ребенок в детском саду

журнал ОбручЗа четверть века тема предметно-развивающей среды ДОУ стала традиционной для дошкольного образования и дошкольной педагогики. На гребне инновационной волны 1990-х она перенеслась в практическую плоскость.

Возможность создания «средового» многообразия совпала для российского дошкольного образования с потерей госфинансирования по статьям, за счет которых этой возможностью можно было бы воспользоваться. Но детские сады искали выходы, зачастую самостоятельно. А предложение росло. Мы не располагаем точной статистикой, но очевидно, что можно говорить о десятках, сотнях моделей построения предметно-игровой, ландшафтной, архитектурной и другой среды в ДОУ, которые были предложены за это время.

Естественно, сама по себе среда «развить», «сформировать» ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых – родителей, педагогов, производителей… Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в детском саду и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок…» Как и все живущие в человеческом мире.

Это значит, что предметная среда является лишь посредником – инструментом и условием организации «малого творческого сообщества» детей и взрослых, которое должно возникнуть в детском саду. Только тогда она будет развивающей. Тогда и «заработают» все те характеристики, которые заявляются создателями разнообразных видов среды: вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию, диалогизм… А до этого они лишь – в возможности.

 

И самое главное – предметная среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, «погруженных» в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

В этом номере «Обруча» мы рассматриваем предметно-развивающую среду под углом темы года – темы личностного роста. Поэтому все, о чем было сказано, разными сторонами предстанет читателю в публикуемых материалах.