ребенок в детском саду

Внимание! В статье приведены практические занятия по проекту «Комнатные растения».

проектная деятельность в детском саду

В педагогической среде современной России почти ежегодно происходят качественные изменения. Толчок к обновлению идет сверху, от государства, которое понимает, что методика воспитания и преподавания, несмотря на ее хорошие результаты в течение многих десятков лет, должна быть пересмотрена. Причем редко это появляется в форме приказов, чаще это пожелания или рекомендации, к которым каждые регионы должны прислушиваться. Одним из таких новшеств является проектная деятельность в детском саду.

Сейчас большинство сотрудников дошкольного образования успешно применяют ее, однако до сих пор остаются регионы, которые знают о ней только в теории. Воспитание и подача познавательного материала в некоторых субъектах России осуществляются в том виде, в котором они реализовывались еще при матерях воспитателей. Это нормальная реакция на все новое, ведь на первый взгляд дети неплохо развиваются и обучаются. Да и методики преподавания прописали тоже маститые педагоги, в компетентности которых не стоит сомневаться.

Однако если посмотреть на методику преподавания других стран, то можно заметить предоставление большей самостоятельности дошкольникам. Под самостоятельностью здесь стоит понимать умение рассуждать и самим делать выводы, пусть даже они не всегда вписываются в заранее заготовленную педагогом шпаргалку. Именно это скорее всего имелось в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года №1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»».

На это Распоряжение Правительства сильно повлиял проект Национальной образовательной инициативы. В ней говорится о важности принципиально новых подходов к воспитанию дошкольников, при том нисколько не умаляя заслуги воспитания советского периода. В ней отводится много времени не только на формирование творческих способностей, но и способности переобучению.

В этом проекте заключена вся суть, которым должна следовать педагогика нового времени. Главная задача образования, которую ставит Правительство РФ на сегодня – это не только обучение предметам, прописанным в книгах, но и качественное развитие личности, способной к анализу той или иной ситуации. Ребенок должен уметь быстро маневрировать своими мыслями при анализировании и принятии решений. Ведь именно эта самостоятельность в постоянно меняющихся условиях, закладываемая еще с детского сада, даст основу для формирования нового общества, сильного духом, мыслями.

Проектная деятельность в детском саду, как никакая другая, поддерживает познавательную инициативу ребенка как в условиях сада, так и семьи.

Положительные результаты этой деятельности можно кратко обобщить в следующие пункты:

  • Она помогает дошкольнику получить ранние социальные навыки для реализации собственных планов.

А если замыслы ребенка еще и интересны другим людям, то ребенок уже с раннего детства познает социальное принятие взрослыми почти на равных условиях, что очень важно для самооценки ребенка и стимулирует его личностный рост.

  • Первые положительные опыты работы обязательно влекут за собой стремление к продолжению, и ребенок ищет новые нестандартные действия в самых разных обстоятельствах.

Этому особенно способствует оригинальность мышления, которую взрослые ни в коем случае не должны подавлять.

  • Проектная деятельность в детском саду помогает выйти за границы культуры адекватным способом.

То есть, поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны и грани процесса. Это очень сложный процесс, который порой не под силу даже многим взрослым, в силу их воспитания по старым методикам преподавания.

Проектная деятельность в детском саду КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Проект является краткосрочным, рассчитан на 2-3 дня. Реализуется в младшей и средней группах.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение и укрепление знаний дошкольников по экологической культуре.
  • Развитие у дошкольников устойчивого живого интереса к растительному миру, в частности, к комнатным цветам.
  • Развитие основ исследовательской деятельности в ходе совместной проектной деятельности.

Материалы:

  • фотографии комнаты с комнатными растениями и без;
  • сами комнатные растения – декабрист (фото с декабристом во время цветения), огонек, фиалка;
  • лоток с землей;
  • семена астры, лейка с водой, совочек, палочки из дерева для рыхления;
  • салфетки для снятия пыли и миска с водой;
  • карточки на тему «что нужно растениям для роста»;
  • фартук для каждого ребенка.

Первый этап проекта. Ознакомление.

Педагог предлагает дошкольникам посмотреть на фотографии комнаты с домашними растениями и без. Какая фотография больше нравится каждому из детей и почему.

— Дети, а вы когда-нибудь видели такие растения? (Да, видели.) Где?(Дома, в саду, в больнице, в гостях.) А на улице? (Нет.) Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

— Такие растения живут только в условиях комнаты, именно поэтому их называют комнатными растениями. Потому что в комнате тепло всегда, а на морозе такие растения просто погибнут.

