ребенок в детском саду

Бенджамин Спок

Дошкольное образование по Бенджамину Споку – демократичное, гуманитарное и доверительное. Выпущенная в 1946 году в США книга детского педиатра «Ребенок и уход за ним» произвела фурор среди американских родителей. И как это ни странно, по прошествии полувека дошкольное образование по Бенджамину Споку, его методика, остаются до сих пор актуальными, несмотря на засилье новомодных течений. Эта книга, признанная в свое време «библией воспитания», выдержала множество переизданий и была переведана на 42 языка.

Бенджамин Спок: история жизни

Начинал Бенджамин Спок родителем поколения «детей-цветов», а к завершению жизни удостоился прозвища «проклятие нации» и умер, будучи бедным.

Во многом на формирование взглядов будущего педиатра повлияло домашнее воспитание: дошкольное образование детей лежало на плечах матери, женщины довольно жесткой и авторитарной. Как впоследствии признается сам Бенджамин Спок, «в детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак».

Карьера Бенджамина складывалась удачно. Он выступал за американскую сборную по гребле, взявшую золото на Олимпиаде, далее перевелся в медицинский колледж. После работы в летнем лагере для детей-инвалидов, молодой педиатр понял, что может не только помочь детям лечением, но и воспитанием. Ведь многие проблемы дошкольников возникают из-за разногласий в семье. Если родители будут честны с доктором, и расскажут обо всех волнительных моментах в семье, то можно излечить многие «заболевания». Детские истерики и капризы, нежелание заниматься – причина лежит именно в психологии.

Книга Бенджамина Спока произвела в Америке фурор. Он предлагал не наказывать детей, а научиться их СЛУШАТЬ, больше времени проводить с детьми, а также озвучил простые упражнения на развитие внимания и речи.

Самое интересное то, что выступая в книгах добрым и отзывчивым отцом семейства, в жизни Бенджамин таковым совсем не был – его сыновья страдали от недостатка внимания, и порой говорили о жестокости отца.

Гармоничное дошкольное образование невозможно без доверительной атмосферы в семье

Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо создать в семье соответствующую атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений. Этого можно добиться двумя способами:

  1. Всячески показывать ребенку, что вы его любите. Не бойтесь лишний раз погладить ребенка, поцеловать, похвалить.
  2. Уважайте желания ребенка. Порой взрослым кажется, что они знают лучше детей, что такое хорошо и что такое плохо, что такое полезно и что такое вредно. Но дети обладают некой физиологической мудростью и если они чему-то сопротивляются, значит, нужно к ним прислушаться. Не хочет есть брокколи – предложите другой полезный овощ. Не хочет спать днем, поменяйте режим. Запреты, наложенные в детстве, могут обернуться катастрофой и неоправданными страхами во взрослом состоянии. Конечно, во всем должна быть мера. «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).

Но дети есть дети, и детских капризов и истерик не избежать. Бенджамин Спок предлагает целый алгоритм дейтсвий, как можно утихомирить маленького капризулю.

Итак, если ребенок начал плакать,

  • попросите его это делать тихим голосом, чтобы никого не разбудить. Плакать по-тихому, скорее всего, не получится, а поэтому плач и истерика должны довольно быстро пройти.
  • попросите ребенка «повременить» с плачем. Например, лучше сейчас пойти погулять, пока все друзья малыша на площадке, а после прогулки плач можно будет продолжить. Будьте уверенны, после интересной прогулки дошкольник про капризы забудет.
  • постарайтесь заговорить ребенка. Например, рассказать про то, что ребенка точно заинтересует. Он услышит интересующую его информацию и переключит внимание.
  • попытайтесь отвлечь ребенка. Если идет дождь, вы обратите внимание малыша на радугу. Или можно отвлечь банальным и испробованным годами средством вроде «Ой, смотри, птичка полетела».
  • дайте ребенку понять, что вы разделяете его чувства. «Ты плачешь, потому что болеешь, но хочешь пойти в детский сад?». Сделайте несколько предположений. Вы, наверняка, попадете в точку. Ребенок почувствует себя не одиноким и ему станет легче.
  • подберите физический объект, который поможет ребенку справиться с негативной энергией: грушу для битья, скакалку для прыжков. Можно разработать смешной ритуал. Например, только малыш начинает плакать, вы включаете фен, чтобы высушить слезки, или начинаете его умывать – «смываете» все капризки.

Развивающие упражнения Бенджамина Спока

Итак, с атмосферой в доме мы разобрались, от капризов избавились. Теперь можно взяться и за ум, за развивающие упражнения. Бенджамин Спок предлагает ряд простых упражнений на развитие зрительной памяти, слуха, речи и т.д.

Упражнение на развитие зрительной памяти и внимания

Нарисуйте картинку с большим количеством деталей. Это может быть новогодняя елка, наряженная во всевозможные игрушки и с подарками под ней, или же домик с печкой, со ставенками, с расписными воротами. Попросите ребенка повторить рисунок. Здесь важна не точность линий, а точность передачи – если ребенок повторил солнышко в том же углу, что и у вас на рисунке, но при этом оно кривое, ничего страшного. Если вы заметите ошибки, попросите ребенка самого их отыскать и исправить.

Упражнение на развитие слуховой памяти

Это упражнение можно проводить хоть каждый день. Когда вы готовите на кухне, попросите ребенка отвернуться и отгадать, какой бытовой прибор включен: кофеварка, миксер, или же это масло шипит на сковородке.
Если в доме есть, например, кот, то попросите ребенка найти домашнего питомца по мяуканью.

Упражнение на развитие тактильной памяти

Моторика – важный этап, который влияет на развитие речи и внимания. Для развития моторики предложите дошкольнику следующее упражнение: поставить перед ребенком кастрюлю и две миски – одну с фасолью, одну с горохом. Необходимо одновременно переложить из обеих мисок горошинки с фасолинами в кастрюлю. К 4-5 годам ребенок должен справиться с этим заданием без проблем.

Можно также в мелкую крупу спрятать мелкие предметы и попросить ребенка их отыскать. Задание можно усложнить тем, что разложить мелкие предметы по мешочкам и попросить ребенка «догадаться», какие предметы спрятаны внутри мешочков.

Автор — Мария Даниленко.