ребенок в детском саду

детский сад

В статье представлен проект ЛЕС. САД. ОГОРОД, реализуемый в детском саду. Приведено перспективно-календарное планирование. Автор проекта — Кузнецова Галина Геннадьевна, МДОУ «МДСКВ», п. Морозовка, Ленинская область Всеволожского района.

В проекте участвуют:

  • подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы;
  • логопед группы.

Идея проекта: расширение представлений детей по темам «Овощи и фрукты», «Ягоды и грибы», «Сад – огород – лес»,
о труде взрослых на полях, в садах, огородах, сборе ягод, грибов осенью через организацию совместной познавательно-поисковой деятельности по решению проблемы проекта.

Структура проекта:

Организационный этап:

  • Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
  • Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, мини-рассказы (Е. Бехлерова «Капустный лист», Н. Носов «Огурцы»), загадки по теме, русские народные сказки.
  • Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта, атрибуты для работы на приусадебном участке, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.

Продуктивный этап:

  • Формулирование проблемы проекта: экологическая сказка Н.А. Гусевой.
  • НОД.

Время проведения проекта: с 14 сентября по 4 ноября.

Темы:

  • «Овощи – фрукты»,
  • «Ягоды и грибы».

Итоговый продукт проекта:

  • Выставка гербариев (панно из листьев).
  • Фотовыставка «Что нас окружает в лесу, в огороде, в саду?».
  • Создание книжек-малышек о фруктах, овощах, ягодах, грибах.

Итоговое мероприятие: театрализованное развлечение «Осенины».

детский сад

детский сад

детский сад

детский сад

Виды деятельности в проекте

Тема ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Образовательная область «Познание»

1. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):

  • Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище».
  • Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей и фруктов».

2. ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

  • Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать все фрукты; сосчитать сколько в корзине разных фруктов; решить простейшие арифметические задачи с использованием «овощной» и «фруктовой» тематик.
  • Задания и поручения на порядковый счет.
  • Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
  • Задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме.

3. Формирование целостной картины мира:

  • Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
  • Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Осень в саду», «Что нам дарит огород» и прочее.
  • Беседы: «Для чего человеку фрукты и овощи?» и прочее.
  • Выставка зарисовок.
  • Проведение семейного конкурса поделок (панно из листьев).
  • Дидактические игры «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
  • Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).

Образовательная область «Коммуникация»

1. Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о румяном яблочке» и другие.

2. Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:

  • Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
  • На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
  • Где выращивают фрукты? (в саду)
  • На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
  • Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)

Словесные игры:

  • «Овощное и фруктовое»: суп — овощной, компот — фруктовый; солянка — овощная, мороженое — фруктовое; начинка для пирога — овощная, варенье — фруктовое; запеканка — овощная, повидло — фруктовое.
  • « Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, грушевый, банановый и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат».
  • «Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
  • «Один — много».
  • Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».

Примерные вопросы для интервью:

— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
— Ваш любимый фрукт? Почему?

  • Составление рассказа по картине «В огороде».

978-5-86775-115-9 978-5-86775-324-50fa82123682b81dcf4e21552a3c0cbe7

Методические пособия можно приобрести в магазине «Детский сад» —  detsad-shop.ru

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
  • Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
  • Заучивание загадок об овощах и фруктах.
  • Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Рисование:

  • Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
  • Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами».

2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары».

3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация).

Образовательная область «Труд»

  • Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
  • Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.

Образовательная область «Социализация»

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
  • Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).

Образовательная область «Физическая культура»

  • Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
  • Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»

  • Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей и фруктов?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?»
  • Вопросы для обсуждения:

— Можно ли есть немытые овощи и фрукты? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?

Тема ЯГОДЫ И ГРИБЫ

Образовательная область «Познание».

1. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):

  • Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей.
  • Упражнение «Посчитай». Воспитатель показывает картинки, а дети считают: одна шапка, две шапки.
  • Дидактические игры: «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного ); «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например, весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов.).

2. Формирование целостной картины:

  • Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля).
  • Игра на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; летние и демисезонные; ситцевые и шелковые, шерстяные и кожаные, фетровые, меховая, спортивная.
  • Игра «Живая-неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе): объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой — синим.
  • Логические цепочки: детям предлагается установить взаимосвязи:

— Зима — мало солнечных дней — короткий день — длинная ночь — как чувствует себя человек? (хочется спать, хочется тепла)
— Весна — солнце ярче и чаще светит — день прибывает — поют птицы — как себя чувствует человек? (хочется больше гулять, хочется радоваться вместе с природой)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение.

— Зима — снег — морозно — какая одежда у человека? (зимняя: шубы, теплые шапки и шарфы, рукавицы)
— Весна — солнце пригревает — бегут ручьи — какая одежда у человека? (демисезонная: куртки, пальто, плаща, легкие шарфы)
Вывод: время года влияет на выбор одежды.

  • Просмотр фото-сюжетов о сельско-хозяйственных профессиях (тракторист, агроном, овощевод).

Образовательная область «Коммуникация»

1. Речевые игры по теме «Ягоды и грибы»:

  • «Назови грибы и ягоды, растущие в наших лесах»: правильные ответы сопровождаются показом картинок.
  • «Почтальон»: логопед достает из сумки картинки, дети определяют последний звук.
  • «Определи гриб на ощупь и скажи, что вытащил»: работа с Винительным падежом.
  • Игра «Чего нет?»: работа с родительным падежом, множественным числом.

2. Упражнять в диалоге между собой:

  • «Грибы и ягоды разговаривают».
  • Придумывание загадок-описаний с родителями про любую ягоду или грибы.
  • Составление мини-эссе с родителями «Как я ходил в лес?».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Заучивание стихов: Л. Мезинова « По грибы», «Мы идем дорожками», С. Есенина «Береза», М. Пришвина «Осинкам холодно», В. Катаева «Грибы».

2. Чтение и обсуждение: рассказа «Грузди» из книги «Как ходят деревья», стихов об осени.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Рисование:

  • Рассматривание картин-пейзажей, репродукций.
  • Предметное рисование: «Мухомор».
  • Сюжетное рисование: «Грибной лес. Осенний лес».

2. Лепка: «Ягоды», «Семейка грибов на полянке».

3. Аппликация: «Мухомор» (рваная аппликация).

Образовательная область « Труд»

Совместная с родителями, детьми и педагогами: организация труда на участке под девизом «Сделаем уютнее наш участок»: уборка старых веток, листьев, подготовка земли к посадке на клумбе.

Образовательная область «Социализация»

1. Дидактические игры: «Какой сок? Варенье?», «Сосчитай до 10», «Еж-грибник».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Мастерская по ремонту обуви», «Экскурсия в осенний лес» и другие.

3. Театрализованные игры: «Наш огород».

Образовательная область «Физическая культура»

1. Подвижные игры: «Вороны и воробьи», «Смена номеров», «Пятнашки в кругу», «Кто кого перетянет».

2. Ритмические физминутки: «Поездка в лес», «Веселый мячик», «Воробушки, «Цирковое представление».

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»

Беседы, обсуждения:

  • «Какие грибы можно есть?».
  • «Мне все равно».
  • «Опасные явления природы осенью».
  • «Полезные продукты и витамины».
  • «Ребенок на улице» и другие.

__________________

Великолепные шапочки овощей и фруктов для проведения праздников и занятий в детском саду можно приобрести в магазине игрушек «Детский сад» (detsad-shop.ru)

DSC_3174-2-1 P1030967-1 P1030959-1 P1030945-1