ребенок в детском саду

Занятие для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) разработала Шмаль Светлана Викторовна, педагог-психолог Лекотека ГБОУ детского сада № 865, г. Москва.

заяц

Занятие для детей с ОВЗ проводится в форме игрового сеанса, на который приглашаются родители. Возраст детей-участников — 4-6 лет. Ключевой персонаж, который приходит в детям в гости, — Зайчик.

Цель:

  • Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей и взрослых, закрепления навыков неконфликтного поведения и расширения позитивного социального опыта.
  • Развивать творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки участников группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
  • Способствовать сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.

Организация: подгрупповое взаимодействие детей и родителей.

Оборудование:

  • игрушка-зайчик,
  • домик,
  • экран мультимедиа с изображением леса,
  • чудесный мешочек,
  • муляжи овощей,
  • корзина,
  • кусочки настоящей моркови в маленьком контейнере,
  • платок для игры в прятки,
  • столы и материалы для аппликации,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозапись «Игровой гимнастики» Е. Железновой,
  • подарки от зайчика детям.

Ход занятия в детском саду НАШ ГОСТЬ — ЗАЙЧИК:

Дети вместе с родителями входят в зал. Они свободно общаются, размещаясь на стульях полукругом. Психолог приветствует всех и сообщает, что сегодня к нам придёт гость, о котором говорится в загадке:

Психолог: — Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто же это? (Дети отвечают.) Правильно! Зайчик.

Психолог предлагает всем посмотреть на экран мультимедиа с изображением леса и стоящим рядом с ним домиком. Звучит тихая музыка. Психолог заходит за домик, возвращается вместе с зайчиком.

Зайчик приветствует присутствующих и сообщает, что его зовут Пушок, живёт он в этом домике и очень хочет познакомиться со всеми:

— Я зайчик Пушок,
Я по лесу прыг да скок.
Я на месте не сижу,
И со всеми я дружу.

Сначала зайчик лапкой здоровается с каждым ребёнком, повторяет его имя и внимательно слушает ответ («Здравствуй, Паша!» «Здравствуй, Пушок!»). Затем переходит к приветствию взрослых: «Здравствуйте, родители». («Здравствуй, Пушок!»)

Проводится игра «Помоги зайчику собрать овощи». 

Для игры понадобятся муляжи овощей: морковь, картофель, огурец, помидор.

Психолог предлагает всем встать в круг и сообщает, что зайчик принёс с собой волшебный мешочек (все его внимательно рассматривают), а что находится в нём – нужно отгадать. Зайчик подходит к каждому ребёнку, и тот на ощупь пытается определить, какой овощ в чудесном мешочке достался именно ему. Остальные участники группы наблюдают, проверяя правильность ответа. Каждый овощ вынимается, всеми внимательно рассматривается и размещается в центре круга на импровизированной грядке.

Психолог: — Как одним общим словом можно назвать морковь, картофель, огурец, помидор? (Дети отвечают.) Правильно, это овощи. Их очень любит наш зайчик. Давайте поможем ему сложить их по одному в корзину! Сделаем это под музыку.

Всем участникам предлагается взяться за руки и идти по кругу под негромкую музыку.

Психолог: — Зайка шёл, шёл, шёл и морковку (картошку, огурчик, помидор) нашёл…

Музыка замолкает. Детям по очереди предлагается найти названный овощ и положить его в корзину. После того, как ребёнок выполнит действие, зайчик благодарит его. Игра повторяется с каждым из детей. Постепенно все овощи оказываются собранными в корзину.

Психолог: — Ребята, а что из этих овощей больше всего любит зайчик? (Дети отвечают.) Правильно! Морковку. А как выглядит морковка?

Дети: — Она оранжевая, гладкая, твёрдая.

Морковка вынимается из корзины и внимательно рассматривается, ощупывается.

Зайчик: — А вы знаете, какая она на вкус?

Дети: — Сладкая и сочная.

Зайчик угощает детей небольшими кусочками морковки и сообщает, что она ещё очень полезная. Психолог обобщает ответы детей.

Психолог: — Вот какой замечательный овощ – морковка: оранжевая, гладкая, твёрдая, сладкая, сочная, полезная. Не зря зайчик так её любит. Вы молодцы, ребята, отвечали правильно. Зайчик очень доволен и предлагает вместе поиграть.

Проводится игра «Прятки». 

