ребенок в детском саду

В первую очередь, каждый родитель должен помнить, что ребенок обучается речи ТОЛЬКО ПО ПОДРАЖАНИЮ! Если Вы не будете говорить со своим малышом, обращать его внимание на название различных предметов уже с раннего возраста, то речью ребенок овладеть не сможет.

Детский логопед всегда выделает несколько основных этапов становления речи ребенка. Мамам и папам желательно не только обращать внимание на то, когда их сын или дочка начали тянуть звуки или говорить первые слова, но и фиксировать эти данные в блокноте, чтобы ничего не перепутать и не забыть. Когда родители и ребенок приходят на прием, то детский логопед им обязательно задаст ряд вопросов о развитии речи их чада.  И заполненный блокнотик поможет легко на эти вопросы ответить, а значит, детский логопед сможет дать маме и папе более полные рекомендации на будущее. Итак…

Развитие речи детей дошкольного возраста: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

К началу второго месяца младенец начинает реагировать на общение с ним: фокусирует взгляд на взрослом, прекращает плач, сосредотачивается на обращенной к нему речи.

Чуть позднее реакцией на общение становится улыбка, уже в 1, 5 месяца кроха осознанно улыбается маме или папе.

В 3 месяца можно наблюдать «комплекс оживления» в тот момент, когда к малышу подходит знакомый взрослый, берет его на руки, разговаривает. Возникает то, что обычно детский логопед или педиатр назовет «гулением». Ребенок издает звуки в ответ на улыбку и речь. Кроха «пропевает» гласные звуки, а также согласные н, к, и г.

В следующем месяце малыш порадует родителей смехом, который к 4, 5 месяцам становится продолжительным.

На 5 месяце малыш поворачивает голову к источнику звука, начинает реагировать на направление, откуда доносится звук. «Пение-гуление» приобретает интонационную окраску.

К полугоду счастливые родители могут услышать первые слоги, чаще всего это слоги – МА и БА. Ребенок не только слышит обращенную к нему речь – он начинает прислушиваться к голосу мамы или папы – это время характеризуется становлением начального понимания обращенной речи. Малыш безошибочно узнает знакомый голос.

В 7 месяцев карапуз начинает включаться в игру с взрослым, малыш осознанно начинает обращать на себя внимание родителей с помощью голосовых реакций.

Уже в конце 7 месяца появляется один из главных показателей развития речи ребенка в норме – «лепетные слова» или просто «лепет». Малышок повторяет несколько (как правило, два) одинаковых слога. И родители говорят, что наконец-то сын или дочка начал говорить – МА-МА, БА-БА, ПА-ПА. Но лепетные слова, это пока что только тренировка, они не являются словами в общепринятом понимании. Ребенок не называет маму или бабу, он просто развивает умение своего речевого аппарата. В это время кроха начинает обращать внимание на лица незнакомых взрослых, и могут выдать реакцию плача или явного нежелания идти на контакт – отказываются идти на руки к чужим, отворачиваются, кричат.

На 9 месяце малыш добавляет к своему речевому общению жесты. В этот период особую важность и актуальность получают игры-потешки. Детский логопед настоятельно порекомендует в этот период освоить с малышом «ладушки», «сороку-белобоку» и так далее.

В 10 месяцев малыш уже умеет называть несколькими лепетными словами (типа «ляля», «кака») определенные вещи или предметы. Т.е. словом «ляля» малыш называет именно куклу.

Далее ребенок начинает называть все больше предметов словами, понятными в конкретной ситуации. Очень часто это даже не целые слова, а, например, первый слог слова (ка – для называния коровы), сочетание слогов, когда из слова берутся несколько звуков, не всегда по порядку (мана – машина) или звукоподрожания (ав-ав – собака).

Детский логопед рекомендует

С самого рождения нужно все время разговаривать с ребенком. Отговорку – «он же ничего не понимает» — детский логопед не примет. Грудничок не понимает значения слов, но улавливает интонацию и общий настрой, учится различать голоса родных и постепенно начинает копировать Вас. Обращенная к малышу речь, должна быть тягучей, напевной, медленной, с ласковой интонацией. Ваша речь (как собственно и прикосновения) должна показывать все ваши чувства к маленькому человечку. Не даром, существует столько народных напевок, пестушек, коротких песенок для общения с крохой. Воспользуйтесь опытом наших бабушек, и Ваш труд окупится сторицей, когда малыш подрастет. Старайтесь не говорить с ребенком грубо, раздраженно или торопливо (и даже просто в его присутствии), помните, что слова несут энергетику. Пусть для Вашего ребенка она будет только положительной.

Годовичок способен понимать простые инструкции (дай лялю, иди ко мне), особенно если они подкреплены жестами. Количество лепетных слов, понятных в конкретной ситуации возрастает. Это связано еще и с тем, что ребенок выходит на новый уровень познания мира – в буквальном смысле – начинает ходить. Теперь детка уже самостоятельно может подойти к заинтересовавшей его вещи, а не ждать пока ее поднесут или мама подведет ребенка к предмету. Все, что находится в зоне досягаемости, изучается с помощью всех анализаторов (органов чувств) – трогается, нюхается, рассматривается, пробуется на зуб. Задача родителей называть, называть и называть без устали. Все, чего касается малыш или к чему бы он только еще хотел прикоснуться, должно обозначаться названием. Побуждайте ребенка говорить, называть, повторять сказанное Вами слово раз за разом. Не предвосхищайте все его желания и потребности. Если мама будет давать ребенку воды еще до того как он ее попросит, в речевой просьбе не будет необходимости. Старайтесь говорить полное название – например – это машина – машина би-би; это собака – собака ав-ав и т.д.

