ребенок в детском саду

театр в детском саду

Автор — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова»

«Любите ли вы театр так же, как люблю его я?», — эти слова великого Евгения Багратионовича Вахтангова должны быть лейтмотивом работы и творчества педагога, занимающегося театральной деятельностью в детском саду.

Театральная деятельность в детском саду – это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Всё это дают детям занятия театральной деятельностью в детском саду. Главное — выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят именно вашим детям. Для этого можно провести первоначальную диагностику качеств личности детей, которые требуют дополнительного развития: двигательная активность, движения рук, речь, эмоциональный интеллект и т. п.

Всё, что окружает, — воспитывает и развивает

Для занятия театральной деятельностью в детском саду необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Это важное условие для развития эмоционального интеллекта детей – умения понимать свои эмоции и управлять ими.

Театральная деятельность в детском саду должна осуществляться не только организованно, но и быть возможностью для свободного выбора детей. Поэтому пространственная среда для её осуществления должна строиться не только комплексно – место для занятия кукольным театром, так называемые «уголки ряжения» с карнавальными костюмами, аксессуарами для театра; «сцена» для театральных представлений; но иметь гибкий формат, чтобы разные зоны можно было трансформировать и чтобы они не пересекались друг с другом. Такой принцип обустройства среды позволяет детям заниматься театральной деятельностью, не мешая друг другу.

Свободные театральные деятели

Театральная деятельность в детском саду должна быть деятельностью свободной. Это, конечно, требует от педагога значительных усилий в плане того, что он должен предложить детям различные варианты театральной деятельности. Это может быть и актёрская деятельность, и художественная – по подготовке декораций спектакля. Можно предложить детям просто поиграть в театральные игры, а можно написать вместе с ними короткую сказку или сценку для того, чтобы поставить её на сцене.

Для детей, которые любят заниматься прикладным творчеством, воспитатель может предоставить возможность создать театральную куклу своими руками. Куклы могут быть сделаны из картона, с ручками и ножками на шарнирах; из новых носков: в этом случае часть носка с резинкой надевается на руку, а та часть, где обычно бывает стопа, превращается в голову персонажа и оформляется соответствующим образом. Кукол делают и из перчаток, и из варежек…

Простор для фантазии – необъятный! Практически всё, что попадёт в руки творческому воспитателю, можно превратить в театральную куклу. Главное — обладать хорошим вкусом и творческим мышлением.

Занятия театральной деятельностью в детском саду предполагают и ещё одно направление, которое, на первый взгляд, казалось бы, не относится ко всему тому, о чём мы говорили ранее. Но то, о чём мы сейчас поговорим, может считаться основой всей театральной деятельности ребёнка не только в детском саду, но на протяжении всей его дальнейшей жизни. Мы имеем в виду деятельность ребёнка в театре в качестве зрителя!

Я зритель

Согласитесь, быть зрителем ребёнка тоже надо учить. Начав, буквально, с вешалки. Умение вести себя в непривычной обстановке, особенно, если попал туда впервые, редко является врождённой особенностью современного детсадовца. Поэтому перед первым посещением театра можно провести сюжетно-ролевую игру «Мы в театре». Все моменты, которые ждут малышей в этом чудесном жилище Мельпомены, надо отыграть – на себе или на куклах. Можно загадать детям загадки, имеющие ответом правила поведения в театре. Можно написать самим или найти уже готовую сценку о том, как правильно воспитанные, культурные, интеллигентные люди ведут себя в театре. Да и не только в театре, но в других местах, где они не одни. Это будет очень необходимый опыт, так как практика показывает, что редкие дети в состоянии правильно реагировать, например, на открытые двери. Они, как правило, встают непосредственно в дверной проём, тем самым лишая всех остальных возможности проникнуть куда-либо через него.

