ребенок в детском саду

1 апреля – Международный День Птиц, который отмечается и в детском саду. Занятия в детском саду накануне Дня Птиц посвящены в основном перелетным и зимующим птицам. Нам хочется познакомить детей с отдельным видом «пернатых» — с пингвинами.

Занятия, проводимые на День Птиц в детском саду, состоят из трех блоков: познавательного, образовательно-воспитательного и творческого.

  1. Познавательный блок включает в себя тематическое развивающее занятие о пингвинах.
  2. Образовательно-воспитательный блок знакомит детей с рассказами Г.Снегирева «Про пингвинов».
  3. Творческий блок посвящен выполнению поделок по теме.

Задачи занятия в детском саду «Ребятам о пингвинятах»:

  1. Познакомить детей с разновидностями пингвинов, средой обитания, образом жизни.
  2. На примере рассказов Г.Снегирева «Про пингвинов» закрепить знания о жизни пингвинов.
  3. Развивать критическое мышление, учить задавать вопросы и отвечать на них. Учить делать выводы.
  4. Развивать умения в составлении связного рассказа на основе полученной информации.
  5. Расширить и уточнить знания детей о пингвинах (внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания).
  6. Совершенствовать умение детей вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали, добиваясь целостности композиции.
  7. Развивать любознательность, мышление, общую и мелкую моторику.
  8. Воспитывать интерес к природе.

Приготовления к проведению недельки «Ребятам о пингвинятах»:

  • видеофильм «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья зверята»,
  • шаблоны и заготовки для поделок,
  • песни, стихи о пингвинах,
  • просмотр мультфильма «Лоло» (или другого про пингвинов),
  • книга Л.Почивалова «Антарктида – страна чудес»,
  • книга рассказов Г. Снегирёва «Про пингвинов»,
  • выставка рисунков «Ребятки о пингвинятках».

1. Познавательный блок занятия в детском саду «Ребятам о пингвинятах»

На занятиях педагог знакомит детей с жизнью пингвинов, их разновидностями.

В группу в маске пингвина входит ребёнок.

Ведущий:

— Ребята, посмотрите, кто это? Пингвин? Что же ты делаешь в нашей группе? Как тебя зовут?

Пингви:

— Здравствуйте, ребята. Я не знаю, кто я. Медведь говорит, что я – птица, заяц говорит, что я – зверь, а синица сказала, что я – рыба. Я заблудился.

Ведущий:

— Как тебя зовут?

Пингви:

— Меня зовут Пингви и у меня есть много братьев и сестёр. Помогите мне, ребята.

Ведущий:

— Поможем Пингви? Конечно. Сначала давайте разбёрёмся, кто это! Птица, рыба или зверь?

1 чтец:

— Ты недавно из яйца,
И похож ты на птенца.
Ты не гусь и не павлин.
Посмотри же, ты – пингвин.

Все дети кричат:

— Пингвин, пингвин, конечно, пингвин!

Ведущий зачитывает стихотворение А. Усачева «Пингвины»:

— Дружный народ в Антарктиде Пингвины,
Во всем коллективны они и едины:
Строем Пингвины идут на обед,
Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»

Все как один дружно прыгают в воду,
Только услышат команду «На старт!»
Все как один дружно делают ходу,
Если подкрался морской леопард.

Вместе они веселятся и злятся.https://deti-club.ru/wp-admin/post.php?post=30511&action=edit
Вместе садятся высиживать яйца,
Вмести ругают своих пингвинят,
Хвалят друг друга или бранят.

Все, как один, носят черные фраки,
Все, как один, удирают из драки.
В драку бросаются все, как один.
Если увидят, что ты не пингвин.

Все, как один, ничего не читают.
Все, как один, никогда не летают.
Все, как один, проживают средь льдин.
Все, как один, носят имя – Пингвин.

Пингви:

— Я — пингвин? А откуда вы знаете?

Ведущий:

— Наши ребята очень много знают про пингвинов. Они сейчас тебе расскажут. Ребята, а какие еще животные откладывают яйца? (Птицы, черепахи, змеи, ящерицы и крокодилы.)

Ведущий:

— А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.

Вывешивается плакат с изображением птицы.

— У всех птиц есть голова, глаза, клюв, туловище, покрытое перьями. Есть крылья. Есть две ноги и хвост. И мы знаем, что птицы откладывают яйца.