Если Ваш малыш немного не поспевает за данными этапами, не нужно пугаться. Каждый ребенок индивидуален, и темп его развития может быть несколько иной, нежели указано в нормах. Подождите немного, внимательно наблюдая за ребенком.

Но родители должны обязательно обратиться к детскому логопеду, сурдологу или невропатологу, если малыш абсолютно не реагирует на внешние раздражители, не поворачивает голову в сторону шумящей погремушки, не «поет» звуки и т.д. Своевременная помощь позволит скорректировать все недостатки в развитии.

Развитие речи детей дошкольного возраста: ОТ ГОДА ДО ШКОЛЫ

Постепенно ребенок научается понимать простую инструкцию, не подкрепленную жестами. Малыш по просьбе взрослого показывает знакомые слова на картинке, знакомые предметы и людей в комнате, на улице.

К полутора годам детки могут показывать части тела – своего и собеседника. В словаре ребенка может быть около 20 слов. Объем словаря зависит от того, как много времени родители уделяют объяснению, показыванию, называнию предметов и явлений. Пассивный словарь – те слова, которые ребенок понимает, но не использует в своей речи, как правило, больше, чем активный. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно больше слов переходило из пассивного в активный словарь.

Ближе к двум годам ребенок начинает использовать в своей речи простую фразу – предложение из 2 слов (дай пи – дай пить, мама на). Слова, которые ранее обозначались одним слогом, постепенно приобретают более правильную слоговую наполняемость. То есть добавляется второй, третий слог. Несовершенство звукопроизносительной стороны все еще делают речь малопонятной, но ребенок уже начинает улавливать слоговой рисунок слов.

После 2-х лет запас слов ребенка приближается к 50 и более. Дети способны понять и правильно выполнить двухэтапную инструкцию (найди колготки и принеси маме), начинают осваивать и правильно употреблять местоимения. До этого вместо местоимения Я, ребенок часто называет свое имя. К этому возрасту, если нет серьезных физических нарушений (расщелина губы, неба, короткая подъязычная уздечка) малыш правильно произносит звуки: м, н, п, б, в, ф, д, т, г, к, х.

К 2,5 годам ребенок осваивает понятие «один». Начинает использовать в своей речи слова-действия, показывает их на картинке (кто плачет, кто бежит).

Около 3 лет словарный запас ребенка может составлять до 700 слов. Малыш понимает множественное число глаголов и существительных. Составляет предложения из 4-6 слов. Называет свое имя, показывает на пальчиках и называет возраст. Может выполнить задание типа «спрячь конфету в карман, положи куклу на стул», связанное с пониманием пространственных предлогов. Ребенок понимает содержание прочитанных произведений, мультфильмов, может пересказать его с опорой на вопросы или картинку. Как правило, в этом возрасте ребенок начинает правильно произносить свистящие – с, сь, з, зь, ц.

Словарный запас ребенка 4-х лет может быть более 2000 слов. Малыш заучивает и рассказывает небольшие стихи, запоминает песенки. Использует в речи предлоги и союзы. Часто в этом возрасте начинается «словотворчество» — не зная правильную форму слова, ребенок начинает действовать по аналогии с уже известными вариантами, придумывает свои названия некоторым вещам и понятиям (прихожая – куда приходят, ухожая – откуда уходят). Ребенок начинает правильно произносить шипящие звуки ш, ж, ч, щ.

После 5 лет ребенок овладевает обобщающими понятиями – птицы, фрукты, обувь и т.д. запас слов превышает 3000. Речь становится более чистой и внятной. Шипящие и свистящие уже не пропускаются и не заменяются. Как правило «западают» только сонорные звуки – л, ль, р, рь. Дети используют все части речи в своих высказываниях.

До момента поступления ребенка в школу словарь ребенка активно увеличивается, ребенок узнает, запоминает, начинает использовать в речи устойчивые словосочетания, модели высказываний, образные слова, сравнения. В этом возрасти ребенок начинает правильно произносить звуки л, ль, р, рь. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Помогайте своим детям и внукам в овладении речью – объясняйте значения незнакомых слов (если ребенку не сказать, что такое «рельсы», он просто не будет знать это слово, не сможет его употреблять); исправляйте, если малыш неправильно употребил форму слова (ухи вместо уши), будьте внимательны к своей речи – говорите внятно, не проглатывая окончаний и предлогов. Расспрашивайте малыша, как прошел день в саду, что ребенок ел, во что играл, о чем был просмотренный мультик?

Разговаривайте с ребенком, и он расскажет Вам что-то настолько интересное, о чем знают только дети!

Автор — преподаватель-логопед Евгения Зайченко.