ребенок в детском саду

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной школы, содействующим формированию у детей устойчивого интереса к музыке.

Интересы современных дошкольников формируются под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов низкого эстетического качества. В музыкальном окружении наших детей, к сожалению, не находится места шедеврам классического искусства, обладающим большим духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. Современный ребенок зачастую не слышит красивого пения, у него не развивается познавательный интерес к музыке, к музыкальным инструментам.

Как правило, пению детей 5–7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция.

Причины отсутствия должного вокального развития ребенка кроются в недостатке музыкальной культуры семьи, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий.

В своей работе мы стремимся воспитать у ребят живой интерес к музыкальному искусству, потребность слушать музыку, желание петь. Игровая технология «Поем, играя!» основана на фонопедическом методе постановки и развития голоса В.В. Емельянова. Определены источники, формы и методы организации вокальной деятельности с дошкольниками в детском саду и дома. Доказана целесообразность применения данного опыта в оздоровлении и охране детского голоса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Виктор Вадимович Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо прежде всего развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.

В отличие от других методик этот подход позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, благодаря чему осуществляется важный для певческой деятельности синтез интонационно-речевого и вокального опыта. В этом случае развитие голоса осуществляется по экологическим критериям: ребенок способен петь громко, звучно и долго без вреда голосу.

Важно отметить, что все упражнения разработаны с учетом биологической целесообразности вокального действия, поэтому происходит развитие  защитных механизмов органов верхних дыхательных путей дошкольника.

Эффективными источниками полноценного развития певческого голоса ребенка, на наш взгляд, выступают формирование регулировочного образа о голосе, приобщение к эталону академического пения, самостоятельная певческая деятельность. Основной формой организации является вокальное занятие. Два раза в неделю по 25–30 минут в игровой форме дети осваивают вокальные приемы. Структура каждого занятия в детском саду должна быть четкой и строго определенной, чтобы выполнить последовательность вокально-речевых упражнений.

Первый блок. Дыхательная гимнастика

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание  воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

Комплекс дыхательной гимнастики

Упражнение НАСОС

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

  • медленно – «большой насос»;
  • резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

Упражнение ГРЕЕМ РУКИ

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Упражнение РЕМЕШОК

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

Упражнение МЯЧИКИ

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

Упражнение ЗМЕЯ

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

Упражнение СВЕЧИ

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА

  1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
  3. Вдох носом – выдох ртом.
  4. Вдох через рот – выдох через нос

Упражнение ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ

Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

Второй блок. Артикуляционная гимнастика

Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы –челюсти. Исполнение упражнений обязательно контролируются зеркалом.

Третий блок. Массаж мышц лица и шеи

Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в последовательности: лоб скулы – гортань.

Четвертый блок. Интонационно-фонетические упражнения

Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:

  1. атака гласных звуков (А‑О‑У‑Э‑Ы‑И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
  2. пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
  3. преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).

Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.

Пятый блок. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
«Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета».

Шестой блок. Вокализы

Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении. Пример — сказка ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА.

Сказка ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА

Сказка разделяется на несколько частей. Каждая часть представляет собой игровой текст упражнения и само упражнение.

1 Жили-были дед и баба
В деревушке у реки

Упражнение УЛЫБКА-ОБИДА: поочередно выполнять улыбку, растягивая губы, и выворачивать нижнюю губу как можно ниже к подбородку (повторить 8 раз)

2 И любили очень-очень
На сметане колобки

Упражнение УЛЫБКА-ПОЦЕЛУЙЧИК: поочередно выполнять улыбку с обнаженными зубами и вытягивание губ трубочкой с характерным звуком поцелуя (повторить 8 раз)

3 Бабка тесто замесила,
Колобка испечь решила

Упражнение МЕСИМ ТЕСТО: руками выполняем опору на брюшной пресс, делаем долгий выдох со звуком «Ш» (повторить 8 раз).

