ребенок в детском саду

школа

Агентство социальных исследований «Социальный навигатор» подготовило Рейтинг школ 2013. В рейтинг вошли 1428 школ повышенного уровня, то есть с углубленным изучением отдельных предметов, из 41 региона Российской Федерации.

Определяющим при ранжировании стали данные, предоставленные региональными органами управления образования. Цель проведения исследования — исследование качества среднего образования в России, определение основных перспектив для индивидуального развития ребенка школьного возраста.

Исследование адресовано нескольким группам адресатов:

  • родителям учащихся — предоставление объективных данных, которые помогут сделать правильный выбор,
  • руководителям школ — в качестве стимула для рождения здоровой конкуренции,
  • работникам органов управления образования — для разработки приоритетов на будущий учебный год.

Школы повышенного уровня занимают практически десятую часть образовательного рынка. Наличие гимназий и лицеев в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге оправдано повышенным спросом. В регионах концентрация специализированных образовательных учреждений существенно ниже. В связи с этим на общем фоне выделяется Магаданская область, где специализированные школы составляют 18% от общего количества учреждений, обеспечивающих среднее образование в регионе.

По каким параметрам проводилось исследование

Определяющими при выборе школы для родителя становятся несколько факторов: результаты обучения, условия обучения, безопасность, организация досуга детей. Когда же речь идет о специализированных, «продвинутых» образовательных учреждениях (гимназиях, лицеях), список требований родителей расширяется. Они обращают внимание на возможности индивидуального развития и получение дополнительных образовательных услуг.

При составлении рейтинга школ 2013 учитывались следующие критерии:

  • Возможность индивидуального развития для учащихся: индивидуальные программы, участие в олимпиадах, дополнительные услуги — образовательные и необразовательные.
  • Результаты обучения: результаты участие в олимпиадах, средний балл по ЕГЭ.
  • Условия обучения: безопасность, доступ в Интернет во внеурочное время, уровень образования родителей.
  • Доступность обучения в данном образовательном учреждении: наличие конкурса при поступлении, доля обучающихся из других районов, стоимость дополнительных образовательных услуг, иные платежи, поддержка детей с ограничениями по здоровья, поддержка социально неблагополучных семей, информационная открытость.

Информацию для исследования предоставляла администрация школ, заполняя специальные вопросники. Все данные прошли дополнительную проверку, что позволяет судить об объективности рейтинга.

Результаты

Тройка лидеров, признанных по сводному рейтингу «лучшими», находится в Ханты-Мансийском автономном округе, Москве и Волгоградской области, а всего в десятке лидеров дважды упоминаются школы из Москвы и Московской области.

рейтинг школ

Наилучшие результаты в целом показали школы Пермского края, Томской и Челябинской областей. Лидеры по обеспечению индивидуального развития — школы Саратовской области, Красноярского и Пермского краев. Больше всего отличников и хорошистов учится в Томской, Московской и Челябинской области. По доступности образования вперед выходят такие регионы, как Новгородская и Орловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Рейтинг 2013 показал, что специализация влияет на результаты сравнительной оценки школ. Было замечено и подтверждено исследованием, что на ведущих позициях располагаются школы математического и естественнонаучного профиля. На нижних строчках расположились образовательные учреждения художественно-эстетической направленности.

Более того, идеальные условия для индивидуального развития ребенка предлагают школы естественнонаучного профиля. Наилучшая успеваемость — в математических школах, а в языковых гимназиях наилучшие условия обучения.

Анализ также выявил и серьезные проблемы. Не все из школ для «гениев» могут претендовать на звание элитных учреждений. Об этом свидетельствуют данные ЕГЭ. В каждой 3-ей физико-математической школе средний результат ЕГЭ по математике не дотягивает до 60 баллов. Среди школ гуманитарного профиля встречаются и такие, где средний балл по русскому языку ниже 50 (!) баллов.

Рейтинг 2013 позволяет сделать ожидаемые выводы. Дополнительным стимулом для развития школы является наличие конкурентной среды в регионе. Сельские школы в среднем уступают городским, а также контингент учащихся по критерию транспортной доступности к дому не играет никакой роли. В общем, это такие «прописные истины» для родителей, которые само собой разумеются и в очередной раз подтверждаются научными данными.

Чего не скажешь о неожиданных результатах. Например, рейтинг школ 2013 показал, что гимназии, расположенные в региональных столицах, могут составить достойную конкуренцию школам в небольших городах. И что уж совсем неожиданно — связь между результатами оценки школ и финансированием отсутствует.

Материал подготовила Даниленко Мария.