Второй этап проекта. Решение задач.

— Дети, найдите в комнате такие же растения, как на картинке. (Дети находят.) Кто-нибудь знает, как они называются? (Декабрист, огонек, фиалка.) Как вы думаете, почему они так называются? (Декабрист цветет в декабре, цветы огонька похожи на маленькие огоньки, а фиалка – фиолетового цвета.) Какие комнатные растения в нашей группе вы знаете? Как они называются?

— Ребята, сейчас я вам покажу растение, которое вы вряд ли знаете. Это крапчатая бегония. Ее стволы как будто торопятся расти, они так быстро растут, словно бегут. Поэтому ее называют бегония. А как вы думаете, почему крапчатая? (Дети отвечают.) Посмотрите внимательно на ее листья. Вы видите маленькие пятнышки-крапинки? Эти крапинки и дали название «крапчатая».

— Дети, вам нравятся все растения? А какие больше всего? А почему? Подойдите к тому растению, которое вам нравится больше всего. Как вы думаете, ему хорошо у нас в группе? Кто-нибудь знает, какой уход нужен комнатному растению? (Дети отвечают – поливать, рыхлить, вытирать пыль с листьев.) А кто-нибудь делал это сам, может, помогал маме? (Дети отвечают.)

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Что нужно растениям для роста». На столе раскладываются карточки. Дети комментируют – лейкой мы поливаем, солнышко нужно растениям для жизни, а в земле они растут. Воздух нужен им, чтобы дышать. Вывод: всем растениям нужен уход.

«Цветы на клумбе».

Детям показывают фотографии с другими цветами: роза, тюльпан, астра.

— Дети, где вы видели такие растения? А кто-нибудь знает, как они называются? Где они растут? (На загородном участке, на клумбе, около детского сада.)

— Правильно, дети, эти растения растут на улице.

Педагог называет еще несколько подобных растений.

— Как вы думаете, что общего у растений с клумбы и комнатными растениями? (Зеленые, листья, стебли, цветы.) В чем их различия? (Разные лепестки, листья; одни растут на улице, другие – дома; комнатные растения могут цвести и зимой, а уличные – нет.)

«Откуда берутся растения».

Педагог показывает детям семена.

— Знаете ли вы, что это такое? (Семена.) Правильно, это семена растения астра. (Показывает фотографию.) Вам нравится астра? Чем? (Дети отвечают.) А вы хотите, чтобы астра была у нас на клумбах в детском саду? Тогда нам предстоит немного потрудиться.

Третий этап. Практика. Посадка семян (астра) с помощью педагога. Расширение знаний о том, как происходит посадка растений, схема посадки.

Игра. Педагог просит детей закрыть глаза.

— Дети, представьте, что вы – маленькое семечко. Вас посадили в теплую землю, вас поливают, за вами ухаживают, рыхлят почву, чтобы вы дышали. Вы постепенно набираетесь сил, и вот, наконец, вы выросли. Вы увидели солнце и тянетесь к нему.

Дети последовательно изображают все процессы.

— Можно открыть глаза. Вам понравилось? А что вам понравилось? (Что за нами ухаживают, что светит солнце.) Наши растения чувствуют себя так же, когда за ними ухаживают. Сейчас мы посадим растения и будем постоянно за ними ухаживать, тогда им всегда будет хорошо в нашей группе. Дети, обратите внимание на наш живой уголок. Может, есть растения, которые нужно полить?

Можно предоставить лейку одному из детей.

— А сейчас, дети, мы будем сажать настоящие астры. Нам понадобятся горшок и земля. Аккуратно насыпаем землю в лоток. Сделаем небольшую бороздку. Это нужно для того, чтобы семена были полностью укутаны землей. Слегка польем борозду теплой водой. Возьмем немного семян астры и насыпаем в бороздку. Теперь засыпаем бороздку землей и еще раз поливаем.

— Как вы думаете, спустя сколько дней вы увидите первые ростки? (Дети отвечают.) Каждому растению требуется свой срок. Для астры, которую мы с вами посадили, нужно около 5-7 дней, а до появления первых бутонов – 3 месяца. Дети, мы будем ухаживать за нашими астрами? (Да!) А что мы будем для этого делать? (Поливать, рыхлить.)

Автор — Титова Наталия, воспитатель.