ребенок в детском саду

Внимание! В статье интервью с автором методики МУЗЫКА ИНТЕЛЛЕКТА.

Возраст до 7 лет считается уникальным периодом, поскольку в это время происходит формирование мозга, мозговых структур, характера. Исследования ученых это подтверждают: к трем годам мозг созревает на 75%, а к шести на все 90%. Именно поэтому методики раннего развития имеют такие положительные результаты. Дошкольный возраст — самый оптимальный для закладки фундамента, как минимум, на школьную, а как максимум, и на всю жизнь.

Стоит сказать о том, что созревание мозга и внешние воздействия напрямую взаимосвязаны. Обучение в период формирования мозга для ребенка просто и физиологично. Оно не требует от ребенка особых усилий, тогда как в более позднем возрасте подобные занятия могут даться намного сложнее.

Одно из внешних проявлений — это музыка. Она не только оказывает заметное действие на физиологическое состояние человека (изменяются показатели пульса, давления и другие), но и активизирует творческое мышление, стимулирует процессы памяти и мышления, улучшает арифметические и вербальные способности.

Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Очень важно, чтобы с рождения ребенок был окружен красивой и «богатой» музыкой. С ее помощью он сможет также научиться читать и писать.

О том, что такое «богатая» музыка, как ее правильно применять в обучении — мы поговорили с Алисой Анатольевной Самбурской, автором методики «Музыка интеллекта».

Алиса Самбурская

Интервью с Алисой Анатольевной Самбурской, автором методики «Музыки интеллекта»

— Сейчас продается очень много дисков и обучающей литературы по «умной музыке». Как не заблудиться среди всего этого разнообразия и выбрать действительно «правильную» музыку интеллекта?

Алиса Анатольевна: — Сначала давайте определимся с терминами. Что касается моей «Музыки интеллекта», то это педагогическая концепция раннего развития детей, в основе которой лежит принцип синтеза науки и музыкального искусства. Это тесное взаимодействие и взаимообогащение интеллектуального, творческого и духовного компонентов развития ребенка. Название системы «Музыка интеллекта» подразумевает понятие ГАРМОНИИ интеллекта. Зачастую под словом «интеллект» понимается умственный потенциал человека, его аналитические способности, набор знаний – и только. Мы же считаем, что интеллект неразрывно связан с творчеством, что это две половины единого целого, как два полушария одного мозга. И только при тесном взаимодействии этих сил возможно полноценное развитие ребенка. Поэтому в данном случае словосочетание «музыка интеллекта» должно пониматься в широком смысле, а не как «музыка для умных» или «музыка для формирования интеллекта».

— Также «музыкой интеллекта» часто называют музыку, которая благотворно влияет на интеллект. Причем, диски, которые продаются с такой «полезной» музыкой содержат часто не только знаменитые произведения классической или эстрадно-симфонической музыки, но и специально созданные «шедевры», якобы благоприятно воздействующие на память, умственные способности. Можно встретить в продаже так называемые музыкальные подборки «Для ума», «Для расслабления», «Для запоминания информации» и прочее. Я не берусь критиковать все подряд эти издания, но убеждена, что подавляющее большинство такой продукции — это чистое шарлатанство. Хотя, конечно, в разделе психологии — музыкотерапии — существуют специальные методы воздействия звуком на организм человека, и есть специально разработанные звуковые программы для терапевтического использования. Но рекомендовать их должен специалист, врач.

— Как выбрать для ребенка действительно полезную музыку, и какую музыку считать полезной? Можно с уверенностью сказать, что любая «богатая» музыка полезна. Богатая — это такая музыка, которая насыщена различными музыкальными характеристиками: красивая незаурядная мелодия, ритмическая организация, динамическое разнообразие, тембры инструментов и их сочетания, модуляции, каденции и другое. Конечно, классическая музыка в этом смысле беспроигрышный вариант. Но, кроме классики, это может быть и джаз, и популярная музыка в исполнении эстрадно-симфонических оркестров.

