Дошкольное образование в последнее время становится синонимом раннему развитию. Дети начинают «впитывать» азбуку и цифры уже вместе с грудным молоком. Методик раннего развития очень много, среди них есть и дошкольное образование по методике Масару Ибука, которая завоевала популярность совсем недавно. За границей все больше родителей придерживаются взглядов Масару Ибука, однако у нас в стране эта методика не столь известна. Сегодня мы вас с ней познакомим.
Масару Ибука – президент фирмы Sony, директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов». Начинал свою деятельность в конце 40-х годов прошлого века. С 700 долларами в кармане и тремя компаньонами основал всемирно известную фирму Sony, став впоследствии ее президентом.
Как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Методика Масару Ибука родилась из проблем с собственным сыном, который cильно заболел и начал отставать в развитии. Тогда-то отец малыша начал заниматься с ребенком по собственным принципам — результат был налицо. Через некоторое время малыш не только нагнал сверстников, но и перегнал их.
Принципы дошкольного воспитания по методике Масару Ибука
После трех уже поздно, — говорит Масару Ибука. Развиваться ребенок начинает, еще будучи у мамы в животике: он реагирует на классическую музыку, воспринимает положительные эмоции, полученные мамой во время похода на выставку живописи. После рождения ребенка занятия следует активно продолжать.
Наказанию в системе Масару Ибука есть место, но только в возрасте до года. В 2-3 года ребенок становится взрослее, у него развивается чувство собственного достоинства, которое он готов отстаивать до последнего. Чем больше его наказывать, тем более непослушным он становится, тем сильнее раздражаются родители – никому от этого не легче. Поэтому дисциплина — вопрос номер один, на который родителям стоит обратить внимание до годовалого юбилея малыша.
Задача родителей – дать ребенку попробовать все самому, однако в разумных примерах. Приведем пример, который может быть знаком каждому родителю. На нем строится вся методика Масару Ибука.
Мама несет стакан с водой. Ребенок тоже хочет поучаствовать в этом увлекательном процессе, но мама, на его предложение, реагирует отказом: «Тебе нельзя, ты еще маленький». Правильно, по мнению Масару Ибука, будет отлить ребенку немного воды в другой стакан, вручить его и сказать:
— Какой ты у меня молодец, какой помощник. Ты уже совсем взрослый стал.
Отдельное внимание Масару Ибука уделяет игрушкам. Много родителей ошибочно полагают: чем больше игрушек – тем больше у ребенка возможностей для развития. Как бы не так! Избыток кукол, машинок, пупсов рассеивает внимание ребенка, он быстро теряет к ним интерес. Игрушек должно быть ограниченное количество и лучше, если это будут игрушки, предполагающие экспериментирование и творчество: глина, песок, пластилин. Играя с ними, ребенок изучает их физические свойства, делает из глины забавные фигурки — малыш ощущает себя маленьким творцом.
Занимаясь с ребенком рисованием, пением, лепкой, важно не забывать про физические упражнения. Физическая подготовка не только отвечает за рост дошкольника, но и улучшает работу всех органов, которые напрямую связаны с творческим развитием.
Как заниматься с ребенком по методике
Дошкольное образование по методике Масару Ибука не ставит целью воспитать гениев, будущих победителей Олимпийских игр, призеров международных конкурсов по музыке. Предоставляя дошкольнику безграничные возможности, родитель пытается определить, что ребенку действительно интересно. Пробуя с дошкольником посещать различные занятия в детском саду, например, родитель вкладывает в будущее ребенка: музыка помогает формировать логическое мышление, живопись развивает абстрактное мышление.
Важно – не упустить момент, вовремя заметить заинтересованность ребенка и его предрасположенность к музыке, например, или живописи.
Если вы хотите, чтобы ребенок рисовал – окружите его картинами, разложите краски, рисуйте сами. Хотите, чтобы ребенок читал – купите побольше детских книг, читайте сами, введите в обязательный ритуал чтение сказки перед сном.
Главный постулат методики – любое насилие отвергается!
В данном случае показательна работа музыкальной школы доктора Сузуки. Школу очень легко спутать с детским садом или центром развития для ребенка: толпы детей носятся туда-сюда. Параллельно из классов доносятся звуки музыки. Знакомство ребенка с миром прекрасного строится в несколько этапов. Ребенка на первом этапе допускают к тому, чтобы он освоился в помещении, в новой обстановке. Ему дозволяется все трогать руками и шалить. Следующий этап – он может присутствовать на занятии, где занимается другой ученик. Ребенку это интересно: он слышит, как у ученика получается разучить мелодию, как в его руках рождается музыка. И когда любопытство и желание малыша достигают апогея, он становится сам полноценным учеником.
Учеба должна сочетаться с удовольствием и НЕ-насилием. Если ребенку действительно нравится заниматься, то он готов повторять одну и ту же мелодию по несколько раз, читать любимую книжку часами. Повторение помогает закрепить усвоенный материал. По тому, насколько ребенок охотно воспринимает «повторные» занятия, вы можете понять, его это предмет или нет.
Автор — Даниленко Мария.