать ситуации, в которых она становится художником, сочинителем, артистом и может реализовать свое творческое начало через различные виды деятельности.

2. Поддерживать интерес Яны к театральной деятельности. Для гарантированного успеха возможно проигрывание каждой отдельной ситуации, проговаривание, совместное обсуждение услышанного, прочитанного; проигрывание сцен; «оживление» иллюстраций; составление загадок; придумывание небылиц, сказок; составление рассказов по пословицам.

Развитие волевого начала

Поддерживать Яну в ситуациях, когда надо делать не только то, что ей хочется, но и то, что она обязана выполнить. Важно, чтобы она понимала и осознавала, что на пути к достижению цели бывают и неудачи, не все получается с первого раза. Поддержать в случае неудачи помогут следующие слова: «У меня тоже когда-то не получалось, и я начинала все сначала»; «Давай попробуем еще раз, и ты увидишь, что все не так страшно»; «Молодец, я знаю, что тебе совсем не хотелось этого делать, но ты справилась»; «Ты замечательно играешь главную роль, но давай дадим возможность сделать это другому, а ты…»; «У всех бывают трудности, но надо учиться их преодолевать»; «Я понимаю, что тебе хочется быть первой, ты этого достойна, но давай сегодня уступим это право Кате, ведь у нее день рождения». Задача заключается в том, чтобы помочь Яне преодолеть трудности и добиться успеха, пережить чувство радости, укрепить ее волю и решимость бороться с препятствиями.

Развитие лидерства и навыков сотрудничества

Поддерживать стремление Яны включаться в совместные дела со сверстниками, осознавая свое особое «Я», противопоставляя себя другим («А у меня вот такие идеи…», «А я бы предложила так сделать…»), и при этом действовать наравне с другими и даже подчиняясь идеям других. Беседовать с Яной о ее друзьях, их увлечениях, мечтах. Помогать в овладении способами ненасильственного решения конфликтных ситуаций: «Чью сторону ты примешь?», «Что ты можешь сделать, чтобы решить эту проблему?»

Рекомендации родителям

Предлагаем родителям акцентировать внимание на успехах ребенка, хвалить за конкретное достижение, поддерживать в затруднительных ситуациях, посещать вместе с Яной театры, выставки, кинозалы, концерты, читать вместе книги, обсуждать прочитанное. Стараться максимально удовлетворять потребности в играх, творчестве, отдыхе. Включаться вместе с ребенком в участие в выставках, конкурсах, концертах, спектаклях.

Людмила Щенникова, Татьяна Мельникова, воспитатели, Людмила Вишневская, зам. заведующей

Аня

девочка

Ане 4 года. Она любит книги и рисование. Утром Аня сразу направляется в уголок изобразительной деятельности. Рисует много, комментирует все свои изображения. Такое впечатление, что ей нужно нарисовать все, что происходит с ней, с друзьями, в группе, а также и то, о чем она мечтает, что чувствует. На одном листе бумаги она может разместить и людей, и деревья, и цветы, и солнце. Будет рисовать, пока не заполнит весь лист. Цвета подбирает яркие, научилась самостоятельно выделять светотени. У Ани хорошие организаторские способности, девочка чувствует, как вовлечь детей в деятельность. При этом доброжелательна, дети спокойно выслушивают ее замечания. Рисуя с Алешей звездное небо, она заглядывает в его рисунок и говорит: «Леша, таких звезд не бывает, на рисунках звезды желтые».

Аня очень наблюдательна, как только вносишь в помещение что-то новое, она сразу это видит и пытается как-то использовать. Родители с удовольствием поддерживают ее интерес к книгам и художественному творчеству. Книги она выбирает сама, долго думает, какую именно взять. Ей очень нравятся истории про шпионов, мама говорит, что ей еще рано их читать, но Аня настаивает: «Читай». Увлеклась энциклопедиями, может целыми днями рассматривать иллюстрации и требовать, чтобы ей читали. С книгой Аня не расстается даже во время дневного сна. Недавно дети готовились к дневному сну, Аня быстро разделась и направилась не в спальню, а к книжному уголку. На вопрос, куда она пошла, Аня ничего не ответила. Быстренько взяла книгу, пошла в спальню, положила под подушку и легла спать. «У тебя сегодня книжка под подушкой, может быть, ты нам почитаешь?» – спрашивают дети. «Нет, я еще не умею», – улыбаясь, ответила Аня.

Необходимо поддержать интерес Ани к книгам и рисованию, создать творческую мастерскую, увлечь созданием самодельных книжек.

Рекомендации:

Для детского сада:

  • Предоставить возможности реализовать свои идеи в творческой деятельности.
  • Поддерживать стремление строить дружеские отношения с детьми.
  • Помочь привлечь других детей к созданию книжек-самоделок.
  • Вовлекать в участие в конкурсах по художественному творчеству.
  • Предложить создать выставку самодельных книжек.

Для родителей:

  • Посетить детскую городскую библиотеку, предоставить право самостоятельно выбрать книги.
  • Посетить с Аней картинную галерею, музей искусств.
  • По-возможности, выписать детский журнал «Художник».
  • Создать домашнюю библиотеку.
  • Читать вместе и обсуждать прочитанное.

P.S. Это только три истории из 143, описанных воспитателями, специалистами и родителями воспитанников ДОУ Новгородской области в книге «Где растут таланты?», которую можно получить в приложении к журналу «Обруч» №2, 2014 год. 

Будем рады новой встрече с вами на страницах этой книги и на сайте проекта kolibri.niro53.ru.