ребенок в детском саду

труд в детском саду

Что значит труд в раннем возрасте? Возможна ли трудовая деятельность дошкольников? Не лишает ли она ребенка детства? Родители часто задаются такими вопросами.

В основном, мало кто из родителей доверяет ребенку хоть какую-нибудь взрослую работу дома. И это сначала кажется, что ничего страшного, что ребенок должен быть полностью сыт, обут, обласкан. Однако стоит добавить немного элементов взрослой жизни, элементов трудовой деятельности, и ребенок полностью преобразится.

Во-первых, дети дошкольного возраста, начиная уже примерно с года, стараются подражать взрослым — это общепризнанный факт. И не надо бояться, что протирание полов, пусть даже и с последующим перемыванием, повредит малышу.

Или, вот к примеру, зимним утром папа заводит машину и достает щетку, чтобы очистить машину. Почти каждый ребенок начнет хныкать, чтобы ему тоже дали щетку. Обязательно похвалите ребенка за проявленную инициативу. Если у вас специальные инструменты для малыша, вас можно только похвалить. Мало того, что ребенок занимается трудовой деятельностью, он еще занимается коллективным трудом. Ребенок чувствует ответственность за вовремя убранный снег. Со временем он поймет, в какую сторону и какими движениями это сделать эффективнее, и вуаля — к концу зимы папу можно поздравить с появлением в семье нового помощника.

Польза такой трудовой деятельности дошкольника очевидна. И разговор о чистом автомобиле идет в последнюю очередь. Очищая машину папы, ребенок вряд ли когда-либо будет из вредности пачкать окружающие автомобили. Это мощный социальный аспект воспитания дошкольников, который очень сложно достичь другими способами. Это тот случай, когда маленький человек начинает ценить не только свое, принадлежащее своей семье, но и абсолютно незнакомым людям. Ребенок учится ассоциировать себя с другими («каково было бы мне на их месте»).

Конечно, эти ассоциации еще довольно примитивные, но сам факт их появления – чрезвычайно позитивное явление.

Не стоит отнимать инициативу у ребенка, так как возраст, когда стремление к инициативной деятельности сходит на нет, это практически возраст поступления в школу.

Но ребенок не может поменяться в одночасье, только от того, что пошел в школу. Если он в дошкольном возрасте регулярно принимал участие в семейных делах, он также будет принимать участие в делах класса, он также будет ответственен за собственные успехи и поражения. Так и зарождается социальная активизация человека. Это не общие слова.

Навык постоянного наличия своей точки зрения и умения ее отстаивать зарождается именно в дошкольном возрасте, до 6-7 лет.

Бывают, что родители слишком сильно опекают ребенка, говоря: «Ну он же ребенок, это его детство!». Что есть вообще детство? Помимо розовых бантов и карамельки за щекою, детство – это период жизни, когда ребенку позволено все или почти все, что не вредит здоровью. С этим тезисом такие родители обычно соглашаются. Однако при этом полностью лишают его трудовой деятельности, заменяя их различными играми. И вот тут возникает вопрос – а есть ли различие для ребенка трудовой деятельности от игры? Сами дети, как правило, такой разницы не видят. Они со смехом могут играть в прятки или догонялки, и с такой же улыбкой до ушей помогать, например, воспитателю в уборке игровой комнаты.

Многие дети дошкольного возраста действительно не видят ничего плохого в том, что по комнате раскиданы игрушки. Это как раз дети чрезмерно опекающих родителей. Конечно, воспитателям частенько приходится брать часть воспитания в виде трудовой деятельности дошкольников на себя. В особо тяжелых случаях приходится еще и доказывать родителям, что это действительно необходимо, и что педагог, прося ребенка собрать игрушки, не задавался целью эксплуатировать ребенка, а исключительно благородной, воспитательной целью.

К тому же, ребенок становится психологически более устойчивым, ведь он чувствует свою значимость: ему дали важное задание, которое он выполнил, и теперь видит результат своего труда – чистую комнату. Получив этот опыт и бесценные знания, он будет «нести это в массы», то есть рассказывать своим одногруппникам, какой он молодец, как он помог взрослой тете педагогу. Отчасти здесь выступает эгоизм, но именно сейчас эту черту характера можно направить во благо, в будущее ребенка. Он становится более податливым и коммуникабельным, ведь хорошими делами непременно хочется делиться, это заложено в каждом человеке, но именно в дошкольном возрасте это проявляется так явно. Он чувствует себя героем. А, как уже говорилось выше, дети — жуткие повторюшки, поэтому можно не удивляться, что в следующий раз кто-то другой из детей попросит воспитательницу помочь ей с уборкой, чтобы испытать те же эмоции, и ровно так же гордиться потом перед другими ребятами.

Таким образом ребенок получает отличные социальные навыки, которые непременно ему в пригодятся в будущем.

Напоследок хочется отметить, что с привитием навыков трудовой деятельности дошкольника обычно воспитатели проблем не испытывают. Сложности случаются с их родителями. Поэтому, если вы являетесь родителями, не паникуйте, когда от вашего ребенка вы услышите о принесенном им ведре с водой или поливе цветков. Это обязательная и необходимая для всех часть воспитательного процесса, от которого выиграют все стороны.

Если мы обратимся к детским психологам с вопросом, нужна ли вообще трудовая деятельность детям дошкольного возраста, их ответ будет примерно таким. Психологи считают, что трудовой деятельности как таковой у дошкольников нет, так как они не различают труд как усилие и труд как игру, поэтому говорить о труде можно только условно. Это длится по крайней мере до 5-6 лет. С достижением этого возраста дети уже психологически готовы воспринимать труд как серьезное дело, а также готовы систематически принимать в нем участие.

Кроме того, они начинают осознавать значимость результата процесса, который был для них непонятен ранее, они уже в состоянии оценить свои собственные результаты, а также быть довольными своей работой или нет.

Автор — воспитатель Наталья Титова.