ребенок в детском саду

апельсин

Авторы — Е. Н. Чиркова, Т. В. Чащухина, Т. А. Киселева

Есть у меня шестерка слуг,
проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
все знаю я от них.
Они по знаку моему
являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто,
Что, Когда и Где.
Р. Киплинг

Цель любого педагога в обу­чении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способ­ным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача — научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем слож­ных рассуждений делать правильные выводы.

В нашем детском саду уже более 35 лет функционируют группы ком­пенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Зачастую у этих детей также снижены познавательные процессы, наблюда­ется низкий уровень коммуникативных навыков, они замкнуты, недоверчивы к окружающим, стесняются вступать в диалог. Для коррекционной работы с такими детьми необходимо создать условия, ориентированные на индиви­дуальные коррекционные мероприя­тия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребно­стей каждого ребенка, организовать образовательное пространство для позитивной социализации и личност­ного развития детей.

Использование в работе с де­тьми проектно-исследовательских технологий в сочетании с методом мыслительных карт позволяет ор­ганизовать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлека­тельным для каждого воспитанника.

Метод мыслительных карт аме­риканского психолога Тони Бью­зена — это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и аль­тернативной записи, зарисовывания.

Мысли, изложенные на бумаге гра­фическим способом, представляют определенную схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыс­лительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем до­бавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

На сегодняшний день метод мыс­лительных карт является инноваци­онным направлением в дошкольной педагогике. Разработка и реализация проектов широко освещены в различ­ных методических рекомендациях, а о методе мыслительных карт, исполь­зуемом в работе с дошкольниками, информации нет или почти нет.

В 2014 году в нашем учрежде­нии командой детского сада метод мыслительных карт был адаптирован для детей дошкольного возраста. Мы предлагаем рассмотреть примене­ние мыслительных карт в работе со старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи.

В рамках тематической недели «Труд на селе весной» некоторые ребята рассказали, что помогали дома мамам сеять рассаду. Дети задали вопрос: «Можно ли в группе вырастить рассаду?» Это послужило мотивом для разработки проекта «Огород на окне» с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Мы провели беседу «Что мы знаем о растениях?», выяснили, что в огоро­де растут растения, которые сначала нужно посеять дома и вырастить рассаду, что для каждой овощной культуры необходимы особые условия выращивания.

На мыслительной карте (лист ватма­на, можно использовать листы формата А4, постепенно наращивая карту в разные стороны) в центре нарисовали росток растения. Мыслительная карта проекта дополнялась постепенно, по мере поступления новой информации.

Каждый воспитанник принес из дома семена овощных культур и ем­кости для выращивания рассады. В нашем распоряжении оказались се­мена фасоли, гороха, кукурузы, огурца, петуньи и бархатцев. Емкости были самыми разнообразными — ящики (контейнеры) для рассады, торфяные таблетки, одноразовые стаканчики разного объема, тарелочки для за­ мачивания семян гороха и фасоли.

Дети провели на мыслительной карте от ростка одну центральную линию и подписали семена (если среди воспитанников есть дети, ко­торые умеют писать, предложите им стать ответственными за оформление линий с использованием букв). Ребята посчитали, сколько видов семян (5), рассмотрели их через лупу, замочили часть семян фасоли и гороха. От цент­ральной линии «семена» нарисовали 5 второстепенных линий и зарисовали семена (внешний вид).

Вторая (по часовой стрелке) цент­ральная линия — «емкость»: дети нарисовали второстепенные линии с изображением емкостей. Из всех емкостей самой непонятной оказались торфяные таблетки, в рамках исследования этой емкости мы провели опыт «Волшебные таблеточки». Торфяные таблетки залили водой и наблюдали, как они увеличиваются в размере, в то время как вода убывает. Выдви­нутые предположения о причинах и результатах наблюдаемого явления нашли свое подтверждение. Торфя­ные таблетки впитали в себя воду, увеличившись при этом до размеров торфяных бочонков.

От второстепенной линии, изоб­ражавшей торфяную таблетку, появи­лась очередная линия — «бочонок». В бочонках каждый ребенок проделал отверстие деревянной палочкой и посеял семена петуньи (бочонки необходимо снабдить табличками-указателями с именем ребенка и датой посадки).

