ребенок в детском саду

Валерий Руденко

Руденко Валерий Михайлович — кандидат технических наук, заслуженный изобретатель, подаривший нам много интересных и увлекательных головоломок для всех возрастов. Его игры активно внедряются в дошкольное образование, ведь головоломки — это не просто тренажер для интеллекта и смекалки, но и отличный стимулятор для принятия самостоятельных решений, развития логики и внимания. 

Основной принцип головоломок — манипуляция различными блоками, размещение их в нужные ячейки, что необходимо для решения поставленной задачи.

Каждая головоломка В.М. Руденко имеет несколько уровней сложности, соответственно — несколько задач и путей их решения. Именно поэтому игра может быть интересна как пятилетнему ребенку и входить в его дошкольное образование, так и семидесятилетнему дедушке.

В комплект каждой игры входит подробная инструкция с алгоритмом решения. Однако, как правило, «подглядывают» в инструкцию больше взрослые, чем дети.

Валерий Руденко

Примеры игр В.М. Руденко

Игра ДОЗАТОР

дозатор Руденко

В дозаторе находится песок. Цель игры: отмерить необходимое количество песка, пересыпая его из одного сосуда в другой. Прообраз игры — классическая задача Пуассона: из сосуда объемом 12 пинт необходимо отлить 6 пинт. При этом в распоряжении есть лишь сосуды объемом 8 и 5 пинт.

Игра ДОЗАТОР включает в себя 6 логических задач.

Игра КЛИПСЫ

клипсы Руденко

Игра представляет собой горизонтальный держатель с 7 клипсами разного размера, вложенных друг в друга. В держателе 3 сектора.

Цель игры — переместить все клипсы в другой сектор. При этом клипсы следует располагать только в порядке возрастания размера. То есть внутри оказывается самая маленькая клипса, снаружи — самая большая.

Игра ДИСК

диск Руденко

Диск разделен на три сектора с цветными кружочками. В одном из секторов находятся разноцветные фишки.

Цель игры – выстроить радугу из фишек в любом секторе, при этом перемещать фишки можно только по одной и останавливаться они могут только на кружочках своего цвета.

Видео про то, как следует играть в ДИСК:

Интервью с В.М. Руденко

— С какого возраста могут дети играть в Ваши игры?

В.М. Руденко: — На упаковке всех Игр указывается, что Игры доступны детям с 5 лет. Хотя уровень развития детей разный и нельзя однозначно указать возрастную границу. Моцарт, например, уже в пять (!) лет написал симфонию.

— Вписываются ли игры в современное дошкольное образование, в концепцию стандартной программы? Есть ли опыт использования игр в детских садах?

В.М. Руденко: — Я не знаком с этой программой. Мои Игры только недавно появились – поэтому массового использования в детсадах пока нет.

— Каким образом происходит «рождение» интеллектуальных головоломок для детей?

В.М. Руденко: — Почему я занялся изобретением Игр-головоломок ? Ну во-первых, погружение в царство смекалки – это чертовски интересно. Во-вторых, это весьма полезно, так как эти хитроумные устройства требуют для своего создания развитого пространственного воображения и знания механики, математики и компьютерной 3D графики. Да, еще и дизайна, так как, если Игра получится некрасивая – она не будет “работать”. Так же, как некрасивый самолет не полетит и некрасивый корабль потонет.

— Многие ваши игры имеют также аналог в компьютерном варианте. Эффект от прохождения головоломки «на руках» и в компьютере одинаков?

В.М. Руденко: — Конструирование головоломки посредством трехмерного компьютерного моделирования дает возможность тщательно отработать все узлы ее виртуального прототипа. Сделанная анимация рабочего режима Игры симулирует манипуляции геймера, что позволяет тщательно выверить сопряжение подвижных частей. Таким образом рожденный в мозгу замысловатый механизм сначала превращается в компьютерную действующую модель, затем в чертежи, по которым уже делается физическая модель: механическая головоломка-манипулятор. Результат – все Игры существуют и в компьютерном варианте (для смартфонов), и в физическом.

— Проходят ли Ваши изобретения апробацию у детей? Например, когда Петр и Анна Ганзены переводили сказки Андерсена, они читали их своим детям, и в зависимости от реакции детей меняли перевод. Есть ли у вас что-то подобное?

В.М. Руденко: — Конечно, если подворачивается случай, я даю детям играть и наблюдаю за их реакцией и эмоциями. Помню, я в Нью-Йорке проходил мимо воскресной школы. Там как раз была перемена. Я зашел во двор и дал детям свою Игру “ДИСК Руденко” поиграть. Так они сразу устроили соревнование, кто быстрее решит головоломку. Так увлеклись, что не услышали звонка на урок и преподавателю пришлось буквально загонять их в школу. На различных выставках, на которых я присутствую – В Манеже, Гостином дворе или в Московском Городском Дворце Детского (Юношеского) Tворчества, я наблюдаю большой интерес детей к моим Играм.

— Помимо интеллектуальных головоломок, у вас очень много изобретений. Расскажите, пожалуйста, про те, которые так или иначе касаются детей.

В.М. Руденко: — Я изобрел изрядное количество Устройств, которые могли быть полезными и детям и взрослым. С некоторыми из них можно познакомиться на моих страничках deviser.narod.ru и www.facebook.com/ValRud.  Моей (пока что не осуществленной) мечтой является создание Инновационного Центра, который реализовывал бы мои изобретения, а также инновации других талантливых людей России.

