Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»
Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.
Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий
- При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
- Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Активизация творческого воображения.
- Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
- Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
- Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
- Дает свободу слова и свободу проявления личности.
- Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.
Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:
Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.
Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
Рекомендуемая литература для семейного прочтения:
- А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
- М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
- Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».
Автор — Даниленко Мария.
Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»
Автор — КОСТЯЕВА Наталья Анатольевна,
воспитатель МАДОУ №186 «Волгарик», г. Ульяновск.
Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек
Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели:
- Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
- Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
- Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
- Формировать умение опираться на информативные знания.
- Формировать классификационные умения.
- Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.
1 этап. Определение проблемы с детьми
В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.
У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.
Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:
- Потому что в одежде трудно наклоняться.
- Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
- Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
- Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.
Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.
Установление противоречия.
Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?
Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:
- Положить тряпку у входа.
- Снимать обувь при входе в детский сад.
- Носить запасную обувь.
Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:
Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.
2 этап. Сбор копилки.
Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».
3 этап. Картотека
Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:
- Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
- Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
- Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
Далее, дети стали искать способы борьбы с каждым из этих видов грязи и дополнять картотеку. Для этого дети наблюдали, как дома мама борется с грязью, как борются с грязью в садике, на улице.
- С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
- С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
- Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.
4 этап. Модель изобретения
Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.
Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.
Таким образом, в модель попали:
- Пылесос.
- Механические щётки.
Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.
5 этап. Создание продукта
Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.
Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.
Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».
Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.
Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.
Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.
У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.
Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.
Положительные:
- Бережёт труд человека.
- Экономит моющие средства, ткань, воду.
- Не загрязняет природу.
- Экономит денежные средства людей.
Отрицательные:
- Много деталей — значит, дорогой.
- Тратит электричество.
Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.
6 этап. Презентация
Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.
7 этап. Определение перспективы
На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:
- Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
- Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.
В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.
Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.