ребенок в детском саду

Олег Скотников

Воспитателем года — 2013, почетного профессионального конкурса, который проводится ежегодно в России, стал не просто воспитатель, а воспитатель-мужчина, Олег Александрович Скотников.

Олег Александрович не сразу пришел работать в детский сад. Перед этим были долгие годы службы на подводной лодке, затем учеба в педагогическом институте и шефство над детским домом, и только потом — работа воспитателем.

Олег Скотников — воспитатель-специалист. Помимо того, что детям с ним очень комфортно и весело, он проводит занятия с применением авторских методик. Но никто не расскажет об этом лучше самого автора. Мы взяли у победителя конкурса «Воспитатель года — 2013» интервью.

— Олег Александрович, расскажите, пожалуйста, как пришли в эту профессию?

Олег Александрович: — Я родился в Нижегородской области, в провинциальном городке под названием Кулебаки. После 8 класса закончил Кулебакский металлургический техникум, единственное профессиональное образовательное учреждение (не считая ПТУ) в нашем городе. После чего был призван на службу в Краснознаменный Северный Флот.

Три года службы на подводной лодке позволили мне с большей ответственностью задуматься о том, какому делу я смогу посвятить всю свою жизнь. Чем мне будет интересно заниматься? Где я смогу принести больше пользы обществу? И когда я представлял, что большую часть жизни мне придется провести у прокатного стана и наблюдать, как горящая балка, проходя через этот стан, будет постепенно превращаться в уголок или двутавр, мне становилось не по себе. Посвятить свою жизнь металлу я был не готов. На подводной лодке я сразу же стал командиром отделения, создал музыкальную группу. Мне очень нравилось работать именно с людьми, и у меня это получалось.

На подводной лодке мы часто крутили фильм «Пацаны». Этот фильм произвел на меня очень сильное впечатление, и я решил узнать, не готовят ли специалистов для работы с такими сложными ребятами.

Оказалось, что в Свердловском педагогическом институте уже второй год идет набор студентов по специальности «учитель начальных классов и воспитатель детских интернатных учреждений». Вместе с флотским другом из города Серова мы решаем после службы поступать в педагогический институт. Как решили, так и сделали, вернее, сделал – друг перед самым поступлением передумал.

На первом курсе я сразу же организовал свой педотряд, который взял «шефство» над Первоуральским детским домом. Для детей этого детского дома мы устраивали праздники, различные спектакли, летом вместе с детьми ездили в трудовые лагеря. Однако чем дальше, тем больше я понимал, что это не совсем мое. И как хорошо, что у меня была вторая профессия – учитель начальных классов. На третьем курсе я обзавелся семьей. А на пятом курсе учитель математики Марина Владимировна Кралина предложила мне принять участие в разработке и проведении занятий для дошкольников по развитию логических приемов мышления. Меня очень увлекла эта работа, и я, уже студентом, в Гимназии № 9 по субботам вел занятия с дошкольниками.

По окончании пятого курса в 1993 году по распределению я, моя жена Лариса и двухлетний сын Вадик приехали в город Новоуральск. Вместе с женой мы начали свою профессиональную деятельность учителями начальных классов в ведомственном детском учреждении детский сад-школа «Надежда» при Школе № 41 (на первом этаже детский сад, на втором – начальная школа). Через два года в нашем учреждении появились первые компьютеры, и кому, как не мне, единственному мужчине, осваивать их? Окончив двухнедельные курсы, я стал вести уроки информатики в начальных классах, а также вести занятия и со старшими дошкольниками по той самой программе, которую разрабатывали вместе с М.В. Кралиной.

Олег Скотников

Однако в 2003 году наше градообразующее предприятие уже не могло содержать наше учреждение, поэтому было решено перевести начальные классы непосредственно в школу, а детский сад остался простым детским садом. В связи с этим переходом, мне достается работа воспитателя группы продленного дня. После двух лет работы воспитателем ГПД, мне предлагают работу воспитателем в компьютерно-игровом комплексе коррекционного детского сада № 37 «Лесная сказка». И я, конечно же, соглашаюсь.

