ребенок в детском саду

Автор — Колмакова Раиса Александровна — Воспитатель, КГКП «Ясли-сад №9, «Айгөлек», raisa.peryazeva@mail.ru, ВКО г.Семей

Ключевые понятия:
Дифференциация \ Дифференцированный подход в обучении Дифференцированное обучение Индивидуальный подход Инклюзивные дети Индивидуальные особенности

Актуальность дифференцированного обучения определяется целым рядом обстоятельств, одним из которых является обновление, модернизация современного образования. Большое влияние на совершенствование системы образования оказывает социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из резервов оптимизации образовательного процесса в дошкольной организации является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого воспитанника.
Наряду с понятием «индивидуальный подход» используется понятие «дифференцированный подход». Он предполагает деление детей на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типических особенностях, что позволяет воспитателю осуществлять обучение различное по объему, сложности, методам и приемам работы.
Дифференцированный подход понимается как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Реализация дифференцированного подхода в нашей работе начинается с выявления уровня развития знаний, умений и навыков детей.

В нашей работе дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также мы меняем состав подгрупп в зависимости от поставленной задачи.

В условиях целенаправленного процесса обучения мы реализуем дифференцированный подход к дошкольникам на ОУД в разумной дифференциации заданий, ставим перед детьми задачи, которые соответствуют уровню развития их знаний, умений и навыков. Для детей, у которых наблюдается первый уровень знаний, умений и навыков задания носят легкий характер. Детям, имеющим более высокие показатели развития знаний, умений и навыков задания, предполагающее последовательное усложнение.

Дифференцированный подход является важным принципом обучения и позволяет нам создать всестороннее представление о своих воспитанниках, а также он предполагает:

  • Изучение индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • Регулярное диагностирование детского коллектива.
  • Проведение индивидуальной, групповой, фронтальной работы с детьми.

В ходе ОУД по формированию элементарных математических представлений предлагаются варианты дифференциации заданий:

– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе

– из 5 палочек; третьей группе – из 6 палочек. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим.

– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм” и др.
Также в своей работе мы используем задания на сопоставление, например, дети делятся на три группы при помощи геометрических фигур, им дается задание сопоставить геометрическую фигуру с соответствующей ей карточкой.

Для инклюзивных детей мы готовим раздаточный материал большего размера, так как у них нарушено зрение.

Для закрепления изученного материала предлагаем детям занимательные игры:

  • Предлагается из множества геометрических фигур выбрать одну (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Детей, с первым уровнем просим произнести название фигуры.
  • Раздаются счётные палочки. Детям с первым уровнем развития предлагается выложить треугольник (квадрат, прямоугольник), со вторым уровнем – четырёхугольник, с третьим — пяти, шестиугольник.
    Даётся определённая последовательность геометрических фигур:

Предлагается:

  • детям с первым уровнем – продолжить ряд;
  • детям со вторым уровнем – продолжить ряд, увеличив количество кругов.
  • детям с третьим уровнем – продолжить ряд и придумать
  • свою последовательность

На ОУД по формированию элементарных математических представлений, мы используем не только дидактические игры, но и разнообразные средства наглядности. Например, детям можно предложить мячи, куклы, матрёшки, пирамиды. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой и интерес у детей, обеспечивает усвоение и осознание материала.

На ОУД наблюдается заинтересованное, активное, комфортное состояние детей, так как трудности, возникающие в процессе деятельности, являются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута.

Нами даются знания в занимательной форме, в форме дидактической игры, которые быстро и легко усваиваются детьми. При этом важно мы используем игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.

С детьми, у которых наблюдается первый уровень развития знаний, умений, навыков, мы систематически проводим дополнительную индивидуальную работу, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели геометрических фигур и др.).

В играх «Собери картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей.

Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру, для всей группы дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшается время на его выполнение, а слабым – дается вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.).

В систему индивидуальной работы с детьми в процессе их физического воспитания включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка.

Работа с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений.

Этот материал используется и в работе с детьми, имеющими второй уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений им предлагаются специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.

Дошкольникам с первым уровнем физической подготовленности предлагаются доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Чаще проводятся игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение.

У малоподвижных детей мы воспитываем интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности, особое внимание уделяется развитию всех основных движений, но особенно интенсивных.

В своей работе мы объединяем в играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, например, детям даются задания:

  • провести куклу, держа ее за руки по дорожке (скамейке и т.п.),
  • играть вдвоем в лошадки (машину, поезд) с использованием обруча, скакалки, ленточки;
  • прокатывать (бросать) мяч друг другу,
  • по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает),
  • вдвоем вращать скакалку и др.

Этим и обусловлен индивидуально — дифференцированный подход к детям на уровне их физической подготовленности.

Также в своей работе мы руководствуемся индивидуальными особенностями детей при рассаживании их на ОУД, при определении каждому места за столом. При этом мы учитываем особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно садим поближе к себе. Постоянного внимания требуют также очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя сидят тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании нами учитываются также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь мы при этом руководствуемся педагогическими ценностями, подбираем соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения в детском саду способствует обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес к получению новых знаний, умений и навыков. Использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуально — дифференцированного подхода качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на ОУД, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.