Пингви:

— У меня тоже есть голова, глаза, клюв, перья, крылья, две ноги и хвост. И я вылупился из яйца. Значит, я – птица? И я смогу улететь к своим братьям и сестрам…

Ведущий:

— Подожди, подожди, Пингви. Не торопись. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы отгадываете: правда это или неправда. Если правда – то хлопаете в ладоши, если неправда – топаете ногами.

  1. Все птицы имеют крылья. (Да.)
  2. Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. (Да.)
  3. У бабочки есть крылья, значит, бабочка – птица. (Нет.) Почему? (Бабочка — насекомое, у нее нет клюва, хвоста, перьев.)
  4. Все птицы умеют летать. (Да)
  5. Страус, индюк, курица — птицы, значит, они умеют летать. (Нет.)

Ведущий:

— Это значит, Пингви, что не все, у кого есть крылья, являются птицами. И не все птицы, имеющие крылья, могут летать.

Ребёнок:

— Пингви, ты — птица, но летать ты не умеешь. (Пингви хнычет.) Зато ты умеешь плавать!

2 чтец:

— В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Пингви – это ты пингвин!

Ведущий:

— Ребята, давайте повторим, что мы знаем о пингвинах? (У пингвинов есть крылья, но пингвины не летают. Зато хорошо ныряют, умеют плавать, живут в Антарктиде.)

Ведущий проводит физкультминутку:

— На одной ноге постой-ка (стоит на одной ноге),
Будто бы пингвинчик стойкий (стоит на двух ногах).
А теперь ты проходи (ходит вокруг себя),
Да смотри не упади!
Крылья кверху поднимай (поднимает руки верх),
А затем опускай (опускают руки вниз).
Покачай головой (делает наклоны головой вперед-назад).
Ты пингвинчик удалой (хлопает в ладоши).

Пингви:

— Что же теперь делать?

Ведущий:

— Ребята, давайте отвезем Пингви к его братьям и сестрам на корабле. А во время путешествия познакомимся с жизнью пингвинов и расскажем Пингви о его родственниках. А отправимся мы в Антарктиду – родину Пингви. Смотри, Пигви. (Показывает на глобусе Антарктиду.)

3 чтец:

— Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном,
Ледяным лежишь пятном.

Детям показывают видеофрагмент фильма «Антарктида».

Ведущий:

— Итак, отправляемся. Плыть будем по Тихому океану (звучит шум океана). Но, чтобы нас пропустили на корабль, надо выполнить задание. У нас в конверте картинки разных животных. Разложите их правильно. К солнышку отнесите картинки, на которых изображены животные жарких стран, а к снежинке – животных холодных стран. Чтобы корабль отправился в путь, надо сказать волшебные слова:

Ветер, ветер-ветерок,
Натяни парусок!
Ты корабль наш гони —
До холодной страны!

Ведущий рассказывает детям про пингвинов:

— Самое большое скопление пингвинов находится в Антарктике и на прилегающих к ней островах. В основном пингвины живут большими колониями. Пингвины очень любопытны, на суше почти бесстрашны, от природы не испытывают страха перед людьми. Пингвины – это семейство нелетающих морских птиц. В семействе 18 видов. Самый большой из всех видов — императорский пингвин. Его рост достигает 120 сантиметров, а вес — 50 килограмм.

Ребенок зачитывает стихотворение Ю.Юркого:

— Как во фраке господин,
Императорский пингвин.
На двух ногах, как человек,
На задних лапках топчет снег.
Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.

Ведущий продолжает свой рассказ:

— Гнездятся императорские пингвины по берегам Антарктиды на льду. В отличие от всех других пингвинов у императорского гнездовые дела приходятся на самое суровое время года — на антарктическую зиму. Яйца у императорских пингвинов крупные: 12 сантиметров в длину, 8-9 см в ширину и весом около 500 грамм. Появление яйца самец и самка встречают громкими «ликующими» криками.

— Некоторое время яйцо держит на лапах самка, прикрыв его особой складкой кожи на нижней стороне брюха. Через несколько часов оно передается самцу, который также держит его на лапах. Большинство самцов ревностно оберегают яйцо, очень мало движутся, нередко собираются в плотные кучи. И все это время голодают, временами они «едят» только снег.