Особенность эта остаётся у детей, скорее всего, с младшего дошкольного возраста, когда ребёнок как раз и хочет, чтобы все на него «натыкались». Таким образом, он пытается обратить на себя внимание, напомнить о себе и получить от взрослых столь нужный ему отклик на своё присутствие, неважно даже, положительный или нет. Но ребёнок растёт, и, согласитесь, остаточные признаки поведения двух-трёхлетних детей в пять-шесть-семь лет уже не являются нормой. Если ребёнок не может развиться самостоятельно, надо ему помогать.

Занятия театральной деятельностью в детском саду очень хорошо подойдут для того, чтобы привить детям навык адекватного взаимоотношения с внешней действительностью – умения видеть и чувствовать окружающий мир. Театральные занятия помогут вам объяснить детям: для того, чтобы тебя заметили, совсем необязательно вставать так, чтобы на тебя натыкались. При этом ты будешь мешать выполнению целей и задач других людей: они не смогут войти в двери, выйти из автобуса, если ты стоишь в дверях, не собираясь выходить. Как показывает практика, редкие дети могут понять это самостоятельно. Научите их! И предложите альтернативу обращения на себя внимания: участие в качестве актёра в театральном спектакле.

Я театральный критик!

Театральная деятельность в качестве зрителя может плавно перетечь в деятельность театрального критика. Так для тех, кто не хочет быть актёром или художником тоже предоставляется шанс поучаствовать в театральной деятельности в детском саду. Согласитесь, не часто можно услышать о таких экспериментах, как написание отзывов о спектаклях от дошкольниках. А тем не менее, деятельность эта вполне реальна.

Спрашивайте детей и записывайте их ответы:

— О чём они видели спектакль? С какими героями спектакля они бы хотели подружиться? Какие поступки главного героя им понравились? А не понравились? Почему? А как бы поступили они в аналогичном случае?

— Какими был герои в начале спектакля и какими стали в конце? Кто, кроме артистов, занят в спектакле? (Загляните в программку, выберите, например, художника.)

— Какие костюмы и декорации спектакля запомнились, и почему они именно такие?

— Как влияли костюмы и музыка на восприятие спектакля? Как, по их мнению, правильно ли назван спектакль, или его можно было бы назвать как-то по-другому? Как?

После этого все впечатления можно нарисовать. И опубликовать в специальном детсадовском театральном журнале-альманахе. Или в стенгазете на стенде.

А ещё можно придумать афишу к спектаклю. И сделать своими руками подарок понравившемуся герою и передать его в театр.

Театральная деятельность как способ формирования механизмов саморегуляции самоосознания

У дошкольников ещё присутствует недостаток саморегуляции, несформированность механизмов самосознания. Поэтому-то маленькие дети иногда не могут отличить свои фантазии от реальности, а взрослые думают, что дети просто врут. Это доставляет всем много трудностей. Театральная деятельность в детском саду помогает научить ребёнка различать эти процессы. Участие в театральной деятельности в детском саду даёт ребёнку неограниченные возможности для фантазирования. При этом он чётко видит: это происходит на сцене, а значит, не в реальности.

Театральная деятельность в детском саду поможет развить у детей умение согласовывать свои действия с другими детьми, регулируя своё поведение, свои действия. Пластические игры и упражнения обеспечат развитие естественных психомоторных способностей, умение ориентироваться в пространстве.

Упражнения на развитие речи не только помогают ребёнку развивать речевые способности, но и формируют у него умение общаться с людьми в разных ситуациях, умение пользоваться разнообразными жестами и интонациями, выражающими основные чувства. Театрализованная деятельность в детском саду — важнейшее средство развития эмпатии. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

И, конечно же, эффект от театральной деятельности в детском саду вырастет в несколько раз, если к этой деятельности будут привлечены родители дошкольников. Проведите тематическое родительское собрание, совместный выход в театр. Попросите и родителей написать отзывы о спектакле. Поставьте совместный спектакль! Трудно переоценить те результаты, которые будут получены при правильно организованной подобной театральной деятельности.

Есть такая фраза: «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра». У педагогических работников детских садов есть этот замечательный шанс! Воспользуйтесь им!