ребенок в детском саду

Рубрика — Организация ДОУ. Управление 

Автор — Заведующая ГБОУ ЦРР № 2336 Павленко И.Н.

Задачи по расширению общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования в последние годы были определены как приоритетные в основных стратегических документах российского и столичного образования. Сегодня для образовательного учреждения на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом.

Москва – это город с растущим уровнем ожиданий и с новыми возможностями для удовлетворения этих ожиданий. Поэтому создание коллегиального органа государственно-общественного управления – Управляющего Совета (УС) – это процесс своевременный и закономерный. Он как нельзя лучше определяет позицию современного руководителя и современного дошкольного учреждения, заинтересованного в повышении качества образования.

В дошкольном образовании города Москвы наметилась позитивная тенденция создания в детских садах Управляющих Советов как органов государственно-общественного управления учреждением. И главная причина этого — повышение управленческой культуры руководителей ДОУ, понимание ими роли УС в повышение качества дошкольного образования, его открытости и конкурентоспособности. С образованием УС у детского сада появилась возможность осуществить внешнюю оценку эффективности его управления.

Публичность, позитивность и прозрачность деятельности УС позволяет в условиях модернизации образования поддерживать доброжелательную атмосферу в учреждении, сделать детский сад безопасным и комфортным для детей, а педагогам дает возможность плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться.

Управляющий Совет – это единая переговорная площадка, где встречаются все заинтересованные лица, где они договариваются, как будет развиваться образовательное учреждение.

Накопленный в Центре развития ребенка № 2336 опыт работы Управляющего Совета позволил учреждению принять участие в городском конкурсе «Детский сад для всех и каждого» в номинации «Родитель и детский сад: развитие государственно-общественного управления».

По результатам конкурса педагогический коллектив стал обладателем Гранта мэра Москвы в сфере образования и получил статус стажировочной площадки. Также в состав СП вошли детский сад № 880 ВАО и Центр образования №556 ЮАО.

Научные консультанты СП – Аверин Сергей Александрович, кандидат физико-математических наук, президент группы кампаний «ЭЛТИ – КУДИЦ» и Шимутина Е.Н. – директор института развития государственно-общественного управления образования.

С первых дней работы стажировочной площадки были определены ее приоритетные направления:

  • алгоритм создания Управляющего Совета (нормативно-правовая база, локальные акты, определение полномочий и другое);
  • формирование мотивационной готовности родителей к участию в образовательном процессе.

Эти направления работы стажировочной площадки реализовывались через разные формы стажировки:

  • публичные слушания,
  • индивидуально-групповые консультации,
  • круглые столы,
  • работа творческих групп,
  • открытые показы,
  • вебинары,
  • мастер-классы,
  • совместные акции,
  • конференции.

Первый год функционирование стажировочной площадки показал актуальность и востребованность темы. Наибольшей популярностью пользовались индивидуально-групповые консультации, в процессе которых каждый стажер имел возможность получить конкретный ответ на интересующий его вопрос.

Самые актуальные вопросы по проблеме государственно-общественного управления:

  • Алгоритм создания УС.
  • Разработка локальных актов.
  • Эффективные формы вовлечения родителей в образовательной процесс.
  • Создание информационно-коммуникационной среды для родителей в образовательном учреждении.

Также предпочитаемой формой стажировки стали тематические круглые столы, где в неформальной обстановке происходил обмен мнениями. Например, одна из тем («Полномочия УС») вызвала неподдельный интерес.

Участники стажировочной площадки были едины во мнении, что каждое дошкольное образовательное учреждение формирует перечень полномочий своего Совета в соответствии со спецификой образовательной деятельности детского сада.