— Жизнь гнездовой колонии протекает негладко. Полярная ночь, страшные холода, ураганной силы ветер заставляют иной раз птиц сбиваться в плотные кучи.

Ребенок читает стихотворение:

— У мамы у пингвинихи,
У папы у пингвина
Ребёнок появился
Забавный и смешной.
А так как все пингвины
Всю жизнь живут на льдине,
То домик пингвинёнка
Тоже ледяной.
Он с детства закаляется
В морской воде купается,
И пусть вода холодная
Ребёнок очень рад.
Он не боится стужи,
С детьми другими дружит
И вместе с ними ходит
В пингвиний детский сад.

Ведущий:

-У пингвинов-императоров, также как у людей, есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих малышей, пока уходят добывать пищу. Воспитательницы следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может подхватить свирепая птица, поморник. Няньки строго выполняют наказ родителей. Под их наблюдением сотни пингвинят и редко кто из них пропадает. Если кто-то приближается к такому детскому саду, няньки беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями-ластами и торопливо уводят своих воспитанников подальше.

— Пингвины очень хорошие пловцы и отменные ныряльщики. Императорские пингвины способны задерживаться под водой на 18 минут и нырять на глубину более полукилометра. В воде пингвины могут развивает скорость до 40 километров в час. Могут голодать до 9 недель во время высиживания яйца и выносить холод до -60С. Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими? Не знаете? Сейчас мы проведём опыт. Возьмите перья (перья лежат на столе). Они смазаны жиром. Опустите перья в таз с водой. Что происходит? Вода стекает с перьев и перья остаются сухим.

Пингви:

— Поэтому пингвины не мёрзнут и остаются сухими?

Ведущий:

— Совершенно верно. Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие, они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде. Пингвины в суровом климате ныряют в воду, плавают и не мёрзнут. При выходе из воды пингвины могут в прыжке преодолеть высоту береговой линии до 1,80 метра. Из-за их относительно коротких ног на суше пингвины передвигаются, переваливаясь с боку на бок.

— На суше пингвины развивают скорость 3-6 километра в час. На льду пингвины также могут быстро передвигаться — съезжают с гор, лёжа на животе.

— Предки пингвинов жили в умеренном климате — когда Антарктида ещё не была сплошным куском льда. Климат на планете менялся. Материки дрейфовали, Антарктида сместилась на Южный полюс и покрылась вечным льдом. Животные оттуда ушли или вымерли, а пингвины, приспособившись к холоду, остались.

Ведущий смотрит в подзорную трубу:

— Вот перед нами показались берега Антарктиды. Вы, наверное, устали и поэтому все встали.

Ведущий проводит физкультминутку:

— Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно —
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на стулья побежали.

Ведущий:

— Вот мы и приплыли, Пингви. Посмотри, сколько здесь много твоих родственников (показ картины или видеокадра). Пингви, теперь ты много знаешь о пингвинах, как и наши ребята.

Пингви:

— Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что я пингвин, ем рыбу, я не умею летать, но я хорошо ныряю и плаваю, и очень рад встретиться со своими братьями и сестрами….

Пингви прощается с ребятами.

Ведущий:

-А нам пора возвращаться. Говорим волшебные слова:

Ветер, ветер-ветерок,
Натяни парусок!
Ты корабль наш гони —
До детсадовской страны!

Звучит песня «Пингвины:

Антарктиде льдины землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга,
Здесь одни пингвины прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.
Ревниво охраняя свои снега.

Как-то раз пингвины в полном сборе
К морю на рыбалку побрели гурьбой,
Странную картину видят в море:
Огромный чёрный айсберг дымит трубой!
Огромный чёрный айсберг дымит трубой!

Струсили пингвины — что же будет?
И откуда ветер к ним пригнал гостей?
Видят, как на льдину сходят люди,
Впервые повстречали они людей.
Впервые повстречали они людей.

Люди их спугнули песней звонкой,
Тишины нарушив многолетний плен,
Небо затянули сетью тонкой,
Развесив паутину своих антенн.
Развесив паутину своих антенн.

Но теперь в пингвинах нету страха,
Радио послушать и они хотят,
И шеренгой чинно в чёрных фраках
Часами у посёлка они стоят.
Часами у посёлка они стоят.

