В статье представлен проект ЛЕС. САД. ОГОРОД, реализуемый в детском саду. Приведено перспективно-календарное планирование. Автор проекта — Кузнецова Галина Геннадьевна, МДОУ «МДСКВ», п. Морозовка, Ленинская область Всеволожского района.
В проекте участвуют:
- подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);
- родители воспитанников;
- воспитатели группы;
- логопед группы.
Идея проекта: расширение представлений детей по темам «Овощи и фрукты», «Ягоды и грибы», «Сад – огород – лес»,
о труде взрослых на полях, в садах, огородах, сборе ягод, грибов осенью через организацию совместной познавательно-поисковой деятельности по решению проблемы проекта.
Структура проекта:
Организационный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
- Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворения, мини-рассказы (Е. Бехлерова «Капустный лист», Н. Носов «Огурцы»), загадки по теме, русские народные сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-малышек по теме проекта, атрибуты для работы на приусадебном участке, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, операционные карты на различных этапах проекта.
Продуктивный этап:
- Формулирование проблемы проекта: экологическая сказка Н.А. Гусевой.
- НОД.
Время проведения проекта: с 14 сентября по 4 ноября.
Темы:
- «Овощи – фрукты»,
- «Ягоды и грибы».
Итоговый продукт проекта:
- Выставка гербариев (панно из листьев).
- Фотовыставка «Что нас окружает в лесу, в огороде, в саду?».
- Создание книжек-малышек о фруктах, овощах, ягодах, грибах.
Итоговое мероприятие: театрализованное развлечение «Осенины».
Виды деятельности в проекте
Тема ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Образовательная область «Познание»
1. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):
- Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище».
- Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей и фруктов».
2. ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
- Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать все фрукты; сосчитать сколько в корзине разных фруктов; решить простейшие арифметические задачи с использованием «овощной» и «фруктовой» тематик.
- Задания и поручения на порядковый счет.
- Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
- Задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме.
3. Формирование целостной картины мира:
- Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
- Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Осень в саду», «Что нам дарит огород» и прочее.
- Беседы: «Для чего человеку фрукты и овощи?» и прочее.
- Выставка зарисовок.
- Проведение семейного конкурса поделок (панно из листьев).
- Дидактические игры «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
- Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
Образовательная область «Коммуникация»
1. Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о румяном яблочке» и другие.
2. Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
- Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
- На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
- Где выращивают фрукты? (в саду)
- На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
- Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Словесные игры:
- «Овощное и фруктовое»: суп — овощной, компот — фруктовый; солянка — овощная, мороженое — фруктовое; начинка для пирога — овощная, варенье — фруктовое; запеканка — овощная, повидло — фруктовое.
- « Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, грушевый, банановый и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат».
- «Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
- «Один — много».
- Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Примерные вопросы для интервью:
— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
— Ваш любимый фрукт? Почему?
- Составление рассказа по картине «В огороде».
Методические пособия можно приобрести в магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
- Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
- Заучивание загадок об овощах и фруктах.
- Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование:
- Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
- Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация).
Образовательная область «Труд»
- Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
- Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Образовательная область «Социализация»
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
- Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Образовательная область «Физическая культура»
- Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
- Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»
- Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей и фруктов?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?»
- Вопросы для обсуждения:
— Можно ли есть немытые овощи и фрукты? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?
Тема ЯГОДЫ И ГРИБЫ
Образовательная область «Познание».
1. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):
- Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей.
- Упражнение «Посчитай». Воспитатель показывает картинки, а дети считают: одна шапка, две шапки.
- Дидактические игры: «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного ); «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например, весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов.).
2. Формирование целостной картины:
- Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля).
- Игра на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; летние и демисезонные; ситцевые и шелковые, шерстяные и кожаные, фетровые, меховая, спортивная.
- Игра «Живая-неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе): объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой — синим.
- Логические цепочки: детям предлагается установить взаимосвязи:
— Зима — мало солнечных дней — короткий день — длинная ночь — как чувствует себя человек? (хочется спать, хочется тепла)
— Весна — солнце ярче и чаще светит — день прибывает — поют птицы — как себя чувствует человек? (хочется больше гулять, хочется радоваться вместе с природой)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение.
— Зима — снег — морозно — какая одежда у человека? (зимняя: шубы, теплые шапки и шарфы, рукавицы)
— Весна — солнце пригревает — бегут ручьи — какая одежда у человека? (демисезонная: куртки, пальто, плаща, легкие шарфы)
Вывод: время года влияет на выбор одежды.
- Просмотр фото-сюжетов о сельско-хозяйственных профессиях (тракторист, агроном, овощевод).
Образовательная область «Коммуникация»
1. Речевые игры по теме «Ягоды и грибы»:
- «Назови грибы и ягоды, растущие в наших лесах»: правильные ответы сопровождаются показом картинок.
- «Почтальон»: логопед достает из сумки картинки, дети определяют последний звук.
- «Определи гриб на ощупь и скажи, что вытащил»: работа с Винительным падежом.
- Игра «Чего нет?»: работа с родительным падежом, множественным числом.
2. Упражнять в диалоге между собой:
- «Грибы и ягоды разговаривают».
- Придумывание загадок-описаний с родителями про любую ягоду или грибы.
- Составление мини-эссе с родителями «Как я ходил в лес?».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Заучивание стихов: Л. Мезинова « По грибы», «Мы идем дорожками», С. Есенина «Береза», М. Пришвина «Осинкам холодно», В. Катаева «Грибы».
2. Чтение и обсуждение: рассказа «Грузди» из книги «Как ходят деревья», стихов об осени.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование:
- Рассматривание картин-пейзажей, репродукций.
- Предметное рисование: «Мухомор».
- Сюжетное рисование: «Грибной лес. Осенний лес».
2. Лепка: «Ягоды», «Семейка грибов на полянке».
3. Аппликация: «Мухомор» (рваная аппликация).
Образовательная область « Труд»
Совместная с родителями, детьми и педагогами: организация труда на участке под девизом «Сделаем уютнее наш участок»: уборка старых веток, листьев, подготовка земли к посадке на клумбе.
Образовательная область «Социализация»
1. Дидактические игры: «Какой сок? Варенье?», «Сосчитай до 10», «Еж-грибник».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Мастерская по ремонту обуви», «Экскурсия в осенний лес» и другие.
3. Театрализованные игры: «Наш огород».
Образовательная область «Физическая культура»
1. Подвижные игры: «Вороны и воробьи», «Смена номеров», «Пятнашки в кругу», «Кто кого перетянет».
2. Ритмические физминутки: «Поездка в лес», «Веселый мячик», «Воробушки, «Цирковое представление».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»
Беседы, обсуждения:
- «Какие грибы можно есть?».
- «Мне все равно».
- «Опасные явления природы осенью».
- «Полезные продукты и витамины».
- «Ребенок на улице» и другие.
__________________
Великолепные шапочки овощей и фруктов для проведения праздников и занятий в детском саду можно приобрести в магазине игрушек «Детский сад» (detsad-shop.ru)