ребенок в детском саду

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации программы здоровьесберегающего обучения целесообразно включать в занятия в детском саду игры, которые лечат. Таковыми являются:

  • рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок,
  • работа с глиной,
  • игры с песком и водой,
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.

Занятия в детском саду с песком идеальны для игры в холодные зимние дни. Для малыша — это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества.

Так что же вам понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

Занятия в детском саду с песком: что потребуется?

А нужно-то всего так мало:

Желанье, вера в чудо,
Чтобы песочная страна вдруг стала
Для вас волшебною страной.

Возьмите ящик от стола,
Побольше разноцветного песка
Туда насыпьте ровным слоем.

Игрушек маленьких и средних
Вы заготовьте для игры
И создавайте мир чудес вы:

И стройте замки, и рисуйте,
Пишите буквы и слова,
И камушки в песок заройте, но, едва,

Увидите, что все устали,
Игру уж продолжать нельзя.
Скажите вы песку спасибо,
До новых встреч, песочные друзья.

Для занятия в детском саду с песком вам потребуются:

  • Водонепроницаемый деревянный ящик.

Его подбирают с учетом величины группы в детском саду — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Песочные терапевты называют ящик с песком подносом. Для занятий можно воспользоваться любым деревянным подносом, однако возможно использование и других материалов.

  • Цветной песок.

Песок может быть крупным и мелким. Для выравнивания песка можно воспользоваться обычной ученической линейкой.

  • «Коллекция» миниатюрных фигурок.

Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. Наборы для игр могут состоять из:

  1. деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков;
  2. фигурок различных животных;
  3. машинок: сухопутных, водных, космических и других;
  4. растений: цветов, овощей, фруктов;
  5. естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек;
  6. домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков;
  7. пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и прочее).

  • Тихая, спокойная музыка для релаксации.

Все игры с песком можно использовать как часть развивающего занятия или как арт-терапевтическое полное занятие. Занятия в детском саду с песком можно разделить на:

  • ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте),
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире),
  • ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру занятия в детском саду, исходя из собственных знаний)

Занятия в детском саду с песком: примерная структура занятия

I. Вводная часть занятия в детском саду:

  1. Особое приветствие.
  2. Правила работы с песком.

II. Основная часть занятия в детском саду:

  1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
  2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.

III. Заключительная часть занятия в детском саду:

  1. Подведение итогов занятия в детском саду.
  2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
  3. Ритуал прощания.

1. Оргмомент.

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.

Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно
Делать все внимательно!

(А.Густышкин).

Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания…

2. Правила.

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

3. Ход занятия в детском саду.

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

  • Рассказ детям о сказке (путешествии).
  • Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
  • Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
  • Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

— Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

4.Рефлексия.

Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком в книге Большебратской Э.Э. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Опираясь на методы и приемы, описываемые в книге, можно самому разработать и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих деток», для определенного возраста и группы детского сада. А в конце цикла сделать выставку творческих работ под названием:

  • Путешествие песочного человечка,
  • Песочные замки,
  • Мы песочком рисовали….

Вот пример работы с выставки ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ.

Занятие 1. Ознакомительное.

Оргмомент.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики вокруг стола, на котором стоит ящик с песком, «прикрытый тканью».

Педагог:

— Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Звучит музыка. Дети встают, берутся за руки, идут вокруг стола хороводом (если детки маленькие, то просто кладут ладошки на ткань) и повторяют за педагогом слова:

Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!

Педагог снимает ткань с песочного листа и говорит:

— Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают, мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое.

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Педагог:

— Смотрите, к нам пришел Зайчик. (Зайчик плачет). Что с тобой, Зайчик, случилось? Дети, спросите, почему зайка плачет.

Зайчик:

— Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят!

Педагог:

— Бедный зайчик! Пожалеем зайку: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи…) Не плачь, зайка, наши дети научат тебя играть в песке. Давайте познакомимся с правилами и расскажем зайке, как играть с песком.

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!

Педагог:

— Давайте позовем волшебный песок! Волшебный песочек – приди к нам!

Педагог достаёт баночки с разноцветным песком. Показывает детям и говорит:

— Давайте поздороваемся с песком: «Здравствуй, здравствуй, песок. Здравствуй, здравствуй, дружок. Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»

Педагог насыпает песок в ящик, детки подставляют ладошки под «песочный дождик». Педагог говорит:

— Какой он, песок, потрогайте! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).

— Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? (Песок сухой, рассыпается).

Детям раздают колючие мячики и педагог говорит:

— К нам пришли в гости ёжики. Давайте покатаем их по песку. Посмотрите, они оставляют следы.

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру ОТПЕЧАТКИ РУК. На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке и слегка ее вдавить, прислушаться к своим ощущениям. Можно предложить детям закрыть глазки.

Физминутка.

Дети:

— Раз, два, три – превратились в зайчиков мы.

Воспитатель:

— Скачут зайки на лужайке. Вот такие у них ушки, вот такие лапки. Лиса идет! Спрятались зайки (дети садятся, глазки закрывают ладошками.

Воспитатель оставляет следы на песке и говорит:

— Лисичка ушла, зайки превратились в детей. Подойдите ко мне. Пока мы играли, кто-то наследил на песке, оставил следы. Посмотрите, кто бы это мог? Как вы думаете, может, это великан? Может быть, это кошка пробежала? Нет, если бы кошка, тогда следы были бы такие (показывает пальцами “дорожку следов”).

Детям раздаются фигурки животных (собачка, кошка, лошадка). Каждому ребенку предлагается показать следы животного, которые находится у них.

Педагог:

— А теперь давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея.

— А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.

— Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом — одновременно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

— Поиграем по поверхности песка, как на пианино.

— Какие вы молодцы! Какие красивые линии у вас получаются. А сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. (Педагог показывает, как рисовать улыбающуюся рожицу).

Рефлексия занятия.

Педагог:

— Мы с вами побывали в Волшебной песочной стране. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? (С песком). Какой он бывает? (Сухой, сыпучий). Кто к нам приходил: зайка, лошадка, собачка, киска. Что мы с ними делали? (Находили следы).

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

— Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик! Давайте попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч! Песочек придет к нам на следующее занятие и познакомит нас с песочным человечком!

Автор — методист Наталья А. Логинова.