ребенок в детском саду

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в такой ситуации: ребенок посещает коррекционный детский сад. В саду проводилась комиссия с участием педагогов и врачей, которая рекомендовала перевести ребенка в группу с тяжелыми нарушениями.

Более подробную информацию о результатах обследования заведующая детским садом дать отказалась. Имеют ли родители право на получении более подробного заключения? на какие нормативные акты при этом можно ссылаться?
Спасибо. Ольга.

Отвечает юрист Беппле Олеся:

Здравствуйте. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 г. №248-СФ, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 8 Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», которая содержит перечень прав родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право не только интересоваться результатами психолого-медико-педагогической комиссии, но также и присутствовать при обследовании ребенка данной комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в установленном законом порядке, участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ, а также получать консультации в психолого-медико-педагогической комиссии.

Сведения об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий содержатся в статье 23 Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Статья 23 Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-социальные экспертные комиссии
1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем дин психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр. Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.

Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и федеральных психолого-медико-педагогических центров и типовые положения о них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

1. проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

2. удостоверение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

3. составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

4. подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

5. консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

6. консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

7. формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят:

  • психолог;
  • врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;
  • специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;
  • юрист.

В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.
Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.
В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.
Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд.

6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами.

7. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии.
Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В некоторых субъектах Российской Федерации действуют положения согласно которым, родители (иные законные представители) ребенка могут не только защищать законные права и интересы детей, оспаривать решения психолого-медико-педагогических комиссий и получать консультационную помощь от специалистов данных комиссий, но также они обязаны присутствовать при обследовании ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. В случае инициативы обследования ребенка со стороны специалистов организаций образования, здравоохранения, других организаций должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей), которое подтверждается письменным заявлением.

Кроме того, родителям (иным законным представителям) выдается протокол обследования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, содержащим рекомендации, о чем делается соответствующая запись в журнале учета. Протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии является основанием для зачисления ребенка, только с согласия родителей или законных представителей, в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу, создания специальных условий образования ребенка в различных формах и учреждениях (в том числе в общеобразовательном учреждении) и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.