ребенок в детском саду

Периодически меня об этом спрашивают родители, причем преимущественно родители детей 3-4хлетнего возраста. Когда пора учить ребенка говорить взрослым «Вы»? Как это лучше сделать?

Отвечая на этот вопрос, я всегда подчеркиваю, что вежливое обращение – это культурно обусловленная языковая форма. Проще говоря, в одной семье считается немыслимым обратиться на «ты» к незнакомому человеку, даже если это, например, молоденький студент-курьер, во второй обращаются на «ты» ко всем, кто симпатичен, и будут считать холодностью, если в ответ на «ты» получают менее теплое «Вы», а в третьей семье даже к бабушкам обращаются на «Вы».

Есть, разумеется, правила этикета, но они тоже часто проходят через призму норм и правил того окружения, в котором находятся члены семьи. Ну, сравните, например, доцента, обращающегося к первокурсникам на Вы, и менеджеров западной компании, которые привыкли даже к более старшим коллегам обращаться на «Ты». Разумеется, если они примутся воспитывать одного ребенка, то у них могут возникнуть разногласия. Одним словом, если речь заходит о формировании неких культурных норм и правил, то родителям прежде всего нужно осознать, а как в семье с ними обстоят дела? Едины ли родители в этих вопросах? Если нет, то желательно договориться, чтобы не разрывать ребенка на части разными требованиями и ожиданиями. Это касается не только вопросов обращения на «Вы», но и всех остальных правил этикета в семье.

Передавать культурные ценности ребенку — эта важнейшая задача родителей, поэтому если они будут осознавать, что именно передают, и будут поддерживать друг друга, то успех гарантирован.

Из этого также следует:

Самый главный урок дети получают, наблюдая за родителями. Поэтому для родителей рождение ребенка – отличный повод посмотреть на себя критически. Это касается и правил этикета. Учите говорить ребенку «Вы» взрослым, но сами небрежно и фамильярно «тыкаете» продавцу арбузов на рынке? Не удивляйтесь, если ребенок обратиться на «ты» к тому, к кому пожелает. И в самый неловкий для родителя момент.

Следующий вывод – ребенок учится говорить еще задолго до того, как начинает это делать. Поэтому можно с самого начала его поправить, указать правильную форму. Как, например, если он неправильно ставит ударение, нужно произнести слово правильно. Так и здесь, говорит «ты» — поправляете. При этом крайне желательно еще и объяснить, почему. Почему бабушке Кате можно говорить «ты», а соседу нет.

Не ожидайте, что ребенок сразу все усвоит. Скорее всего, нужно будет много раз поправить, объяснить, повторить. При этом делайте это мягко и непринужденно, без обвинительных интонаций, без раздражения и досады.

Бывает, что ребенок начинает спорить и «тыкать» принципиально. Все, что нужно делать – просто продолжать талдычить свое. Ни в коем случае не спорьте с ребенком! Просто говорите и делайте так, как считаете правильным. И игнорируйте манипулятивные несогласия и попытки Вас раздразнить. Любой ребенок проверяет границы родителей, их выдержку и педагогические таланты.

Раздражаетесь? Или стыдно, если ребенок «что-то не то снова ляпнул»?

Понаблюдайте за своими чувствами. Их источник — скорее всего, не малыш, а завышенные ожидания взрослых. Или желание произвести эффект на окружающих. Или желание всем нравиться. Дальше нужно разобраться, действительно ли ребенок должен обслуживать самооценку родителей или соответствовать их высоким ожиданиям? Честно говоря, нет.

И еще крайне важно:

Учить чему-то ребенка могут только родители или люди, которым родители временно доверили эту функцию. Временно доверили, так как даже если с ребенком сидит бабушка, то это все равно функция воспитания — это функция родителей. Поэтому хорошо с бабушкой договориться и рассказать, чему Вы учите ребенка, чтобы она поддерживала эту линию, когда Вас нет. Кстати, это касается не только «ты-вы», но и всех правил для ребенка.

Ну и разумеется, если кто-то вне семьи начинает учить ребенка по-своему или ставить под сомнения то, что говорят родители – вежливо напоминайте, что «Спасибо, но в нашей семье принято так».

Недавно наблюдала, как пожилая соседка трехлетней Ксюше при ее маме Свете, растерянной и онемевшей, рассказывала, что «Мама тебя задергала, бедную, заставляет здороваться и «Вы» говорить, а ты крошка, еще ничего не понимаешь». С милой улыбкой и в шутку. Во-первых, конечно, ребенок все понимает. См. Пункт 2 – еще до того, как начинает говорить сам. Во-вторых, см. Пункт 5 – учить и воспитывать – это функция родителей. Которую надо мягко и деликатно, но уверенно и четко отстаивать, особенно при ребенке.

И обратная история. Если посторонние люди обвиняют ребенка в том, что «он невежливый», или начинают читать нотации: «А здороваться тебя не учили?», «А ты не знаешь, что взрослым нужно говорить «Вы»?», «Чему тебя только родители учат?». Важно при постороннем защитить сына/дочь, напомнив, что: «Спасибо, но воспитываем нашего ребенка только мы с мужем». А наедине обсудить, что он чувствует, почему так мог отреагировать человек, что сделать, чтобы такое не повторилось. И что этикет — это такая социальная договоренность, позволяющая максимально комфортно общаться и снизить вероятность конфликтов в окружающими.

Автор — старший семейный психолог Rehab Family Каширина Вероника Юрьевна.

Rehab Family —  Семейная клиника психического здоровья и лечения зависимостей.
Круглосуточный тел.: +7 (495) 212–08–87.
Сайт: rehabfamily.ru