ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городе в семье, где придерживались строгих католических нравов. Еще в детстве Мария Монтессори проявила неординарные способности в математике, не могла расстаться с учебником даже в театре.

В 12 лет Мария Монтессори решает поступать в техническую школу, но по тогдашним правилам девочек в школу не принимали. И тут первая победа — Мария Монтессори не только в нее поступает, но и с отличием ее оканчивает.

После школы Мария поступает в университет, что тоже для того времени — из ряда выходящее явление. Обучаться медицине в университете имели право только мужчины. Девушку принимают сначала вольной слушательницей, а затем, ввиду особых успехов, зачисляют полноправной студенткой на курс.

Для оплаты учебы Мария Монтессори устраивается работать в университетскую клинику, где начинает вплотную общаться в детишками, имеющими те или иные отклонения в развитии. Именно тогда к ней приходит мысль о необходимости создания особой развивающей среды вокруг ребенка, которая поможет подготовить его к жизни.

В 1900 году Мария Монтессори возглавляет только что открывшуюся ортофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. В школе использовались специальные игровые материалы, с помощью которых ученики могли познавать окружающий мир на основе собственного сенсорного опыта. С детьми, у которых наблюдалась задержка речевого развития, занимались специальными «пальчиковыми» упражениниями — на развитие мелкой моторики. Через некоторое время воспитанники школы показали результаты, намного превосходящие результаты своих сверстников из обычных школ: в письме, чтении, счете.

Мария Монтессори вплотную занялась изучением развития здоровых детей, и в 1907 году в Риме под ее руководством открывается первый Дом Ребенка. Работа в этом заведении строится строго по принципам, предложенным М.Монтессори.

Фотографии из книги Марии Монтессори НАУЧНЫЙ МЕТОД, 1916 год

Дом Ребенка был открыт с 09.00 до 16.00: свободные игры в нем чередовались с молитвами, а разнообразная познавательная деятельность — с пением. Все: и окружающая среда, и уроки — было направлено на то, чтобы ребенок был самостоятельным.

Для занятий были разработаны специальные дидактические материалы, направленные на то, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развил терпение и волю, наблюдательность, и самое главное — научился проявлять инициативу.

В процессе обучения материалы постоянно совершенствовались и порядка 70% изначально предложенных были признаны негодными. Остались только самые лучшие, которые с тех пор называют ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ МОНТЕССОРИ.

Старинные материалы Монтессори, хранящиеся в Институте Детства в Санкт-Петербурге

В 1909 году открываются курсы по Монтессори-педагогике, к Марии приезжают педагоги из разных стран, в том числе и Юлия Фаусек, которая впоследствии откроет ПЕРВЫЙ В РОССИИ МОНТЕССОРИАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД.

В 1929 году Мария организует МЕЖДУНАРОДНУЮ МОНТЕССОРИ-АССОЦИАЦИЮ, AMI, которая действует и по сегодняшний день. После смерти Марии Монтессори ассоциацию возглавил ее сын. Сейчас Монтессори-ассоциации есть в России, Германии, Франции, Италии, Китае и других странах. Работают более тысячи школ Монтессори, а в 1988 году имя Марии Монтессори решением Юнеско было включено в список четырех педагогов, определивших направление педагогического мышления двадцатого века.

Портрет Марии Монтессори украшал купюру в 100 лир до введения в Италии евро — это единственный прецедент печати на па деньгах портрета педагога.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Методика Марии Монтессори основана на наблюдении за ребенком в условиях естественных и способствующих изучению.  Основной принцип — подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению. Девиз метода:

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ

По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того, чтобы малыш самообразовывался, самообучался, не надо его наказывать или поощрять. Необходимо лишь вовремя создать необходимые, те самые ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ.

В обычном детском саду за ребенка постоянно «решают»: с какой игрушкой играть, как играть, где сидеть, занятия в детском саду расписаны от и до. В Монтессори-саду ситуация обстоит по-другому: ребенку предоставляется ПОЛНАЯ СВОБОДА ВЫБОРА. Монтессори-педагог ждет, пока ребенок выберет заинтересовавшую его игрушку. Если малыш не знает, как пользоваться пособием, педагог ему подскажет или покажет.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО — ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И ВМЕШИВАТЬСЯ, ТОЛЬКО ЕСЛИ САМ РЕБЕНОК ЭТОГО ПОПРОСИТ.