4 Ну а бабушкина внучка
Колобка катала в ручках

Упражнение ДУЕМ НА ЛАДОШКИ: выполнить резкий короткий выдох со звуком «Ш», поочередно поворачивая голову вправо и влево.

5 Получился колобок –
Круглый и румяный бок

Упражнение КТО БОЛЬШЕ: набрать воздух ртом так, чтобы живот округлился, затем сделать резкий выдох через рот (повторить 8 раз).

6 Побежал колобок
Через поле и лесок

Упражнение БЕГ ПАЛЬЧИКОВ: выполнить массаж по шее и лицу кончиками пальцев так, чтобы лицо «загорелось».

7 А дорога ровная,
А дорога долгая

Упражнение ДОРОЖКА: погладить лицо и шею сверху вниз ладонями (чередовать 4 раза).

8 Подбежала Лиса,
Проглотила колобка

Упражнение ЗАМОК: вращение языком за сомкнутыми губами.

9 Лиса разглядывает колобка

Упражнение ЯЗЫЧОК: высунуть кончик языка как можно дальше и покачать кончиком языка (повторить 4 раза).

10 Лиса пробует, какой вкусный колобок

Упражнение КУСАЕМ ЯЗЫЧОК: покусывание кончика язычка, покусывание всего языка от кончика до задней стенки (повторить 4 раза).

11 Вкусный колобок!

Упражнение ГЛАДИМ ЯЗЫЧОК: поглаживание языка верхней губой (повторить 4 раза). Вращение языком по верхней и нижней губам снаружи – облизываемся.

12 Лиса не стала есть колобка,
стала песенки слушать.
Открывает колобок рот,
Очень чистенько поет

Упражнение СКАЗКА: петь гласные на одном звуке: А-о-у-ы-и-ё.

13 Укатился колобок от лисы

Упражнение ЛЕСЕНКА: спеть разными приемами staccato и legato, glissando, на разных гласных или на слогах «ля», «лё» постепенное движение мелодии вверх и вниз.

14 Колобок повстречал кисок.
Колобок повстречал собачек

Упражнение БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ: спеть звукоподражания на высоком и низком звуке. Руками показать «царапки» вверху и внизу.

15 Стал колобок считать друзей:
«Раз-два-три-четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять-десять-А!»

Упражнение СЧИТАЛОЧКА: спеть с тихого низкого звучания до максимально громкого и высокого, в конце крикнуть: «А!».

Важно помнить, что певческий голос –растущий, формирующийся, а его развитие – это монотонный длительный процесс.

Конечным итогом работы должна стать самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в уверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах. Игровые упражнения, игры в детском саду можно использовать не только на вокальных занятиях, но и включить в различные формы организации воспитательно-образовательной работы в детском саду и дома:

  • занятия в детском саду по развитию речи,
  • логопедические игры с голосом,
  • театральные импровизации,
  • озвучивание персонажей сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

Кроме того, ребенку необходимо видеть примеры — например, исполнение вокальных произведений учащимися музыкальной школы.

Наш детский сад сотрудничает с музыкальной школой № 1 им. П.И. Чайковского г. Рыбинска, что предполагает:

  • расширение доступа детей дошкольного возраста к лучшим образцам отечественной и зарубежной музыкальной культуры и искусства;
  • стимулирование интереса к музыке как искусству и желание заниматься музыкальной деятельностью;
  • развитие творческого потенциала ребенка, его способности самостоятельно определять цели, средства и способы музыкально-художественной деятельности;
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры;
  • выявление талантливых детей;
  • признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей;
  • пропаганду музыкального искусства среди родителей.

Взаимодействие нашего детского сада с музыкальной школой направлено прежде всего на удовлетворение музыкальных интересов и способностей детей и предполагает разработку и организацию бесед о музыке, экскурсий в музыкальную школу, просмотров и прослушиваний концертов инструментальной и вокальной музыки, конкурсов исполнителей, фестивалей семейной музыки, дней открытых дверей.