Вот уже восемь лет я работаю с дошкольниками и нисколько об этом не жалею. Именно здесь у меня появилась возможность в полную силу заняться изучением различных развивающих методик, адаптировать их для детей с нарушением речи, а также разрабатывать свои авторские программы с использованием информационных коммуникационных технологий. Кроме того я разработал свои плоские геометрические конструкторы, с помощью которых дети развивают свои пространственные представления и ориентацию на плоскости.

— На что следует обратить внимание родителям современных дошкольников?

Олег Александрович: — В век информационных технологий компьютер стал все больше и больше занимать время не только школьника, но и дошкольника. А самое страшное — это когда компьютер занимает время общения с ребенком, время его прогулок на свежем воздухе. Согласитесь, ведь многие родители очень довольны, когда ребенок занят с компьютером – он доставляет меньше хлопот, от него меньше шума. Все ли родители интересуются, в какие игры играет их ребенок? Нет ли там жестокости и насилия? Не влияют ли такие игры на психику ребенка? Все ли родители знают, сколько времени ребенок может играть за компьютером? Какие гимнастики для глаз необходимо с ним проводить? Именно на такие вопросы я стараюсь натолкнуть родителей нашего детского сада. И, конечно же, даю некоторые рекомендации.

И ещё один момент – подготовка к школе. Очень хорошо, что многие родители начинают понимать, что чем больше они вложат в ребенка в дошкольном возрасте, тем успешнее будет он на других этапах развития, тем легче ему будет в школе. Однако ни в коем случае нельзя воспринимать подготовку к школе как более раннее изучение школьной программы.

Главное ,чтобы ребенок, придя в школу, хотел и мог учиться писать, считать, читать. Он не должен все это уметь, он должен быть любознательным, инициативным, самостоятельным ребенком, умеющим воображать, фантазировать, принимать какие-то решения, нести ответственность.

Поэтому главная задача при подготовке ребенка к школе развить у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформировать необходимые предпосылки для такой деятельности, а не давать детям какие-то знания по учебным предметам.

— Какие Ваши профессиональные планы на ближайшие годы?

Олег Александрович: — Пока делюсь опытом, а дальше — посмотрим.

— Расскажите, пожалуйста, про самые яркие эпизоды общения с детьми из Вашей практики.

Олег Александрович: — Эта работа мне нравится тем, что каждый день не похож на предыдущий. Общение с детьми мне всегда приносит радость, а самое главное, что это взаимно, и я делаю все, чтобы время, проведенное у меня на занятии, было для ребенка не только для него полезно в плане развития, но и приятно, чтобы наша совместная деятельность или его самостоятельная вызывала у него положительные эмоции и радость от интеллектуальных усилий.

— Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком. А Вы управляетесь с целой группой ребятишек. Как, в чем секрет?

Олег Александрович: — Я работаю с подгруппой детей в количестве 5-6 человек. Дети очень увлечены той деятельностью, которой они занимаются, поэтому проблем с их поведением у меня нет.

Олег Скотников

А что касается того, как справиться с двадцатью детьми в группе, то я считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста имел желание и возможность занять не только себя, но и своих товарищей. А для этого он должен быть к этому готов, то есть уметь это делать, уметь организовать свою игру, выбрать себе партнеров, игровую среду. Вот к чему мы должны готовить детей.

Не пресекать спонтанную детскую игру, а наоборот, дать возможность детям проявить свою инициативу и самостоятельность и только в крайнем случае ему в этом незаметно помочь.

А если в режиме ребенка будут занятия и игры, организованные только взрослыми, то ни о какой самостоятельности и инициативе, а тем более творческой выразительности речи не может быть. Если ребенок не научится занимать себя, он так и останется неуправляемым ребенком, и тогда не только с двадцатью, но и с десятью будет очень сложно справиться.

Олег Скотников

— Современный воспитатель, какой он, с Вашей точки зрения?

Олег Александрович: — Современный воспитатель – это творческий и неугомонный взрослый ребенок, который любит свою работу, уважает личность каждого малыша, знает его особенности и развивает его способности.

Благодарим Олега Александровича Скотникова за интересный рассказ и желаем ему новых творческих успехов!