ребенок в детском саду

книги в детском саду

Автор — Наталья Прищепенок

Проект по сказкам Пушкина в детском саду предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Участниками проекта также являются родители, воспитатели группы.

Проект по сказкам Пушкина в детском саду «Золотая рыбка» можно отнести к проектам социальной направленности. Он также охватывает следующие образовательные области: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка.

Именно в дошкольном возрасте у человека закладываются основы социально-эмоционального развития, в частности, эмпатии – умения сопереживать другим, чувствовать тех, кто рядом, видеть проблемы и потребности других и относиться к ним деятельностно. Развить эмпатию можно разными способами, в том числе, и чтением книг.

Данный проект основан на синтезе развития эмпатии, социальной компетентности и творческого потенциала личности, связанных воедино литературным основанием – творчеством Александра Сергеевича Пушкина, которое поможет развить в детях все вышеперечисленные качества личности.

Цели проекта:

  • развитие эмпатии у детей;
  • формирование у детей и родителей потребности в совершении добрых, бескорыстных поступков на основе креативного мышления.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня эмпатии у детей;
  • развитие потребности в совершении добрых дел и помощи окружающим;
  • приобретение детьми различных прикладных навыков;
  • развитие творческого мышления;
  • знакомство с творчеством А. С. Пушкина, создание творческих работ по его произведениям;
  • повышение интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Ход реализации проекта по сказкам А. С. Пушкина в детском саду

1 этап – подготовительный.

Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: доваривается с воспитателями других групп детского сада, библиотеками, если есть такая возможность, то с руководством детского дома, дома престарелых о проведении концертов, выставок, встреч с детьми-участниками проекта по сказкам Пушкина.

Педагог проводит для родителей вводное занятие по проекту по сказкам Пушкина, объясняя идею проекта и договариваясь, что они помогут детям определить точки помощи членам семьи.

2 этап – раскрытие проблемы.

На первом этапе педагог в процессе беседы или экскурсии формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию — предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.

Педагог помогает детям определить адреса помощи:

  • Для детей из детского дома.
  • Для пожилых людей из дома престарелых.
  • Для своих родителей, бабушек и дедушек.
  • Для младших братьев и сестёр.
  • Для детского сада.
  • Для соседей по дому.
  • Для друзей.

Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.

Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на творчестве А. С. Пушкина, можно придумать и воплотить для радости окружающих.

Это может быть:

  • создание поделок-сувениров по сказкам Пушкина;
  • маленький спектакль по одной из сказок Пушкина;
  • выставка рисунков по творчеству Пушкина;
  • подготовка концерта на основе творчества Пушкина;
  • сбор книг А. С. Пушкина для библиотек, детского дома, дома престарелых, организация «кроссбукинга» (обмена книгами) на придомовой территории по месту жительства;
  • оформление групп, лестничных площадок, дворовой территории, участка детского сада или детского дома в стиле сказок Пушкина;
  • исполнение реальных желаний окружающих и так далее.

3 этап — дальнейшее знакомство с творчеством писателя. 

На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с творчеством А. С. Пушкина, выбирая произведения, походящие их возрасту и организует работу по воплощению в жизнь планов по созданию творческих продуктов. Затем дети выбирают идею для воплощения и реализовывают её.

В ходе выполнения проекта у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения, тематические танцевальные композиции.

4 этап — итоговый.

Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации проекта формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, детском доме, доме престарелых и других социальных или учебных заведениях.

На разных уровнях (дети, родители, педагоги, партнёры проекта) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации проекта по сказкам Пушкина в детском саду, встречи с партнёрами проекта с целью анализа хода проекта и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.

Для детей проект по сказкам Пушкина завершается общим праздником «Пушкин – наше всё!» с приглашением гостей-партнёров, где отражаются результаты деятельности по проекту.