Монтессори-педагог должен быть терпелив. Мария Монтессори часто замечала, что взрослые не учат детей, а ругают их.Мы часто говорим ребенку: ты еще маленький, тебе нельзя. Что вместо этого скажет Монтессори-педагог?

— Ты уже врослый и вполне можешь справиться с этой задачей.

СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНИЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО — один из ключевых принципов методики Марии Монтессори. И наличие игрушки в единственном экземпляре в Монтессори-группе — своеобразная проверка ребенка. Если игрушка уже занята другим малышом, то ребенок должен дождаться совей очереди — это формирует волю, учит его сдерживаться и ждать.

В Монтессори-группах вы никогда не услышите слова «Молодец!». Почему? Да потому что дети впадают от этого слова в зависимость: им важен уже не сам процесс, а конечный результат, который они видят в слове «Молодец». Заменить это слово очень легко другими  «безобидными» синонимами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось.

Монтессори-педагог почти все время проводит на корточках, потому что он должен быть рядом с ребенком, на уровне ребенка, обучение должно проходить «глаза в глаза». Исследования показали, что дети лучше слышат так взрослых, дети начинают ощущать себя не зависимыми от высоких дядей с тетями, а с ними наравне.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ

Мебель в Монтессори-группах очень удобная. Вместо парт, сковывающих и ограничивающих движения малыша — удобные и легкие столы со стульчиками, которые ребенок может самостоятельно передвигать по группе.

Вот что пишет сама Мария Монтессори:

— Мы направляем деятельность ребенка к тому, чтобы он пользовался сам всеми этими предметами, ставил бы их на место после того, как привел в беспорядок; строих их снова, после того, как разрушил; чистил бы их, мыл, сметал пыль, натирал. Так создается особая работа, которая, как показал опыт, необычайно подходит маленьким детям. Они на самом деле чистят и на самом деле приводит в порядок. И делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем ловкость, которая кажется почти чудом и которая является для нас настоящим откровением, ибо мы раньше никогда не давали детям случая каким-нибудь разумных способом проявлять свои способности.

Мария Монтессори разделяет всю среду на зоны:

Зона практической жизни

Ребенок познает практическую часть жизни: переливает воду из кувшина в кувшин, моет и чистит овощи, стирает, застегивает молнию, завязывает шнурки. Для всего этого подойдут как обычные бытовые предметы (всевозможные кастрюли, емкости, и так далее), так и специальные игровые пособия — шнуровки, например.

Зона сенсорного развития

Ребенок учится различать температуру, трогая нагретые на солнышке камушки и лед, вынутый из холодильника; различать цвета, предметы по весу; знакомится с разнообразием запахов, нюхая баночки с различным наполнением.

Математическая зона

Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия, который можно встретить в математической зоне — обычные счеты.

Зона языкового развития

Эту зону наполняет большое количество предметов, направленных на развитие мелкой моторики. Изучая азбуку, дети обводят пальчиками шершавые буквы, а затем стараются воспроизвести очертания букв, рисуя их на крупе.

Зона естественнонаучного воспитания (космоса)

Эта зона дает ребенку первые представления об окружающем мире: ботанике и географии.

ИНТЕРВЬЮ с создательницей Монтессори-центра

Причины, побуждающие открыть частный детский сад, могут быть самые разные — от желания быть рядом со своим ребенком до желания развить собственное дело. А что может послужить причиной открытия Монтессори-центра? Мы побеседовали на эту тему с создательницей Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК, Натальей Ушаровой:

— Как возникла идея создания Монтессори-центра?

Наталья Ушарова: Иногда систему Монтессори называют родительской методикой. И в этом есть своя правда. При всем при том, что это действительно научная педагогика, в основе которой лежат труды многих великих людей, но очень часто (по крайней мере в России точно) она обычно начинается с мам и пап, которые ищут какого-то другого отношения к своему ребенку.

