ребенок в детском саду

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каких случаях можно ввести такие штатные единицы (хоть 0,5 ставки): учитель-логопед, психолог, дефектолог. Родители обращаются (особенно по нехватке логопеда). В заключении ПМПК часто рекомендуют данных специалистов, приходится обращаться в другой сад (хотя есть свои квалифицированные специалисты). В управление образования писали ходатайство, но ответа нет. Буду благодарна, если поможете разобраться с данным вопросом. С уважением, Надежда.

Ответ: насколько мне понятно, в Вашем случае:

— есть проблема с открытием в ДОО группы компенсирующей (комбинированной) направленности;

— есть проблема с укомплектованием такой группы штатом соответствующих специалистов.
По указанным вопросам в п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывается, что органами власти и местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи … в том числе посредством инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Основания для введения в штат ДОО соотв. специалистов — нормы двух основных и др. документов:

1) действующего постановления Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)», согласно п.2.3.3 которого рекомендовано вводить 1 ставку учителя-логопеда, логопеда, учителя-дефектолога на каждую группу с детишками с соответствующим видом ОВЗ;

2) Порядка организации образовательной деятельности по программам дошкольного образования, утв. приказом Минобразования РФ от 30.08.2013 года №1014 (далее — Порядок), в п. 21 которого установлено:

1) при получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:

— детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) — не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;

— детей с тяжелыми нарушениями речи — не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога; и т.д.

2) при получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности …с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы специалистов учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:

— учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 — 12 обучающихся с ОВЗ;

— педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ; и т.д.

То есть, согласно указанным нормам п. 5 ст. 5 Закона и министерских приказов Вам целесообразно составить коллективное обращение родителей детишек с ОВЗ в муниципалитет, региональную администрацию и Минобр России по обозначенным Вами проблемам:

— открытия в ДОО группы компенсирующей (комбинированной) направленности;

— укомплектования этой группы необходимым числом специалистов.

Такое обращение должно включать требование родителей сообщить результат и документы органов власти (муниципалитета), согласно которым решаются указанные две проблемы.

Если ответ Вас не удовлетворит, можем совместно составить последующее обращение, если проблемы не будут решены.

Другие важные документы для обоснования нормы часов, зарплаты и пр. вопросов по указанным специалистам: приказ Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 года N 1601 о нормах времени педсостава, приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 о логопедической помощи, письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 по работе логопедического пункта общеобразовательного учреждения и пр.

Владимир Коржов, юрист.