Вот некоторые из них:

  • определение стратегических направлений развития учреждения и контроль за тем, как они претворяются в жизнь администрацией и сотрудниками ДОУ;
  • утверждение программы развития ДОУ;
  • решение вопросов обеспечения безопасных условий для пребывания детей в учреждении (безопасная среда, качество охранных услуг, вопросы организации здоровьесбережения детей);
  • оценка объективности распределения стимулирующих средств сотрудникам ДОУ, представленность интересов всех категорий сотрудников;
  • участие в разработке и утверждении локальных актов, например «Положение о выплате стимулирующей части заработной платы» и «Положение об оплате труда сотрудников ДОУ», утверждение изменений и дополнений правил внутреннего распорядка ДОУ;
  • защита прав участников образовательного процесса (и детей, и взрослых): рассмотрение жалоб и заявлений родителей на действия административного, педагогического и иного персонала учреждения и принятие по ним решения;
  • участие в составлении плана финансово — хозяйственной деятельности учреждения на новый финансовый год, утверждение плана и программы ДОУ по совершенствованию материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, по оборудованию помещений в соответствии с санитарными нормами и правилами, по созданию в ДОУ необходимых условий с целью охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников учреждения;
  • утверждение перечня и стоимости дополнительных платных образовательных услуг;
  • содействие привлечению внебюджетных средств с целью повышения качества образовательных услуг, контроль за поступлением и расходованием этих средств;
  • заслушивание и утверждение отчета руководителя ДОУ по итогам учебного и финансового года, участие в подготовке публичного доклада руководителя;
  • согласование штатного расписания ДОУ, распределение должностных обязанностей;
  • осуществление контроля за качеством приготовления детского питания.

В результате обсуждения участники круглого стола сделали вывод, что перечень полномочий УС постоянно расширяется, если Управляющий Совет представляет собой неформально работающую единую стратегическую команду, которая решает важные задачи управления и развития учреждения.

Возможность конструктивного сотрудничества и взаимного диалога, стажеры получили во время участия в работе вебинара. Его тема — «Использование информационно-коммуникационных средств ИКС) в образовательном учреждении с целью обеспечения результативного взаимодействия педагогов и родителей» была предложена научным руководителем СП С.А. Авериным, который взял на себя организацию и проведение этой формы стажировки.

Как повысить активность и заинтересованность родителей в жизни ДОУ?

Этот вопрос наиболее часто поднимался в процессе стажировки. И здесь бесценной оказалась презентация опыта Центра развития ребенка №2336 по внедрению в практику социально-делового партнерства с семьями воспитанников эффективных технологий сотрудничества, таких как:

  • детско-родительские проекты;
  • выстави семейных фотографий и конкурсы семейных творческих работ;
  • экологические и природоохранные акции: «Цветущий детский сад», «Покормите птиц зимой», «Экологическое дефиле» и другое;
  • презентация образовательной работы: Дни и недели открытых дверей, мастер-классы; культурно-досуговые мероприятия и другое;
  • презентация семейных традиций в воспитании (шашечный турнир «Отцы и дети», фитнес фестиваль «Весенняя капель», поэтические вечера «Рождество – семейный праздник»);
  • использование ИКС (официальный сайт, странички групп на сайте ДОУ, где размещаются поздравления детей и благодарности родителям, анонсы предстоящих мероприятий, советы и рекомендации воспитателей и других специалистов ДОУ, «домашние задания» для детей и родителей, фоторепортажи о буднях и праздниках детей группы);
  • проведение социально значимых акций. Большой резонанс получила рождественская благотворительная акция для пациентов детской Морозовской больницы «Творческая мастерская Деда Мороза». Силами детей, педагогов, родителей и стажеров были изготовлены и переданы в больницу сувениры для детей-сирот.

Качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса. В подтверждении этого был проведен открытый педагогический совет с приглашением членов Управляющего Совета на тему «Повышение качества предоставляемых образовательных услуг как результат социально-делового и психолого-педагогического партнерства с родителями воспитанников». Стажеры имели возможность увидеть и оценить степень активности родителей и их инициативы в реализации разных направлений образовательной деятельности учреждения.

Организация и проведение Международного Дня Земли – одна из многочисленных родительских инициатив. План мероприятий был разработан совместными творческим группами педагогов и родителей и решением педагогического совета принят к исполнению.