Бархатцы посеяли в ящик для рассады, замоченные горох и фасоль каждый ребенок посеял в маленький одноразовый стаканчик, в другие стаканчики посеяли семена фасоли и гороха без предварительного замачи­вания, сделав маркером отметку на стаканах. Кукурузу и огурцы посеяли в большие прозрачные одноразо­вые стаканчики. Выбор прозрачных емкостей не случаен — дети могли наблюдать за развитием корневой системы.

Для благоприятного роста расте­ний необходим уход за ними, а для этого нужны инструменты. Бочонки с петуньей мы поливали мерной ло­жечкой, остальные емкости поливали из леечки, землю рыхлили палочкой.

Нарисовали третью центральную линию — «инструменты». От централь­ной идут второстепенные линии с зарисовками: лейка, палочка, ложечка (в процессе реализации проекта вы можете возвращаться к старым записям, добавляя необходимые ли­нии с зарисовками). Ежедневные наблюдения за ростом растений отмечали в «карте новостей»: горох, фасоль и бархатцы взошли первыми, огурец и кукуруза взошли позже, се­мена фасоли и гороха, посаженные без предварительного замачивания, не проросли. Петунья всходила доль­ше всего (опытное наблюдение «Чей цветочек первым прорастет?», «Кто ухаживал правильно?»).

Наблюдение за развитием корне­вой системы растений, посаженных в прозрачные стаканчики, позволило выявить особенности: корни гороха и фасоли пучковатые, тонкие; у кукурузы корни стреловидные, белые, толстые (пометки в «карте новостей» «Чудокорни».)

В ходе наблюдений «Какие рост­ки?», «Сравним растения» отметили, что у растений появились листья, ствол, цветы. У фасоли, гороха и огурца мы дождались плодов. На мыслительной карте появилась очередная централь­ная линия — «части», от нее отходят второстепенные линии с рисунками частей растений (корень, лист, стебель, цветок, плод), линии подрисовывали постепенно, по мере роста растения. Полученные плоды огурца, фасоли и гороха дети сравнили между собой, зарисовав свои открытия в «карте новостей». На мыслительной карте нарисовали последнюю центральную линию — «плоды», второстепенные ли­нии обозначали разнообразие плодов, полученных в результате реализации проекта. Самой последней нарисовали линию, ведущую к кукурузе, плодов от которой мы дождались только осенью, после высадки в огород на территории детского сада. Рассаду бархатцев и петуньи мы высадили в клумбы.

В один из дней дети заметили на листьях кукурузы капельки воды, а на следующий день пошел дождь. Ребята предположили, что кукуруза предсказала дождь, подтверждений своему открытию в литературе и Ин­тернете мы не нашли, но капельки воды появлялись каждый раз перед дождем. На пятой линии от второсте­ пенной обозначающей плоды кукурузы пошли дополнительные разветвления, обозначающие данное явление.

В течение всего проекта мы с детьми изучали энциклопедии о рас­тениях, читали художественную ли­тературу, рисовали и многое другое. Итогом нашего проекта стало участие в конкурсе «Лучший уголок природы в ДОО». Вместе с детьми мы сочи­нили стихи для презентации нашего проекта. Родители были помощниками в озеленении участка детского сада. На встрече родительского клуба дети при поддержке родителей создали «коллекцию семян растений».

В результате у детей сформиро­ваны навыки:

  • использовать элементарную поисковую деятельность, принимать и ставить самостоятельно познаватель­ные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений;
  • использовать разные способы проверки умозаключений: опыты, рас­суждения, длительные сравнительные наблюдения;
  • формулировать выводы и делать маленькие открытия;
  • гуманно относиться к живому, заботиться о своем здоровье, стре­миться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.

Дошкольники умеют самостоятель­но выдвигать темы проектов, у них раз­вито логическое мышление, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребята научились работать в группах, догова­риваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Дети стали проявлять инициативу в совместной и самостоятельной деятельности, активно принимать участие во всех мероприя­ тиях группы и детского сада.

Используя проектно-исследователь­ские технологии, мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность и познавательный интерес, обогащаем воспитанников новыми знаниями, раз­виваем речь и учим самостоятельно добывать нужную информацию.

Использование метода мыслитель­ных карт в проектной деятельности позволяет сгруппировать полученные детьми знания, упрощает запоминание, развивает у дошкольников чувство уверенности, вместо страха («Я не могу! У меня не получится!»), у детей воз­никает интерес и желание что-то попробовать самим.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, январь 2016.

Фото: Анна Кузнецова