ребенок в детском саду

Если попросить человека назвать ассоциацию со словом «ребёнок», чаще всего будет названы слова «игра, игрушка». В самом деле сложно себе представить детей без игрушек. Уже с младенчества мир наших малышей наполняется тарахтелками, хрустелками, пищалками, потом – ходилками, мигалками… список может быть бесконечен. Все дошкольное образование строится через игру.

По самой своей сути игрушка – бесценный для ребёнка предмет. Она развивает, обогащает мир фантазий, радует, успокаивает, может быть другом, собеседником, времяпрепровождением, средством для открытия нового и интересного.

Приходило ли вам когда-нибудь в голову отобрать у ребёнка игрушки? Не одну, не две, а ВСЕ. Нет, не с целью наказания. С целью развития и обогащения внутреннего мира — «Что за бред?» — скажет кто-то из вас. А мне есть что возразить.

По данным детских психологов Швейцарии, Германии и Австрии, современное чрезмерное насыщение игрушками детской жизни вызвало прямо противоположный желаемому эффект — обилие вещей играет против самого ребёнка, тормозит его фантазию, ограничивает инициативу. Ребёнок привыкает задвигать неудовлетворённые потребности и фрустрацию на задний план вместо того чтоб справляться с ними.

Результат – тоска вместо полноценной игры.

И вот однажды педагогам одного из детских садов Европы пришла в голову мысль – а что если попробовать на время освободить детям их собственное пространство? Обратиться к их внутренним «да или нет», дать им возможность оглядеться вокруг себя, понять что они могут сами, а что нет. Был разработан проект «Детский сад без игрушек». Не ПРОТИВ игрушек. Просто без них, на ограниченное время.

Втечение двух недель вместе с воспитанниками воспитатели прятали игры, игрушки и всё, что с ними связано. Осталось… пространство для фантазии, самовыражения, самоутверждения и поиска себя.

«Это скучно» — скажут одни. «Это невозможно» скажут другие. Оказывается всё возможно.
Но. Без игрушек легко появляется скука. Это понятно – ребёнок привык жить среди игрушек, они сопровождают его весь день, помогают ему выражать свои фантазии. И это ожидаемо организаторами проекта. Они утверждают, что именно скука побуждает детей пересмотреть свои потребности, возможности и способность выдумывать.

На 12 недель убираются не только игры и игрушки. Также карандаши, бумага, материалы для поделок. Что же остаётся? Мебель, подушки, одеяла, гамаки, бассейн с пластиковыми шариками и тому подобное. Также дети получают большую возможность передвижения – они могут делать с мебелью что угодно, строить всевозможные конструкции, могут передвигаться по всей территории детского сада, использовать спортзал и его инвентарь, у них остаётся самое главное – возможность общаться, собираться в группы, находить друг друга заново.

Жизнь воспитателей тоже сильно меняется. Они больше не выполняют роль аниматоров и развлекателей. Их задача – наблюдать, внимательно выслушивать детей, быть готовыми к общению в любую минуту, а так же подбодрить в моменты, когда кажется что не получается, подтолкнуть в нужный момент к решению проблемы (но не решить её, нет!). Конечно это требует определённого мужества, гибкости, чуткости и готовности к новой роли. Поэтому коллектив готовится заранее к эксперименту. Большую роль играют конечно отношения между воспитателями и директором – в нашем детсаду она одновременно является педагогом одной из четырёх групп.

Как выглядят эти 12 недель совершенно иной жизни малышей? Первый месяц – это практически время индивидуальной ориентации в группе, постепенное привыкание к новому распорядку дня, вливание в новое пространство. Следующие 8 недель, как показала практика – это уже нормальные будни без игрушек. Детям нравится. И даже самые неготовые к новому, робкие и замкнутые имеют достаточно времени, чтоб сориентироваться, привыкнуть и начать получать удовольствие. Меньше 12-ти недель мало – это уже тоже было опробовано.

В последние 2 недели детей начинают готовить к тому, что игрушки вернутся. Сами дети определяют что должно вернуться в группу, а что нет. Что сначала, а что потом.

Какой вывод сделали для себя родители и воспитатели, пережившие подобные эксперименты?

  • На самом деле стало понятно, что нужно пересмотреть свою покупательскую активность.
  • Также становится очевидно, что фантазию и жажду изобретать купить невозможно.
  • С каждым годом модель проекта «Детский сад без игрушек» перенимают всё больше детсадов Германии, Швейцарии и Австрии. И успех этого эксперимента говорит сам за себя.
  • Оказывается, отобрать у ребёнка игрушку – это не всегда наказание и зло.
  • Обсудить эту тему, а также прочесть что думают об этом другие мамы, можно в соответствующей теме на форуме «Мамочка.ком»

Елена Грубер. Австрия. 2008
http://www.mamo4ka.com/personalblogs