Так произошло и со мной, 14 лет назад, когда родился мой первый сын. Я просто почувствовала, что это маленькое создание  обладает чем-то таким, что завораживает, воодушевляет, но в то же время пугает тем, что ты его совсем не понимаешь и не знаешь, как правильно с ним общаться, чтобы не навредить, не напугать… Он был для меня как пришелец с других планет в этом мире. Наблюдая, ты вдруг начинаешь понимать, что с ним нельзя общаться так, как с другими людьми, как со взрослыми. И встает вопрос – а как? Четырнадцать лет назад не было такого информационного пространства, как сейчас и найти ответ было не просто. Мне повезло — на моем пути встретился детский психолог, с которой мы работали вместе. Именно после многих часов общения с ней я начала изучать психологию, изучала самые разные методики развития детей и каким-то неведомым мне путем нашла систему Монтессори (я действительно часто пытаюсь вспомнить, как это произошло, и не могу).

Я пошла учиться на курсы Монтессори-педагогов и все больше утверждалась в мысли, что это действительно то, что поможет жить в этом мире и ребенку, и самому взрослому, потому что придется многое менять в первую очередь в себе самом!

Время шло, не все получалось так гладко, как хотелось, но вера в детей и понимание их предназначения в нашей жизни росло с каждым годом, и когда родился второй ребенок, выбора уже не было — это мог быть только центр Монтессори. И если в самом начале пути я часто чувствовала себя одинокой, то сейчас все больше и больше людей остаются рядом. Мы стараемся понимать и принимать друг друга: и с родителями, и с детьми, и, конечно, с коллегами!

— В центр детей приводят родители, «подкованные» в плане образовательных методик, в том числе знакомые с методикой Марии Монтессори?

Натальяя Ушарова: По моим наблюдениям, на сегодняшний день родители начинают думать о воспитании своего ребенка уже тогда, когда он еще и не родился. Вот только не всегда они бывают скрупулезны в изучении этих знаний. Все знания в основном добываются в недрах Интернета и многочисленных, не всегда хороших книжках, где пишут многие и обо всем, где часть информации теряется, часть трансформируется и часто не проверяется на правдивость и иногда уже не понятно, что правда, а что нет. Это, вероятно, проблема нашего информационного времени. Поэтому и приходят родители с разными знаниями.

Есть и такие, кто также, как многие из Монтессори педагогов, сначала по наитию, а потом и специально копаясь и изучая все накопленные за это время знания, целенаправленно приходят к нам. Конечно, потом мы с любыми родителями очень много общаемся, обсуждаем, находим одинаковые взгляды на жизнь, находим разницу.

— Появляются ли какие-то новые игры и пособия, разработанные по методике Марии Монтессори?

Наталья Ушарова: Чтобы ответить на этот вопрос, наверное, сначала надо уточнить, что классические Монтессори материалы настолько идеально продуманы, что изменять что-то в них и дорабатывать просто нет смысла. Они созданы путем научных изысканий и опробованы детьми на протяжении многих лет, в них продумано и просчитано все до мелочей: от породы дерева, из которого можно делать материал, до продумывания каждой детали, которые изготовляются с ювелирной точностью, ведь ребенок очень чутко чувствует и вес материала, и его гладкость или шершавость, его длину или вес. Или, например, в каждом материале заложена проверка, чтобы ребенок мог сам себя проверить, не обращаясь к педагогу.

При этом каждый материал готовит ребенка для работы с последующим, они все работают в связке друг с другом.

Кстати, один из критериев, как определить пришли ли Вы в Монтессори центр или в какой-то иной: если в центре стоят только материалы какой-то одной группы, например, математики и ничего другого нет, то сразу понятно, что здесь нет системы Монтессори, это скорее использование части материалов для дополнительных занятий с детьми.

Однако широко развиваются дополнительные дидактические материалы по разным направлениям:

  • в музыке,
  • в русском языке,
  • естественных науках (география, биология),
  • для занятий с совсем маленькими детьми (от рождения до 3 лет).

Но, конечно, все они должны соответствовать основным критериям, принятым в системе Монтессори.

— Вы часто ездите на Монтессори-форумы. Что на них обсуждается?