— Богатая музыка встречается в любом жанре. Это просто музыка высокого качества — и с точки зрения ее создания, и с точки зрения ее исполнения. Главным критерием отбора внутри «богатой» музыки является только личный вкус. Например, как показали исследования в разных странах, в том числе и наши (имею в виду себя), большинство детей, если мы говорим о классике, выбирают, мажорную музыку в средних темпах, музыку Моцарта, Чайковского, Баха, Рахманинова, Грига, Шопена. А вот, например, Шостакович, или даже Брамс вызывают неприятие. Но это не означает, что такая музыка «неполезная». Просто дети по своей природе стремятся к радости и легкости, поэтому, видимо, мрачная или слишком трогательная музыка вызывает у них отрицательные эмоции. Мы говорим о большинстве. Разумеется, встречаются дети, которые обожают Брамса.

— Так что совет родителям только один: слушайте хорошую музыку сами и давайте ее слушать своим детям. Богатая музыка должна быть естественной «средой обитания» для ребенка, как чистота в доме, как наличие еды и игрушек.

— Да, еще один момент! Сейчас в продаже есть диски с классической музыкой в так называемой «специальной аранжировке для детей». Это когда великие мелодии исполняются всякими колокольчиками-звоночками-бубенчиками. Мне непонятна мотивация людей, которые делают эти «специальные аранжировки». Они считают младенцев какими-то недоразвитыми, раз им требуется такое «особенное» примитивное исполнение? Некоторые взрослые не любят или не понимают классику (чаще всего потому, что просто редко с ней сталкивались в жизни), и, видимо, считают, что раз они — такие умные — «не догоняют», то дети и подавно не поймут всю красоту симфонического исполнения.

— Словом, дорогие родители, вместо бубенчиков лучше купить лицензионный диск красивой музыки в каком-нибудь прекрасном исполнении.

— Если мы говорим о музыке интеллекта, должны ли быть прослушивания рекомендованного списка ежедневными, регулярными? Должна ли музыка звучать фоном или ребенок должен концентироваться на прослушивании и не отвлекаться на посторонние занятия?

Алиса Анатольевна: — Список рекомендованной музыки, представленный на моем сайте (alicepush.ucoz.ru) — весьма условный и, разумеется, не окончательный. Он составлен в результате исследования детских музыкальных предпочтений. Для исследования были взяты произведения, которые, как показали, эксперименты психофизиологов Г. Маляренко и М. Хватовой, положительно влияют на функции мозга детей 4-7лет, и уже среди этих отобранных произведений дети выбирали те, которые им больше нравятся. Можно слушать и эти произведения, и другие, которые вписываются в понятие «богатая музыка».

— Конечно, хорошо, если музыка является обычной естественной окружающей средой. Можно слушать ее целенаправленно, концентрируясь на прослушивании. Можно сочетать музыку с другими видами деятельности — например, танцы, движение под музыку, музыкальные игры — в этом случае мы тоже имеем дело с активным слушанием, но также музыка может быть и фоновой (например, во время рисования или других занятий). То есть, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Благоприятное воздействие происходит и в том, и в другом случае, так как анализ мозгом частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

— Реализуется ли музыка интеллекта в детских садах? Если да, то каким образом это происходит? В частности, проект «Классическая музыка в детском саду»…

Алиса Анатольевна: — Надеюсь, что реализуется. Так или иначе музыкальные занятия присутствуют во всех детских садах. Дети и поют, и танцуют под музыку, и слушают ее, музицируют. Если вы спрашиваете именно о моей системе, то я регулярно провожу мастер-классы с педагогами и руководителями детских центров развития, делюсь своими знаниями и идеями, которые они, надеюсь, используют в своей работе. Несколько клубов детского развития занимаются по моим методическим разработкам.

— Оценить то, насколько хорошо «работает» проект «Классическая музыка в детском саду» вряд ли могу, это не в моей компетенции, но это замечательно, что подобные проекты существуют.

— Каким образом можно обучить детей математике, чтению и письму с помощью музыки?

Алиса Анатольевна: — Использовать музыку в обучении детей чтению, письму и математике можно самыми разными способами. Например, пение-караоке — это не только пение, но и самое настоящее глобальное чтение. Можно использовать вокальные распевки не только для развития дыхания и голоса, но и заодно изучая гласные и слоги-слияния. Кстати, Н. Зайцев, замечательно известный своей системой обучения чтению по складам (кубики Зайцева), тоже использует попевки. Пропевая гласные, легко почувствовать разницу между согласными и гласными звуками, легче их запоминать, и веселее.