Ходят строем длинным, выгнув спины,
Заняты гимнастикою по утрам.
А потом пингвины чистят льдину,
Танцуя вальс старинный по вечерам.
Танцуя вальс старинный по вечерам.

Всё на свете знает эта стая,
Ширятся их знания и кругозор,
Джаз пингвины знают, Баха знают,
Стихи пингвины знают и знают спорт.
Стихи пингвины знают и знают спорт.

И с людьми пингвины ходят рядом,
Слушают усердно каждый день эфир.
И теперь пингвины людям рады,
Ведь люди для пингвинов открыли мир!
Ведь люди для пингвинов открыли мир!
Ведь люди для пингвинов открыли мир

Если позволяет время, можно сделать простую поделку. Подведение итогов. Рефлексия.

2. Знакомство с рассказами Г. Снегирёва «Про пингвинов»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

— Не гнездится, не летает,
В Антарктиде обитает
Средь заснеженных равнин
Мореплаватель (пингвин).

— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказами Г. Снегирёва «Про пингвинов» и заполним такую схему, в которой написаны слова: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

К концу занятия в детском саду схема заполняется, при подведении итогов — анализируется.

Воспитатель предлагает детям закрепить пройденный материал:

Пингвины дружно прыгают в воду,
Пингвины никогда не летают,
Пингвины в море страха не знают,
Пингвины — в море быстро плывут,
Пингвины — стаей дружно живут.
Пингвины фраки черные носят,
Пингвины лучшей жизни не просят,
Пингвины любят снежные льдины.

Воспитатель:

— Сегодня мы хотим узнать, какие бывают пингвины. Есть ли у них враги? Кто воспитывает малышей?

В конце занятия в детском саду воспитатель подводит итог, что ребята узнали нового.

Рассказ «Пингвиний пляж». Текст читает воспитатель. По ходу чтения задаются вопросы и объясняются незнакомые слова.

  1. Почему это место назвали пляжем?
  2. Какие вещи увидели пингвины? Как вели себя пингвины. Почему?
  3. Как вы думаете, какое название можно дать второй части рассказа: Удивительные вещи, Удивительные гости или Удивительная встреча?
  4. Объяснение, что такое фанера. Фанера — листовой строительный материал, который обычно состоит из плотно склеенных по толщине нескольких тонких слоев древесины. Почему автор не убирал лист фанеры?
  5. Что можно сказать об авторе?
  6. Придумайте название к третьей части? Например, Танцы на фанере.
  7. Какое настроение создал рассказ?
  8. Какие пингвины в рассказе?
  9. Объяснение слов примус и умывальник. Примус — прибор для приготволения пищи и нагревания. Почему звуки примуса и умывальника привлекли внимание пингвинов?

Рефлексия. Составление синквейна. Синквейн – это метод развития речи и мышления дошкольника, строящийся по определенным правилам.

— О чем читали ? О пингвинах.
— Какие пингвины? Добрые, любопытные.
— Что делали пингвины? Танцевали, ходили, слушали.
— Как пингвины слушали? Пингвины молча стояли, голову склонив набок, и слушали.
— Где живут пингвины? В Антарктиде.

Итог занятия в детском саду «Ребятам о пингвинятах»

Ведущий проводит с детьми беседу, что нового они у знали о пингвинах.

Такую же работу можно провести над рассказом «Хитрый поморник». Рассказать о поморниках и врагах пингвинов.

Поморники — это птицы-хищники, они живут в тундре и могут быть совсем не связанными с водоемами. Нападают на пингвинов. В большую часть года они поодиночке и стаями странствуют по морям океаническим, побережьям всего мира, поедая без особого разбора все, что попадается— от рачков, моллюсков, червей и рыбы. Нередко поморники промышляют грабежом, преследуя чаек, крачек и других птиц и заставляя их бросить добычу. Охотно едят ягоды, а также и отбросы.

Поморники зачастую разоряют птичьи гнезда, а в наиболее голодные годы могут съесть и собственную кладку. За эту несимпатичную привычку ненцы называют всех поморников «поедающими яйца», хотя каждому из них дали свое видовое название.

Враги пингвинов – Морские леопарды, морские котики, новозеландские морские львы, касатки и акулы охотятся на пингвинов в море.

Автор — методист Наталья Логинова