ребенок в детском саду

игры в детском саду

Авторы — В.А. ДЕРКУНСКАЯ, А.Н. ХАРЧЕВНИКОВА. 

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура,  полоролевая «Я-концепция».

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает:

  • развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты;
  • становление позиции мальчика и девочки как субъекта социальных отношений;
  • формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.

Наиболее сензитивным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является
средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых.

Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»).

Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Исследователи И. Кононова, С. Литвинова отмечают, что игровое взаимодействие следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения — как их личностную основу. Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.

Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции:
реальную — ребенка и условную — взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, необходима правильная ее организация и руководство.

Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек.

Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (сюжетосложении, распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве. Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.

К традиционным особенностям можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и общественная.

Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола.

Современные особенности: игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.

Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому
содержанию, к замыслам партнеров по игре. В сюжетно-ролевые игры как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков —разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек.

Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.

Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе.

Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Приведем примеры организации педагогом игровых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры», которая построена на выявленных особенностях игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни с целью воспитания гендерных взаимоотношений детей.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками в сюжетно-ролевой игре
«Фантазеры»

1. Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»

Воспитатель:

— Ребята, вы были в цирке?

— Вам там понравилось?

— Что большего всего понравилось?

— А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные!

— Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?

— Волшебное животное — это животное, которое может быть, например, кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например, тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?

— Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится?(Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)

— Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой.

Воспитатель с детьми строят арену цирка.

— Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете?

— Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например, дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню: волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.

— Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики — их дрессировщиками. А потом поменяемся: мальчики будут волшебными животными, а девочки — их дрессировщицами. Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.

— Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик — девочка». Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным.

Воспитатель помогает каждой паре.

— Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.

— Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.

Далее воспитатель объявляет каждую пару. Пара показывает свое выступление. Все друг другу хлопают. Все пары по очереди выступают.

— Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые! Я думаю, что теперь нам надо отправиться в страну Все Наоборот.

2. Ситуация игрового взаимодействия «Путешествие в страну Все Наоборот»

Воспитатель:

— Как вы представляете себе страну Все Наоборот? Это страна, где все меняются ролями! Кто был волшебным животным, станет дрессировщиком, а кто был дрессировщиком, тот станет, наоборот, волшебным животным! Правда, здорово?

— Только теперь мы будем придумывать немое кино. Вы знаете, что такое немое кино? Это когда не говорят, а только показывают. Например, дрессировщик показывает, как волшебное животное, собака, выполняет без слов его команды, а затем это животное превращается в птицу. Дрессировщик только показывает руками, лицом, изображая разные мордочки или каким-нибудь предметом те команды, которые надо выполнять волшебному животному. Так же без слов можно изображать танец, различные движения, хорошее и плохое поведение, настроение. Вы можете изображать все что угодно. Главное — без слов! Ну как, нравится вам такая страна?

— Тогда мы в нее отправляемся. Для этого нам понадобится ковер-самолет! Давайте сядем на наш ковер и представим его волшебным ковром-самолетом. Закроем глаза и досчитаем до семи.

— А теперь откроем глаза. Мы в стране Все Наоборот! Ой, ребята, а здесь нет арены цирка! Я знаю, что делать! Мы же находимся в волшебной стране, значит, можно с помощью определенных волшебных слов вернуть нашу арену! Только где нам узнать, какие это слова?

— Смотрите! Я нашла записку в кармане! (Воспитатель заранее ее прячет). Тут написано: «Тирли-Мырли-Арена-Бах». А вот и наша арена цирка! Так вот какие волшебные слова надо говорить в этой стране, чтобы получить то, что мы хотим!

— Итак, арена цирка у нас есть. Пары у нас прежние. Только теперь пара меняется ролями. Это же страна Все Наоборот! Сейчас каждая пара будет придумывать немое кино. Кстати, волшебное животное можно изменить.

Воспитатель помогает каждой паре. После того как пара придумает немое кино, воспитатель предлагает детям посчитаться, чтобы определить, кто за кем выступает. Все садятся на зрительские места. Когда очередь доходит до пары, которой надо выступать, они превращаются в волшебное животное и дрессировщика. Затем воспитатель объявляет каждую пару в микрофон. Пара показывает свое немое кино. Все друг другу хлопают. После выступлений воспитатель предлагает детям организовать чаепитие, на котором можно поиграть в игру «Герой-перевертыш».

3. Ситуация игрового взаимодействия «Герой-перевертыш»

Все садятся за стол.

Воспитатель:

— Ребята, давайте вспомним своего самого любимого героя из сказки, мультфильма или кино. А теперь пусть каждый по кругу назовет его и опишет, какой он. Мой любимый герой Золушка. Она трудолюбивая, аккуратная. У нее доброе сердце и золотые руки. Она никого не обижает. Всем старается помочь.

Далее дети описывают своих любимых героев. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Герой-перевертыш».

— Каждый из нас изобразит своего любимого героя. Только не таким, каким мы его описали, а другим, не похожим на себя. Если, например, Золушка была добрая, трудолюбивая, аккуратная, никого не обижала, все делала и всем помогала, то теперь она будет злая, неаккуратная, ленивая, обидчивая. Вы можете как хотите изображать своего любимого героя. Главное — не изображать его таким, какой он есть на самом деле.

Воспитатель начинает показывать своего героя-перевертыша. Затем — дети по кругу. После всех выступлений воспитатель предлагает героям-перевертышам придумать сказку, в которой все они могли бы участвовать.

— Как бы мы могли назвать нашу сказку?

Выбирают название сказки (например, «Остров героев-перевертышей»).

— А теперь давайте попробуем придумать имена для своих героев сказки.

— Что бы мы делали на этом острове?

— Какие приключения могли бы с нами произойти?

— В какие нелепые ситуации могли бы попасть?

— Какие вещи, предметы нам там понадобятся?

— Давайте поиграем в эту сказку и по ходу игры дополним ее.

Воспитатель с детьми играют в придуманную ими сказку. Приведенные примеры показывают, что воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре требует изменения позиции педагога. Она должна быть позицией играющего, сопровождающего, поддерживающего и в то же время обучающего партнера ребенка по игре.

Оснащение игровой среды в группе детского сада на основе полоролевой дифференциации также является одним
из важных условий воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Совместное построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию взаимоотношений детей
обоего пола, развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять социальные интересы и поведение. Такая среда позволяет мальчикам и девочкам овладеть полоролевыми ценностями, вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности,
игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии, реализации сюжета.

Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

Литература:

1. Деркунская В. А., Солнцева О. В., Харчевникова А. Н. и др. Маленькие граждане играют в сюжетно-ролевые игры // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. — СПб.: СОЮЗ, 2007.
2. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Как и во что играют мальчики и девочки 4—5 лет // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 7.
3. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Сюжетно-ролевая игра в социализации дошкольников 4—5 лет. — М.: Аркти, 2010.
4. Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста. — М.: Центр педагогического образования, 2012.
5. Кононова И., Литвинова С. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 12.

Благодарим за предоставленный материал журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, август 2014.

_______________________

НА ЗАМЕТКУ ПЕДАГОГУ: По документам Министерства Образования и Науки РФ в оснащении детского сада должны быть куклы с гендерными признаками. Не многие предприятия выпускают такие игрушки. Кукол мальчиков и кукол девочек делает московский завод «Огонек». Приобрести их можно на сайте партнере завода — магазин игрушек «Детский сад» — detsad-shop.ru

куклы с гендерными признаками oks oks5 pavlik