План совместных мероприятий ДОУ и детской музыкальной школы

Сентябрь

Содержание — Составление плана работы на учебный год, согласование его с завучем и директором детской музыкальной школы (ДМШ)

Форма — Собеседование

Ответственный — Администрация музыкальной школы, старший воспитатель, музыкальный руководитель ДОУ

Октябрь

Содержание — День музыки

Форма — Концерт учащихся ДМШ

Ответственный — Музыкальный руководитель ДОУ, завуч концертного отделения

Ноябрь

Содержание:

  • Где живет музыка?
  • Развлечение «Все мы музыканты – вот нас сколько!»

Форма — Обзорная экскурсия по музыкальной школе

Ответственный — Музыкальный руководитель ДОУ, завуч инструментального отделения

Декабрь

Cодержание — Тематический конкурс вокалистов «Лейся, песня!»

Форма — Концерт в ДОУ, жюри – учащиеся ДМШ, родители

Ответственный — Музыкальный руководитель ДОУ, преподаватель по вокалу ДМШ

Январь

Содержание — Вечерняя сказка в гостиной

Форма — Вечер классической музыки для детей и родителей

Ответственный — Учащиеся ДМШ, преподаватели ДМШ, музыкальный руководитель ДОУ

Февраль

Содержание — Музыкальные картинки (музыкально-слайдовая композиция)

Форма — Концерт учащихся ДМШ

Ответственный — Учащиеся ДМШ, музыкальный руководитель ДОУ, преподаватели инструментального и вокально-хорового отделения ДМШ

Март

Содержание — Фестиваль семейной музыки

Форма — Концерт детей и родителей

Ответственный — Дети и родители, музыкальный руководитель ДОУ

Апрель

Содержание — Тематический музыкально-литературный вечер «Русь, Россия – родина моя»

Форма — Посещение выставки народных инструментов

Ответственный — Музыкальный руководитель ДОУ, завуч отделения народных инструментов

Май

Содержание — Развитие музыкальности ребенка, портрет выпускника – будущего первоклассника
музыкальной школы. Форум педагогических идей

Форма — Приглашение педагогов ДМШ на выпускной вечер. Консультация для родителей. Круглый стол

Ответственный — Преподаватели ДМШ, музыкальный руководитель, администрация ДОУ и администрация ДМШ,
родители выпускников.

Резюме

Известно, что в детском саду деятельность педагога направлена на всестороннее развитие музыкальных способностей,
а учитель музыкальной школы стремится научить ребенка уже специальному качественному исполнительству в той или иной области. Следовательно, в основе решения и тех, и других задач предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству.

К сожалению, в современном музыкальном воспитании есть много проблем.

Так, в некоторых детских садах концертов исполнителей на музыкальных инструментах просто не бывает. Откуда же дети узнают, что есть такой инструмент, как, например, балалайка или домра, флейта или виолончель, а тем более захотят учиться играть на нем? Но и концертов мало, нужен еще талантливый педагог-энтузиаст, к которому потянутся ребята.

Думается, что хотя бы  раз в месяц в детских садах должны звучать народные, классические и современные инструменты, а музыкальному руководителю необходимо уделять гораздо больше внимания сотрудничеству с учреждениями культуры.

В результате реализации нашего проекта «Детский сад – Музыкальная школа» у дошкольников возникает познавательный интерес к разнообразной музыкальной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста и в семье продолжают знакомство с музыкальными инструментами, посещают концерты и спектакли, слушают музыкальные произведения, читают детскую литературу о жизни музыкантов, из истории музыкальных инструментов.

А самое главное, как образно заметил Ю.Б. Алиев, дети начинают понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Автор — Светлана Владимировна Балагурова, музыкальный руководитель муниципального дошкольного  образовательного учреждения детского сада № 98 «Почемучка», г. Рыбинск, Ярославская область.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, № 3 за 2011 год.