— Довольно часто дети оказываются намного «изобретательнее», «интеллектуальнее» взрослых. Те головоломки, с решением которых с трудом справляется взрослый, дети решают в два счета. Вам приходилось с этим сталкиваться? С чем это, как Вы считаете, может быть связано?

В.М. Руденко: — У детей пытливый ум и они любопытны. И потом для них очень важно самоутвердиться и показать окружающим, на что они способны.

— Проводятся ли тренинги для родителей и работников дошкольных учреждений по введению ваших изобретений в дошкольное образование, в программу обучения дошкольников?

В.М. Руденко: — Полгода назад я предложил дирекции Московском Городском Дворце Детского (Юношеского) Tворчества создать студию Юных Изобретателей, однако ответа не последовало (см. текст письма — приложение 1).

— Какая изобретенная игра Вами наиболее любимая?

В.М. Руденко: — Они все плоды моего интеллекта, и я их не разделяю по степени привязанности.

— Что бы Вы хотели пожелать современным родителям? Каким должно быть дошкольное образование, чтобы ребенок вырос гармонично развитый?

В.М. Руденко: — С чего начинается самостоятельная сознательная жизнь человека? С игрушек и игр! Маленький человек с их помощью развивает свое мышление и воображение. Причем Игры, в которые он играет, оказывают гораздо большее влияние на развитие личности, нежели игрушки. Игры — это один из инструментов, способствующих развитию неординарного самостоятельного мышления, если хотите — интеллекта. Они развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, координацию сенсорного и моторного центров мозга и моторику рук.

— Игры-Головоломки являются эффективным средством для развития и тренировки как ментальной, так и тактильной (телесной) памяти. По официальным данным японских врачей, регулярное решение Головоломок интенсифицирует умственное развитие молодежи, а для пожилых людей отсрочивает деградацию мозга и минимизирует вероятность склероза на 15 лет. Так что – Играйте на здоровье!

— В английском языке есть хороший девиз-пожелание “Happy Puzzling“, что в переводе на русский язык может означать что-то вроде “Счастливого Головоломания“.

— Так что всем (и взрослым и детям) я желаю “Счастливого Головоломания“!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приводим полный текст письма в Московский Городской Дворец Детского Творчества. Возможно, среди наших читателей найдутся неравнодушные люди, которые смогут поддержать идею открытия Студии Юных Изобретателей.

ДИРЕКТОРУ
Московского Городского Дворца Детского Творчества
ШАШКОВУ А.А.
Копия: КИРЕЕВУ А.Н.

ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СТУДИЯ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Сейчас в стране немало людей с деньгами. У многих из них есть желание помочь обществу. Но часто не хватает фантазии.

В большинстве случаев благотворительность ограничивается либо разовыми подачками (на ремонт, на операцию, на закупку книг), либо вбухиванием денег во что-то «православное».

Как мог бы действовать неравнодушный предприниматель (или просто человек с деньгами), чтобы оказать максимальную пользу обществу? Чтобы сделать свой вклад в будущее нашей страны и цивилизации в целом. В этих условиях наиболее ценная целевая благотворительность — адресная, постоянная. ЦЕЛЬ — ПОДРОСТКИ.

Предлагаю под эгидой Дома Творчества на Воробьевых горах создать СТУДИЮ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ.

Я готов обучать детей компьютерной графике, физическому и компьютерному 3D-моделированию, основам изобретательской деятельности. Нужен состоятельный спонсор в попечительский кабинет для оборудывания СТУДИИ компьютерами, 3D принтерами и создания небольшой мастерской для макетирования.

Вот как можно реально помогать детям и подросткам:

  1. Организовать конкурсы изобретательности. Например «проект тяжелого марсианского корабля», «проект города будущего», «проект лунной базы», «проект Приливной Энергостанции» и прочее. В конкурсы вовлекать разные возрастные группы. Через интернет подключать к участию в конкурсе всех российских (и не только) детей. Призы — например, небольшие денежные премии, телескопы, компьютеры, обучающие наборы-конструкторы.
  2. Из такой одаренной детворы — отбирать наиболее способных и в дальнейшем поддерживать. Например — оплатить для курсов программирования. То есть посодействовать получению востребованной специальности. Таким образом подарить удочку, а не рыбу. Желательно приглядывать за ними — например, иногда общаться по скайпу, чтобы отслеживать их успехи.
  3. Талантливых детей из малоимущих семей можно поддерживать небольшими денежными «стипендиями».

Помочь талантливым подросткам реализовать себя.

Известна сентенция «Талантам надо помогать, бездари – пробьются сами».

Адресная помощь такому важному контингенту будет очень важна. Во-первых она простимулирует интерес детей к науке, искусству, поспособствует получению ими специальности. Во-вторых позволит сплотить их, показать что они не одни, что они нужны обществу. А в будущем можно заложить основу для неформальной сети интеллектуалов.
Также предлагаю:

  • Создать в Доме Творчества Зал Эвристических Аттракционов. Для этого необходимо изготовить масштабированные образцы Игр В.РУДЕНКО и установит их на телескопических штативах (ножках).
  • В Зале Эвристических Аттракционов Валерий РУДЕНКО будет периодически проводить мастер-классы для развития моторного и сенсорного центров головного мозга ребят.
  • При Зале Эвристических Аттракционов будет функционировать Кабинет по тестированию IQ детей и по определению их потенциальной профориентации (гуманитарии или технари) с выдачей рекомендаций родителям.

РУДЕНКО Валерий Михайлович.

Интервью провела Даниленко Мария.