ребенок в детском саду

Автор — Фролова Екатерина Евгеньевна, воспитатель высшей к.к. МБДОУ «Детский сад №24 «Родничок» Красноярский край, город Норильск.

Нельзя недооценивать эмоциональное развитие ребенка, ведь именно оно является одним из существенных условий успешного воспитания и обучения.

Наблюдая за дошкольниками в игре, повседневной жизни, можно прийти к выводу, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, а так же не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

В нашем ДОУ разработан и апробирован долгосрочный проект «Развитие эмпатии посредством музыкально-игровой деятельности» с целью формирования эмоционального интеллекта и всесторонне развитой личности.

Работа в проекте предполагает деятельность по 3 направлениям:

Направление первое: непосредственная работа с детьми через совместную деятельность в рамках кружковой работы 1 раз в неделю во второй половине дня.

Для работы с детьми наши педагоги отобрали самые действенные и эффективные, формы работы, которые вызывают у детей наибольший интерес к предложенной им деятельности: изготовление детских музыкальных инструментов из бросового и природного материала; свободное музицирование; слушание музыкальных произведений и зарисовки настроения этих произведений с использованием любых художественных средств; проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств; постановка пластических этюдов: произвольных движений под музыку, как чувствуем, так и двигаемся; использование релаксационных упражнений для снятия мышечного напряжения и эмоционального; постановка небольших инсценировок под музыку, отрезки из любимых сказок; создание выставок детских работ отражающих различные эмоции при прослушивании музыки; игры; решение и обыгрывание проблемных ситуаций.

В процессе ежедневной работы по развитию эмоциональной сферы детей , в группах нашего детского сада появились свои традиции. Вместе с детьми и родителями , педагоги оформили уголоки «Калейдоскоп настроения». В ходе режимных моментов используют игровые упражнения «Утро добрых встреч», это позволяет создавать в группе благоприятную эмоциональную атмосферу.

На заметку педагогу: детские музыкальные инструменты в магазине «Детский сад». Все, что нужно для работы в ДОУ по низким ценам!

Направление второе: взаимодействие со специалистами ДОУ.

Работа педагогов нашего ДОУ начиналась с взаимодействия с узкими специалистами. Совместно с педагогом — психологом были составлены картотеки психогимнастик, картотеки этюдов на отработку различных эмоций у детей.
Благодаря хорошо организованной совместной с музыкальным руководителем работе, в группах преобразились музыкальные уголки: увеличилось число музыкальных инструментов, появились инструменты, сделанные своими руками; была систематизирована и расширена картотека музыкальных произведений для прослушивания; подобрана картотека музыкальных дидактических игр.

Направление третье: работа с семьями воспитанников в двух направлениях:

1. «Музыка – друг и помощник», главной задачей работы в данном направлении я определила знакомство с музыкально–игровой деятельностью, и применение полученных знаний в организации игровых моментов дома.

2. «Радуга эмоций» — в этом направлении работы решалась проблема повышения уровня знаний родителей об особенностях эмоционального развитии ребенка, знакомство с чувством эмпатии и умении развивать его и поддерживать в повседневной жизни детей.

Выбирая формы работы с родителями, мы ориентировались на их легкость, доступность, разнообразность. В ходе реализации системы работы были проведены игровые тренинги: «Калейдоскоп эмоций», «Радость, грусть, печаль и злость – и откуда все взялось», «Эмпатия детскими глазами», «Эмпатия детей в поступках».

Организованны совместные с музыкальным руководителем и психологом мастер-классы.

В процессе работы был подобран большой объём консультативного материала. Приобретенные знания позволяют родительской общественности поддерживать развитие эмпатии у ребенка в повседневной жизни.