ребенок в детском саду

музыка для детей

Дошкольное образование немыслимо без музыкального компонента. Еще бы! Музыкальные занятия способствуют полноценному обмену информацией между обоими полушариями мозга, развивают координацию и моторику, раскрепощают ребенка.

Взаимоотношения детей с музыкой сложные, «благодаря родителям» — ребенка в 5 лет отдают в музыкальную школу. Со временем энтузиазм у ребенка окунуться в мир нот и диезов пропадает: ему становится неинтересно и он все чаще слышит от родителей, что музыкой заниматься НАДО. Конечно, это происходит не во всех семьях, а лишь в тех, где, скорее всего, не знают про методику «Музыка вместе с мамой», разработанную Сергеем и Екатериной Железновыми.

Об авторах методики МУЗЫКА С МАМОЙ

Авторы методики раннего музыкального развития «Музыка с мамой» — Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна.

 

Сергей Железнов закончил консерваторию и долгое время преподавал в детских музыкальных школах.

Екатерина Железнова также имеет музыкальное образование по специальности – дирижер и музыкальный руководитель. После окончания МПГУ факультета дошкольной педагогики и психологии к профессиональным навыкам добавились еще диплом на учителя музыки и методиста.

Сейчас они оба ведут студии раннего развития «Музыка вместе с мамой».

С чего начинался проект ВМЕСТЕ С МАМОЙ

Методика «Музыка с мамой» зарождалась в девяностях годах прошлого столетия. Первоначально целью музыкальных занятий было выявление музыкальных талантов у детей в раннем возрасте и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. Но, занятия, рассчитанные исключительно на юных гениев, подходили, увы, не всем.

Тогда было решено разработать занятия, которые бы были интересны основной массе детишек. Как заметили создатели методики, большое внимание родители уделяют в первую очередь общему развитию детей и положительные эмоции ребенка после занятия. Современный материал для музыкальных уроков был либо слишком академичен и неинтересен детям, либо слишком примитивен и не способствовал должному развитию. Были еще методички шестидесятых годов с веселыми и задорными песнями, которые никак нельзя было назвать современными.

В таких условиях создавалась методика «Музыка с мамой». Основные «киты», на которых она основывалась:

  1. Родитель принимает активное участие в занятии.
  2. Основная музыкальная деятельность – движение, так как детям трудно усидеть на месте.
  3. Для занятий необходимы фонограммы: без них педагог не может полноценно участвовать в учебном процессе.
  4. Приветсвуется раннее знакомство с музыкальной грамотой и клавиатурой.

Актуальность методики Железновых

Методика «Музыка с мамой» рассчитана на детей от 6 месяцев до 6 лет. Сергей и Екатерина Железновы отталкиваются от того, что

наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.

Программа вот уже много лет остается современной и актуальной. Объясняется это просто.

Во-первых, методика сочетает в себе традиционный подход и современные технические средства обучения (диски, видео).

Во-вторых, методика универсальна. Она может применяться как для отдельных музыкальных занятий, так и быть интегрированной в любую программу, по которой занимаются в дошкольном учреждении.

В-третьих, в продаже и в интернете есть практические материалы, которые делают методику доступной для всех, в том числе, и для родителей.

В-четвертых, разработан целый комплекс занятий и упражнений как для групповых уроков в детских садах, так и для индивидуального домашнего обучения, «вместе с мамой».

Занятия включают в себя

  • пальчиковую гимнастику,
  • различные виды игр,
  • танцы,
  • слушание музыки,
  • развитие речи и музыкально-слуховых представлений,
  • игру на звуковысотных и шумовых инструментах,
  • знакомство с теорией музыки.

Как отмечают создатели методики, она действует лишь тогда, когда взрослые хвалят ребенка.

Основные правила проведения занятия в детском саду или центре

Для занятия в детском саду по методике понадобятся:

  • мебель: доска, детские стульчики и столики, ковер;
  • музыкальный центр и пианино;
  • музыкальные инструменты на всю группу – бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы, металлофоны, ксилофоны;
  • музыкальные инструменты на часть группы – треугольник, коробочка, тон-блок, рубель, тарелка большая, маленькие тарелочки, барабаны, цимбалы;
  • детские синтезаторы – если занимаются дети старше 3 лет;
  • гимнастическое оборудование по числу детей – гимнастические палки, обручи, мячи, мешочки с песком;
  • игровое оборудование – куклы петрушечные и сюжетные игрушки;
  • дополнительное оборудование – газовые платочки и большие платки, подушки, плед или одеяло, сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчики, сюжетные шапочки.

Этот перечень оборудования является наиболее полным.

Занятия рассчитаны на группы по 8 или меньше человек. Разница между детьми по возрасту не должна превышать шести месяцев. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность урока зависит от возраста детей: для детей до двух летей — 30-35 минут, для детей от 2 до 3 лет — 30-45 минут, для детей от 3 до 5 лет — 45 минут.

Желательно объединить музыкальное, наполненное по динамике занятие с более спокойным времяпрепровождением в зоне «свободной игры»: например, рисованием, работой с монтессори-материалами.

Примеры музыкальных игр

Для развития музыкального слуха авторы методики предлагают регулярно включать в занятия игровые задания.

Примеры игр:

УГАДАЙКА — дети должны угадывать по звуку предметы: по какой коробочке постучали, по какому стаканчику звонили, на каком музыкальном инструменте играли.

ГОСТИ — из картона вырезаются фигурки для некоторых нот. Например, нота до — это доктор, нота ми — мишка, нота ля — лягушка. Какая-то из игрушек «нажимает» на клавишу, а ребенок угадывает, что это за нота, кто пришел.

ЗЕВАКА — когда педагог нажимает ноту до, ребенок шагает. Когда нажимает другую ноту — ребенок прыгает. Эту игру можно развить дальше и придумать другие задания: под ноту до ребенок шагает, под ноту ре прыгает, под ноту ми — бежит.

КОМАРИКИ — ребенок не смотрит на клавиатуру, педагог нажимает на какую-то клавишу и произносит звук «з-з-з». Ребенок должен найти эту клавишу и прихлопнуть комара. Повторить со всеми клавишами.

Обучайте ребенка музыке, играя, и не забывайте почаще его хвалить!

Материал подготовила Мария Даниленко.