ребенок в детском саду

Детский сад и ребенокАдаптация к детскому саду — очень серьезный вопрос, который волнует многих родителей. И это вполне обосновано. Многие дети становятся в период адаптации замкнутыми, тревожными, плаксивыми. Это естественное выражение чувств, связанное с потребностью чувствовать себя защищенным и в безопасности.

Детский сад меняет всех членов семьи. Адаптацию проходит не только ребенок, но и близкие ему взрослые.

Что же это такое, адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Чтобы подготовиться к данному периоду и легче его перенести желательно заранее почитать специальные подготовительные статьи — хорошей информационной помощью для родителей может служить специальное Пособие «От младенчества до школы».

У всех детей адаптация проходит по-своему. Она может длиться от месяца до полугода и более. В зависимости от длительности привыкания ребенка к детскому саду говорят о четырех видах адаптации:

  • Легкая адаптация проходит безболезненно для малыша и незаметно для окружающих. Ребенок в течение месяца вливается в новый коллектив, не капризничает, не плачет по утрам перед детским садом. Такие дети, как правило, если и болеют, то очень редко.
  • Адаптация средней тяжести проявляется тогда, когда ребенок переживает из-за похода в детский сад, но не сильно, может иногда «всплакнуть», но до истерик дело не доходит. Привыкание в этом случае длится от двух до трех месяцев. Ребенок может в этот период болеть;
  • Тяжелая адаптация — может длиться месяцами. У ребенка в этот период могут наблюдаться изменения в поведении: нарушается сон, ухудшается аппетит, вплоть до полного отказа от еды, резкие перепады настроения, частые капризы и срывы. Такие дети стараются изолироваться от коллектива, ни с кем не общаться.
  • Очень тяжелая адаптация длится около полугода и более.

Психологическая подготовка

Детский сад и ребенокНачинать готовить малыша к детскому саду стоит за месяц, а можно даже и раньше: рассказать про детский сад, кто туда ходит, чем занимаются дошколята. Место ваших привычных прогулок можно перенести поближе к детскому саду, дайте ребенку освоиться, привыкнуть к территории, сделайте так, чтобы он был заинтересован.

Но не переусердствуйте: ведь стоит заострить внимание на детском саду, поставить его в центр прогулок, вашего общения с ребенком, и могут появиться страх и неуверенность в собственных силах.
До того, как ребенок пойдет в детский сад, приучайте его к совместным играм: зовите к себе друзей и сами отправляйтесь в гости, гуляйте дольше на детской площадке. При возможности постарайтесь отлучаться от ребенка на некоторое время, чтобы он готовился к детскому саду, где мама не сможет присутствовать ежесекундно.

Заранее подготовьте малыша к детсадовскому режиму – обычно родители приводят детей к 8 утра в детский сад, тихий час длится с 13 до 15 дня, а вечером забирают домой около 18-00. Старайтесь поддерживать этот режим и в выходные.

В первую неделю стоит малыша оставлять в детском саду на непродолжительное время, до тихого часа. На второй неделе, если малыш ведет себя спокойно, можно забирать его уже после полдника. Даже иногда на пользу пойдут «разгрузочные дни» — 1-2 дня в будни проведите с ребенком дома. Но только в первое время!

Отдельно стоит остановиться на прощании с малышом. Обычно ребенку сложно расстаться с мамой, он боится ее отпустить, может громко кричать и плакать, устроить истерику. Не введитесь на это – уходить нужно быстро и легко. Конечно, ваши беспокойства по поводу пребывания малыша в детском саду понятны, но излишнее внимание в момент прощания, чувство сострадания на лице – и малыш поймет, что-то здесь не так, есть повод для тревоги. Просто поцелуйте малыша и помашите ему рукой.

Быстрее справиться с периодом адаптации помогут некоторые советы:

  1. Наиболее благоприятный возраст для знакомства малыша с детским садом – от 3 до 5 лет, хотя есть и ясельки, предназначенные для совсем маленьких дошколят.
  2. Не делайте перерывы в посещении детского сада. Пропустите неделю без уважительной причины и малыш поймет – в детский сад можно не ходить.
  3. Расскажите ребенку о детском саде: что это такое, зачем туда ходят, кто ходит, чем занимаются.
  4. Познакомьте с режимом детского сада, старайтесь наполнить рассказ подробностями. Чем больше деталей, тем более уверенно себя будет чувствовать ребенок. Когда дети знают, что за чем должно произойти, в какой последовательности, они настраиваются на определенный режим.
  5. Обсудите с ребенком возможные трудности, с которыми он может столкнуться в первое время. Можете описать конкретную ситуацию. Например: «Если ты захочешь пить, то подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», или «Дайте, пожалуйста, воды».
  6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, можно отрепетировать это заранее на детской площадке. Это своеобразная ролевая игра, которая, наверняка, придется по душе ребенку.
  7. Приготовьте с ребенком «коробку радости» с любимыми игрушками, красивыми бумажными салфетками или лоскутками ткани, приятной на ощупь. С такой игрушкой ребенку будет веселее и проще идти в детский сад и завязать отношения с другими дошколятами.
  8. Старайтесь расспрашивать ребенка о других детишках в группе. Ведь чем быстрее он наладит отношения с ребятами, тем быстрее пройдет процесс адаптации. Поинтересуйтесь вечером, как дела у Гены, Маши и т.д. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  9. Если ребенку не нравится воспитатель, но настаивайте на том, чтобы он изменил отношение. У детей хорошо развито чувство интуиции. Постарайтесь перевести малыша в другую группу.
  10. Поинтересуйтесь у воспитателя, что он думает про вашего ребенка, на что стоит обратить внимание, какие рекомендации он даст по воспитанию.
  11. Никогда в присутствии ребенка не выражайте критику в адрес детского сада. Это может вызвать испуг.
  12. Поддерживайте малыша, проявляйте свою любовь, чаще говорите ласковые слова. Например: «Ты молодчина, у тебя хорошо получается. Вначале нужно привыкнуть к новому, а потом становится очень интересно».
  13. Разработайте вместе с ребенком схему прощания. Возможно, это будут какие-то знаки, какой-то ритуал, благодаря которому малыш не будет бояться вас отпускать.
  14. После детского сада проводите максимальное количество времени с ребенком – погуляйте, расспросите о том, как прошел день.
  15. Каким бы ни был хорошим детский сад, семья все равно главное, и ничто ее не заменит.

Подготовлено по материалам Пособия «От младенчества до школы».