ребенок в детском саду

игры

Автор — ПРИЩЕПËНОК Наталья Сергеевна,
методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова».

Словесные игры – очень популярный вид игр не только среди педагогов, но и среди широкой общественности, состоящей из детей, родителей, пенсионеров, отдыхающих. Они и развивают – речь, творческое воображение, внимание, мышление, умение действовать по алгоритму; пополняют словарный запас, и, развивая, развлекают: ведь любимые сотнями тысяч кроссворды, шарады, ребусы – это тоже словесные игры!

При наличии заботливого взрослого словесные игры входят в жизнь человека, как только он начинает говорить: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» — развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации, формирование умения соотносить действия и их словесное выражение.

Словесных игр великое множество, которое можно разделить на несколько групп.

Первая группа: игры – действия или подвижные игры с определёнными правилами и произносимыми во время игры словами, определяющими действия.

Это игры типа «У медведя во бору», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Бразильская бабушка» и тому подобные.

Для детей дошкольного возраста можно предложить игру «Прогулка». Повторяя за взрослым слова игры и передвигаясь по группе или участку для прогулок, дети выполняют действия, заключающиеся в этих словах.

Встали мы сегодня в пары (Строятся парами.)
И пошли по тротуару. (Идут вперёд.)
Обошли мы справа лужу — (Обходят воображаемую лужу.)
Нам сегодня зонтик нужен! («Открывают» воображаемые зонтики.)
От дождя мы побежали (Бегут.)
И под дерево мы встали — (Встают, взявшись за руки, в кружок.)
Погуляли хорошо,
Завтра захотим ещё! (Аплодируют сами себе.)

Вот, к примеру, одна из таких игр, которая ещё может входить в разряд так называемых «одноразовых» игр — «Я иду в поход». Эта игра хороша в ещё не совсем знакомом коллективе, когда стоит задача запоминания имён.

Играющие располагаются в кругу. Ведущий говорит: «Я иду в поход! Я беру с собой…» и называет какой-то предмет, начинающийся на первую букву его имени. Затем по кругу каждый по очереди повторяет эту формулу, называя предмет.

Не все сразу понимают принцип называния предмета, и тем, кто ошибается, ведущий говорит: «Нет, пока что ты не идёшь в поход, подумай ещё, что бы ты с собой взял, чтобы всё-таки пойти в поход». Так как в связи с этим игра проходит в несколько кругов, играющие постепенно запоминают имена друг друга, ведь ведущий, чтобы помочь тем, кто не может сориентироваться, называет их по имени, всячески подталкивая к правильному пониманию игры. Как правило, к концу игры все догадываются о принципе совпадения имени и предмета.

Вторая группа – так называемые дидактические игры, проводимые в детском саду воспитателями во время непосредственной учебной деятельности, на занятиях.

Игры эти построены на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе выполнения детьми различных заданий, озвучиваемых воспитателем. Взрослый побуждает детей к вербальной коммуникации. В ходе таких игр можно решить задачи, касающиеся различных аспектов развития мышления и речи детей.

Например, воспитатель с детьми строят зоопарк из подручных материалов, и педагог задаёт детям в ходе игрового процесса вопросы на классификацию видов животных, о местах их обитания. Все вместе дети сочиняют истории о жизни животных в зоопарке.

Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, скраббл, всем известная игра нашего детства – «Балда» и им подобные.

Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания. Их ещё можно назвать «игры на коленке», потому что ими хорошо занять ребёнка (или себя), например, во время длительной поездки в поезде, в автомобиле, самолёте; в очереди в поликлинике или на регистрацию рейса в аэропорту. В любом случае время пролетит незаметно, а ваш ребёнок станет ещё более умным и творческим!

В словесные игры подобного вида можно играть с детьми младшего школьного возраста и далее, постепенно усложняя задания.

Например, «Интервью у контрабаса». Известно, что из букв, составляющих слово контрабас, можно составить около двухсот нарицательных (то есть не обозначающих имена собственные) существительных в единственном числе и именительном падеже. Представьте себе, что слова эти – ответы на вопросы, которые вы, как журналист, задаёте объекту вашего интервью — Контрабасу. К примеру, составили вы слово «бас». И придумываете к нему вопрос: «Каким голосом Вы, Контрабас, обычно разговариваете?». Ответ, соответственно, — бас. И так далее, может получиться около двухсот вопросов и ответов! Посоревнуйтесь, кто возьмёт у Контрабаса самое полное и большое интервью?

Для развития словарного запаса и грамотности можно порекомендовать игру «Лесенка слов». Для неё лучше всего взять бумагу в клеточку, из тетрадки по математике. Сначала выбираем букву, на которую будем придумывать слова. Затем каждый пишет слова на эту букву лесенкой, каждый раз прибавляя по одной букве. Когда пишешь в клеточках, лесенка виднее. Побеждает тот, кто за определённое время «выстроит» саму высокую лесенку.

Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное — правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.