— Очень широко используются различные обучающие песенки. Для понимания количественной характеристики числа для малышей можно просто использовать известные песенки, которые они с удовольствием поют, запоминают, а заодно у них формируются количественные представления: «Два веселых гуся», «Три маленькие хрюшки», «Четыре черненьких чумазеньких чертенка», «Песенка про 7 нот» и другие.

— Известное всем упражнение на слушание аккорда также можно использовать для формирования количественных представлений. Дети очень любят слушать аккорд и угадывать количество звуков в нем.

— Письмо в этом возрасте как таковое не существует, скорее речь идет о рисовании, штриховке — то есть подготовке руки к письму. Тут можно использовать фоновую музыку. Также очень удобно выполнять некоторые письменные задания под специальное музыкальное сопровождение — в подходящем ритме и музыкальном размере. Например, трехдольный размер очень хорошо подходит для написания штрихов, вертикальных линий, палочек с закруглением — музыка способствует правильному нажиму, ритмичности письма. Это нехитрые приемы, которые может использовать любой педагог, воспитатель или родитель в обучении ребенка.

— У вас трое детей. Как они относятся к классике и джазу?

Алиса Анатольевна: — У нас в семье все любят и понимают музыку. Дети обязательно учатся в музыкальной школе. Старший сын два года назад закончил школу с красным дипломом, Лауреат международных фортепианных конкурсов, в том числе и Лауреат Международного конкурса «Рояль в джазе». Джаз любят, но скорее не классический би-боп, а более современный — фьюжн, фанк, джаз-рок. Любят Оскара Питерсона, знают и наших отечественных джазменов: М. Окуня, Д. Крамера, Ю. Чугунова, И. Бутмана. Младший тоже участвует в конкурсах, играет на Фестивалях. Нам очень повезло с преподавателем по специальности, благодаря которому дети не только здорово играют на фортепиано, с легкостью подбирают любую мелодию и аккомпанемент к ней, но и знают музыку, и любят ее. Особенное отношение к русской музыке: Чайковский, Рахманинов, Скрябин. Младшая дочка — ей еще нет двух лет — тоже уже с удовольствием музицирует.

— Несмотря на музыкальные успехи, мои дети не планируют связывать свою профессию с музыкой. Но они уверены, что музыкальное образование очень обогащает и способствует интеллектуальному развитию. Это действительно так. Старший мой сын — ему 15 лет — в этом году закончил экстерном школу, с золотой медалью. Младший сын- тоже отличник, закончил 4 класс, победитель различных Олимпиад. Самая младшая доченька Маруся уже начинает хорошо говорить и понемногу читать (наши дети разговаривать и читать начинали одновременно — глобальный метод. Вообще, я о своих детях могу говорить бесконечно. Я их просто обожаю и очень ими горжусь.

— Можем ли мы говорить о том, что музыка – это панацея от всего? Можем ли мы скорректировать поведенческие проблемы в поведении у ребенка с помощью музыки или необходимы также другие ресурсы?

Алиса Анатольевна: — Я не считаю, конечно, что музыка — панацея от всего. И в психологии, и в психотерапии, и в обучении, разумеется, нужны и другие методы. Хотя, зачастую музыка действительно творит чудеса. Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

— Если мы говорим о музыке интеллекта, то можно ли ее слушать скаченной из Интернета? Не искажает ли это эффект?

Алиса Анатольевна: — Позитивный эффект дает любая «богатая» музыка в хорошем исполнении. Но наиболее сильное воздействие оказывает на человека, конечно, так называемая живая музыка, ведь к музыкальной энергетике в данном случае добавляется и энергетика живого исполнения, в которой присутствуют и душа исполнителя, и вибрации живых инструментов.

—  Какие рекомендации вы могли бы дать современным родителям?

Алиса Анатольевна: — Рекомендация только одна: окружать своих детей самым прекрасным, что только вы можете дать своему ребенку. Ребенок должен расти и развиваться в гармоничной красивой духовной обстановке, которая формирует его психику, а не разрушает ее. Внимание, любовь и нежные слова, позитивная информация, красивая природа, умные книги, самые лучшие образцы искусства… Ребенок воспринимает окружающий его мир как естественную среду, как данность. Только от родителей и зависит, какой будет эта «естественность».

Интервью провела Даниленко Мария.