ребенок в детском саду

домашний детский сад

Статья для участников клуба организаторов и владельцев домашних (частных) детских садов «Мой детский сад»

Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Я из г. Калуга. Помогите, пожалуйста! Насколько я знаю, что бы организовать детский центр не требуется никаких разрешений СЭС и особых требований к помещению нет, также и не нужна лицензия — только организация ИП и налоговая отчетность. А как легально организовать в детском центре группы кратковременного пребывания? Сколько времени может находиться ребенок, нужна ли лицензия, насколько строгие требования к помещению? Я знаю, что их организовывают на базе центров дополнительного образования (у них есть лицензия, но помещение не соответствует детсадовскому?!).

Такая проблема возникла из-за того, что сотрудников одной очень крупной фирмы не устраивают условия муниципальных садов, и меня попросили попробовать решить эту проблему,(материальную сторону фирма берет на себя, а пребывание детей сделать хотя бы на 5 часов). Я понимаю, чтобы организовать частный дет сад огромной проблемой будет помещение — его придется строить, а это ОГРОМНЫЕ деньги. Вот ищу компромиссы, но все должно быть супер легально т.к. организация крупная и шумиха будет на весь город. Помогите, пожалуйста. Может есть еще какие-нибудь формы организации пребывания детей?
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Отвечает Ирина Гилета, юрист:
Добрый день.
Вопрос у вас глобальный.
Итак…. В настоящее время функционирует очень много образовательных учреждений, в которых имеются такие группы. В том числе и при детских центрах. Однако, группы кратковременно пребывания, в таком случае, основаны на свободной игре детей, без обучающего процесса и соответственно время пребывания в такой группе больше часа-двух, практически очень сложно. Ребенка надо занимать, водить в туалет, кормить и т.д. Таким образом, если вы хотите создать группу пребывания детей не просто
в свободном режиме (игровая комната и нянечка), а именно с целью получения детьми новых навыков, образования, то уйти от создания дошкольного учреждения по всем правилам вам не удастся.

Образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее — Законом ). Согласно Закону «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, обучающимися и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков и т.п.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, образовательный процесс может осуществляться только дошкольными образовательными учреждениями, перечень видов которых, является исчерпывающим. Это: детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации
детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Право на ведение образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без
лицензии нельзя — подобные действия влекут за собой уголовную ответственность. В то же время, в соответствии с «Положением о лицензировании образовательной деятельности» не подлежит лицензированию развивающая (занятия в кружках, секциях, студиях) воспитательная деятельность, организация досуга, проведение семинаров, тренингов, лекций, оказание консультаций и т.д. – т.е., если деятельность не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Очевидно, что деятельностью, «похожей» на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации. Но полностью избежать общения с пожарными и СЭС все равно не удастся. Если дети проводят в помещении полный день, то довольно сложно спрятать кровати и кухню от бдительных инспекторов.

Теперь по поводу создания группы кратковременного пребывания при дошкольном образовательном учреждении.

Создание, комплектование и функционирование такой образовательной группы регламентируется теми же нормами законодательства, что регулируют деятельность дошкольных образовательных учреждений. В первую очередь это Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ от 12.09.2008 г. № 666, Закон «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования групп кратковременного пребывания (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп).

Организация групп кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса.