ребенок в детском саду

Автор занятия в детском саду — Белова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42» г. Воркуты.

Цель занятия в детском саду:

  • расширить представления детей о жизни диких животных зимой, через использование игр развивающей направленности.

Используемые методы для занятия в детском саду:

  • методы повышения познавательной активности (проблемные вопросы, игровая мотивация);
  • методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации);
  • методы обучения и развития творчества (усвоение систематизированных связей, проблемные ситуации, игровые приемы).

Влияние интегрированных связей на развитие целостного представления об обучаемом объекте:

  • в игровой форме дети расширяют представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой, количественном и порядковом счете;
  • развивают конструктивные навыки;
  • учатся ориентироваться на местности с помощью плана-схемы и на этой основе расширяют, обогащают и уточняют словарный запас.

Обеспечение связи с предметно-развивающей средой в группе:

  • использование в самостоятельной деятельности детей игр: «Танграм», «Угадай, чьи следы», «Лабиринты».

Межпредметная связь:

  • ознакомление с окружающим,
  • развитие элементарных математических представлений,
  • развитие речи.

Оборудование для занятия в детском саду:

  1. План-схемы части групповой комнаты.
  2. Карточки – изображения частей животных (морда, хвост) белки, зайца, кабана, лисы, волка, рыси, оленя, лося — 8 штук.
  3. Карточки-изображения животных (тех же) – 8 штук.
  4. Наборное полотно — 2 штуки.
  5. Игровизоры и листы с заданиями-лабиринтами — по 8 штук.
  6. Мяч.
  7. Геометрические головоломки «Танграм», карточки-схемы к ним — по 8 штук.
  8. Карточки-изображения жилищ диких животных — 8 штук.
  9. Карточки-изображения следов диких животных на снегу — 8 штук.

Примечание: работа на занятии ведётся с подгруппой детей (8 человек). Дикие животные наших лесов, которые впадают в зимнюю спячку (медведь, ёж, барсук), не рассматриваются.

Задачи занятия в детском саду:

  • расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;
  • формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Ход занятия в детском саду ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС:

Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? (Дети отвечают.) Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете? (Дети отвечают.) Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны? Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.

Прятки в лесу

— Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.

Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их,  открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).

Пример: — Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.

Игра «Кто на каком месте?»

Дети выстраиваются в одну линию. У них в руках карточки с изображениями диких животных, которых они отыскали. Напротив них, на столе выстроены в ряд лесные жители – резиновые игрушки. Детям предлагается назвать, каким по счету стоит их животное, какое животное стоит «перед», «после», «за ним», «между».

Дети называют: — Заяц первый, кабан второй, лиса третья. Кабан стоит за зайцем, перед лисой и т.д.

Воспитатель: — А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?

Работа с планшетами-игровизорами

Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, путает следы. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат планшеты-игровизоры, под прозрачными пластиковыми экранами которых находятся листы- лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью маркера. Если сделана неверная линия, то с помощью салфетки она убирается. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.

Вопросы про жизнь диких животных

Воспитатель приглашает детей стать в круг. Показывает детям большой «снежок» — мяч, оклеенный белой бумагой.

Воспитатель: — Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

  • Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
  • Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
  • Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
  • Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
  • Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
  • Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)

Динамическая «Звериная зарядка»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – белые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Работа с головоломкой «Танграм»

Воспитатель: — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».

Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольки фигур состоит изображение лисы, зайца.

Найди след

Воспитатель: — Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.

Карточки-изображения диких животных и соответствующих схематических изображений их следов прикрепляются к столам, стульям, полкам групповой мебели двусторонним скотчем. По ковру воспитатель разбрасывает карточки со схематическим изображением «следов» животных, а в конце каждого «следа» кладет перевернутую лицевой стороной вниз карточку-изображение жилища дикого животного — места, где животное прячется в непогоду. Дети внимательно рассматривают карточки-подсказки и определяют, где чей след.

— Это заячий след.
— Это лисий след и т.д.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания (визуально многие следы похожи) и в случае правильного ответа открывает карточку-изображение жилища (логово, нора, ямка под кустом, лёжка, дупло и т.д.).

Воспитатель: — Наше путешествие к лесным жителям подошло к концу. Если вам оно понравилось, прикрепите к магнитной доске смайлик с улыбкой и расскажите, что вам понравилось? Если вам какое-нибудь из заданий показалось трудным, прикрепите смайлик с грустным выражением. Расскажите, что было трудным. Я предлагаю вам дома вместе с родителями подумать, как мы, люди, могли бы помочь диким животным зимой.

В качестве сюрпризного момента детям целесообразно предложить видеопросмотр презентации «Дикие животные наших лесов зимой», подготовленный родителями детей. Его просмотр предлагается провести во второй половине дня.