Все участники группы садятся на стульчики, расположенные кругом. Прятаться будет тот, кому зайчик даст в руки морковку. Психолог накрывает этого ребёнка платком и говорит:

— Вы ребята не зевайте, поскорее отгадайте:
Раз.., два.., три…
Кто там спрятался внутри?

Все участники группы хором называют имя спрятавшегося ребёнка.

Психолог: — Сейчас проверим. Егор, покажись, пожалуйста, нам!

Ребёнок с помощью зайчика снимает платок, возвращает ему зайчику. Игра повторяется со всеми детьми группы по очереди.

Психолог благодарит зайчика за необычную и интересную игру, предлагает детям тоже сделать нашему гостю подарок на память: красивые морковки-аппликации.

Дети делают аппликацию «Морковки». 

Все участники группы садятся за столы, где приготовлены подносы с необходимыми материалами (клей-карандаш, заготовки оранжевых морковок и зелёной ботвы из бумаги, листы голубого цвета формата А4 для фона, салфетки, простые карандаши). Каждый старается для зайчика сделать самую красивую морковку. В процессе выполнения аппликации зайчик подходит к каждому ребёнку, подбадривает его. Родители тоже участвуют в работе (рисуют простым карандашом чёрточки на морковках, чтобы те выглядели как настоящие, при необходимости оказывают помощь детям).

По завершении аппликации дети встают, задвигают за собой стульчики и вручают зайчику свои работы. Зайчик внимательно рассматривает каждую, аккуратно кладёт в чудесный мешочек, благодарит.

Зайчик: — Спасибо, ребята, теперь эти замечательные морковки будут радовать меня всю зиму. Я и своим лесным друзьям их покажу. Мне так понравились ваши подарки — аппликации, что хочется вместе с вами петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Вставайте, пожалуйста, в круг.

Совместная музыкальная деятельность в кругу.

Зайчик с помощью психолога раздаёт участникам группы музыкальные инструменты, называя их: барабан, трещотки, колокольчик, колотушки, бубен. Дети повторяют.

Зайчик: — Я буду сейчас петь свою любимую песенку, а вы, пожалуйста, мне подыгрывайте!

Музыкальный руководитель аккомпанирует на пианино.

Зайчик:

— Я маленький зайчишка, на месте не сижу,
С ребятами танцую и песенку пою.

Участники группы все вместе играют на музыкальных инструментах. Зайчик танцует.

Психолог: — Давайте сейчас сыграем громко. (Аккомпанемент звучит громче.) А теперь сыграем тихо. (Аккомпанемент звучит тише.) Ребята, давайте поменяемся друг с другом инструментами. А теперь отложим наши музыкальные инструменты и сами споём песенку для зайчика.

Песенка «Зайчик»

Мы играли и гуляли,
Мы зайчишку повстречали,
Зайка, зайка, мы друзья.
Дай погладим мы тебя.

Участники группы сопровождают слова песенки действиями (гладят зайчика, ему от этого очень приятно). Песенка продолжается:

Мы гуляли далеко, мы гуляли близко,
Мы летали высоко, мы летали низко.

Участники группы вместе с зайчиком сопровождают слова действиями (расширяют и сужают хоровод, поднимают руки вверх и опускают вниз).

Зайчик благодарит всех за совместное пение и игру на музыкальных инструментах, вспоминает, что ему пора возвращаться домой. Психолог предлагает детям его проводить.

Проводится динамическое упражнение «Тропинка» под аудио сопровождение.

Участники группы, рассматривая экран мультимедиа с изображением леса, выполняют действия в соответствии с речевой инструкцией (идут на месте медленно и быстро, останавливаются, приседают, поворачиваются в стороны). Обращаясь к зайчику, они говорят вслед за психологом:

До свиданья, до свиданья,
Приходи ты к нам опять.
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть.

Зайчик прощается с участниками группы, машет лапкой и уходит к себе. Психолог отводит его в домик, помогая нести корзину с овощами и чудесный мешочек. Проводив гостя, он возвращается с подарками от него (маленькими пакетиками — «морковками» с леденцами внутри).

Психолог (обращается к детям): — Кто приходил сегодня к нам в гости? Как его звали? Понравилось ли вам с ним играть?

Подводя итог встречи, психолог благодарит всех участников и вручает каждому ребёнку подарок от зайчика.

Родителям в качестве домашнего задания предлагается подобрать загадки об овощах и вместе с детьми выучить одну из них.