Наталья Ушарова: Сейчас действительно проводится достаточно много мероприятий — это и научно-практические конференции, и конгрессы, и форумы, и конференции, и даже стратегические семинары. Тем для обсуждений тоже достаточно много. Это и новейшие научные исследования: от развития мозга до влияния окружающей среды на семью и ребенка, психологические исследования, создания мира, в котором ребенку будет комфортно, обсуждение вопросов интеграции системы Марии Монтессори в современное образовательное пространство и многие другие вопросы.

Конечно, чаще всего это еще и обмен опытом, как с коллегами из нашей страны, так и зарубежья. Вопросов в нашей работе всегда много и они никогда не заканчиваются, всегда есть к чему стремиться и когда ты видишь, что твой коллега нашел решение, которое может помочь и тебе, становиться легче и интереснее работать.

— Проводится ли работа с родителями? Должны ли дома родители также позаботиться о подготовке развивающей среды по методике Марии Монтессори?

Наталья Ушарова: Именно родители определяют стиль общения с ребенком, именно они дают или не дают ему возможности для самореализации, именно они создают ту среду, в которой будет жить и развиваться ребенок. И очень часто родителям нужна наша помощь в этом, а нам нужна их помощь, чтобы понять их ребеночка как можно лучше и вместе помочь ему расти и развиваться. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы это была не работа нас с родителями, а постоянное общение и взаимодействие друг с другом.

— Как можно стать Монтессори-педагогом? Есть ли у нас в России курсы?

Наталья Ушарова: В России сейчас несколько ассоциаций и несколько вариантов курсов. Все они чем-то похожи и в чем-то имеют различия. Некоторые могут длиться полтора месяца, некоторые растягиваются на год. Средняя стоимость составляет около 20-25 тысяч, но есть и более дорогостоящие варианты, все зависит от квалификации педагога и получаемого сертификата.

Есть курсы, которые проводят российские специалисты, есть те, что проводятся международными сертифицированными Монтессори тренерами.

Чтобы понять, как правильно выбрать курс, который будет являться основой для будущего Монтессори педагога, наверное, нужно в первую очередь честно ответить себе на вопрос: а чего же хочу я? Могу ли я заглушить свои амбиции и увидеть в каждом ребенке чудо, не похожее ни на одно другое, быть рядом, но в стороне, быть как бы всегда в тени, помогая маленькому росточку расти и расцветать и, в конце концов, превратиться в прекрасный цветок?

Это очень важно, так как, конечно, на хороших курсах всегда достаточно большая часть теории, должна присутствовать практика наблюдений за детьми, практика работы с детьми и дальнейшее сопровождение молодого специалиста (супервизия), но никто не сможет заставить иначе смотреть на ребенка человека, который этого не хочет.

— Можно ли как-то в жизни выделить ребенка, который занимался в обычном детском саду, и ребенка, который занимался в Монтессори-группе?

Наталья Ушарова: Вся система Марии Монтессори построена на принятии ребенка таким, какой он есть, в ней нет места сравнениям, противопоставлениям, выделением одного на фоне другого. Поэтому думаю, что будет не очень корректно и мне сейчас сравнивать. За рубежом проведены многочисленные исследования, что получает ребенок после детского сада и школы Монтессори, у нас в стране сейчас тоже занимаются такими исследованиями и думаю, после их публикации для некоторых родителей будет более понятно, зачем существуют организации, работающие по системе Монтессори.

Но мы счастливы, если после посещения центра или сада ребенок становится более самостоятельным и самодостаточным, когда он радуется каждому своему открытию и стремиться учиться и познавать, творить, когда может помочь своему другу или просто соседу и может сам позвать на помощь, если она ему требуется, когда он не боится делать ошибки, а стремится на них учиться, когда он становится терпеливее и способен долгое время концентрироваться на том, что ему интересно, когда он становится уверенней в себе и готов преодолевать любые трудности, которые могут встретиться в жизни!

Да, среди выпускников Монтессори-школ есть очень знаменитые личности: основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, Джеффри Безос — основатель интернет-империи Amazon.com, Француа Миттеран — экс-президент Франции, актер Джорж Клуни и многие другие. Но есть и те, кто может и не прославился на весь мир, но нашел свое счастье в чем-то своем и получает удовольствие от своей жизни, а не ругает всех за то, что что-то в ней не сложилось.

Статью подготовила Мария Даниленко.

_________________________________________

Литература:

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.