План включил в себя:

  1. Выставка – конкурс семейного социального плаката «Сохраним планету вместе».
  2. Выставка семейного творчества «Вторая жизнь ненужных вещей».
  3. Акция «Вторая жизнь батарейки (сбор и утилизация использованных батареек) и «Спаси дерево» (сбор макулатуры).
  4. Создание общего коллажа «Земля — наш дом».
  5. Мероприятия по приведению в порядок и благоустройству видовых точек экологической тропы.

Подведение итогов работы стажировочной площадки прошло в формате конференции, в ходе которой были подведены первые итоги, обозначены проблемы и пути их преодоления.

Участники конференции еще раз отметили своевременность и актуальность создания Управляющего Совета как коллегиального органа управления учреждением.

Ими выделены следующие положительные эффекты, полученные от деятельности Управляющего совета:

  • система управления становится более открытой;
  • усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
  • укрепляется ресурсная база ДОУ;
  • распределение стимулирующих выплат происходит прозрачно и руководитель не является адресатом жалоб и аппеляций своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;
  • повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
  • усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения.

В рамках конференции обсуждались проблемы развития государственно-общественного управления на местах.

Что тормозит развитие государственно — общественного управления в ДОУ?

  • недостаточная компетентность председателя УС;
  • отсутствие четких регламентов деятельности УС;
  • формальное отношение отдельных членов УС из числа родителей к вопросам, обсуждаемым на заседаниях УС;
  • недостаточное взаимодействие членов УС со всей родительской общественностью учреждения.

Были намечены на следующий год перспективы работы СП по проблеме государственно-общественного управления в образовательном учреждении:

  • создание нормативной базы, регламентирующей деятельность УС;
  • разработка эффективной модели органа государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательного комплекса;
  • проведение обучения председателей УС с целью формирования мотивации к участию в деятельности совета, понимания сущности и специфики государственно-общественного характера управления дошкольным образовательным учреждением, понимания состояния и проблем ДОУ, механизмов его финансирования и управления;
  • разработка инструментария оценки эффективности работы УС;
  • проведение мониторинга деятельности УС с целью распространения лучших практик.

Учитывая образовательные тенденции в городе Москве, связанные с созданием образовательных комплексов Совет стажировочной площадки разработал программу работы СП на 2013-2014 учебный год, ориентированную на разработку модели органа государственно-общественного управления (Общественный Совет) в дошкольном отделении образовательного комплекса.

  1. Конференция. Тема: «Стратегия развития государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательного комплекса».
  2. Работа творческой группы, индивидуально-групповые консультации. Тема: «Роль УС в период подготовки и проведения процесса реорганизации образовательных учреждений».
  3. Работа творческой группы, индивидуально-групповые консультации. Тема: «Алгоритм создания органа государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательного комплекса. Нормативно – правовая база»
  4. Круглый стол. Тема: «Публичный доклад в образовании: от отчетности к общественному диалогу»
  5. Работа творческой группы, индивидуально-групповые консультации. Тема: «Определение целей, задач и круга полномочий Общественного Совета дошкольного отделения образовательного комплекса».
  6. Семинар. Тема: «Информационное пространство дошкольного отделения на сайте образовательного комплекса».
  7. Работа творческой группы. Создание видеоролика. Тема: «Общественный Совет дошкольного отделения образовательного комплекса».
  8. Публичные слушания. Тема: «Осуществление взаимодействия и преемственных связей между дошкольным отделением и школой через работу комиссий УС образовательного комплекса»
  9. Работа творческой группы. Тема: «Создание сборника практических материалов «Государственно-общественное управление в образовательном учреждении (дошкольное отделение)».
  10. Итоговая конференция. Тема: «Презентация модели органа государственно-общественного управления (Общественный Совет) в дошкольном отделении образовательного комплекса».

Е.Н. Шимутина, директор института развития государственно-общественного управления образованием, научный консультант стажировочной площадки, дала высокую оценку результативности ее работы. Она отметила практико-ориентированный подход в организации и проведении всех мероприятий стажировочной площадки, а также реальную помощь и поддержку руководителям детских садов и членам УС в создании органов государственно-общественного управления в своих учреждениях и их эффективной работе.